Составитель: учитель информатики Акулинин О.В.

Урок информатики в 9 классе

«Электронные таблицы: среда и принципы работы»

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

  1. Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  2. Развитие представлений учащихся о прикладном значении программы MSExcel.

Задачи урока:
1. Показать обучающимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники;

2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;
3.Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
4. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
5. Повышение познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать.

Оборудование: посадочные места, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Биоритмы характеризуют подъемы и спады состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Предлагаю осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа данных. Цель моделирования: На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности. Формализация задачи: Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для разного рода деятельности. Уточняющий вопрос Ответ Что моделируется? Процесс изменения состояния человека. Чем характеризуется человек? Датой рождения. Какое состояние исследуется? Физическое, эмоциональное, интеллектуальное. Что известно о характере изменения состояния? Синусоидальное изменение с периодом 23, 28 и 33 дня соответственно со дня рождения. С каким шагом исследуется синусоида? 1 день. Какой период жизни исследуется? 30 дней, начиная с текущего дня. Что надо определить? Дни, когда кривые пересекаются ось абсцисс. Второй этап. Разработка модели. Информационная модель. Объект Параметры Назначение Значение Человек Дата рождения День отсчета Длительность прогноза Количество прожитых дней (х) Физический биоритм Эмоциональный биоритм Интеллектуальный биоритм Исходные данные Исходные данные Исходные данные Расчетные данные Результаты Результаты Результаты Компьютерная модель. Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области: Исходные данные; Расчетные данные. Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы: Ячейка Формула Номер формулы A9 =$B$5 1 A10 =A9+1 2 B9 = СИН (2* ПИ ()*(A9-$B$4)/23) 3 C9 = СИН (2* ПИ ()*(A9-$B$4)/28) 4 D9 = СИН (2* ПИ ()*(A9-$B$4)/33) 5 Примечание: A 9-$B $4 – вычисляет количество дней, прожитых человеком. При записи формул использовать вставку стандартных функций СИН(…) и ПИ(…). Третий этап: Компьютерный эксперимент. Провести тестирование модели. Построить общую диаграмму для трех биоритмов. Исследовать показания биоритмов. Эксперимент: Введите В4 и В5 дату рождения конкретного человека. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека. Четвертый этап: Анализ результатов моделирования. Проанализировать диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физической культуре (плохое физическое состояние). Выбрать день для похода в театр или на дискотеку (хорошее эмоциональное состояние). По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными. Задание 3: Ну а теперь, ребята, давайте попробуем стать на какое-то время экспертами-криминалистами. Каким бы странным не выглядело это предложение, но и в этой области человеческой деятельности возможно применение электронных таблиц. Итак, послушайте задание:
    На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет) «… ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше… Рост, ну не знаю, для меня уж очень большой … «. Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.
Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу. Рост = ((длина ступни — 15)*100)/15,8 Длина шага = длина ступни * 3 Ширина ступни = Рост / 18 Длина пятки = Рост / 27 Голова = Рост / 8 Плечо = (Рост — 73,6) / 2,97 Предплечье = (Рост — 80,4) / 3,65 Бедро = (Рост — 69,1) / 2,24 Голень = (Рост — 72,6) / 2,53 Идеальная масса = ((Рост * 3) / 10 — 450 + Возраст) * 0,25 + 45
Сейчас вы попробуйте определить основные параметры преступника и помочь следствию. Создайте данную таблицу. Выделите столбцы В2:В11 и нажмите правую кнопку мыши. В появившемся окне выберите Формат ячеек и нажмите. В закладке Число установите Числовой формат и Число десятичных знаков 1. После окончания нажмите ОК.
III . Домашняя работа. № Задание Примечание 1 Решите графически систему уравнений.
IV . Подведение итогов. В конце урока подводим его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Каждому ученику вручается сертификат на получение оценки за урок.

Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой, непростой, на первый взгляд программы MS Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь, что сегодня вы открыли для себя неизвестные функции табличного процессора. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here