ФИО автора: Клопова Елена Викторовна

Место работы: МБОУ «Дохновичская СОШ» Стародубского района Брянской области

Должность: учитель информатики

Открытый урок по теме: «Файлы и файловая система»

Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить с понятиями файл, его характеристиками, файловая система

Развивающая:

  • формирование умения составлять дерево файловой системы;

  • формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

  • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная

  1. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор и экран;

  • презентация;

  • раздаточный материал;

  • словарь Ожегова;

  • учебник И.Г. Семакина (Информатика и ИКТ. 8 класс);

  • новогодняя ель с игрушками;

  • новогодние открытки (для проведения рефлексии + для «подарков» )

  • папка (скоросшиватель) с файлами.

План урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление

V. Домашнее задание

VI. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте!

К Вам информатика пришла

В мир знаний смело повела

Сегодня свой урок для Вас

Елена Викторовна даст

Я рада нашей встречи с Вами

Надеюсь будем мы друзьями

Друг другу смело помогайте

В мир знаний смело Вы шагайте!

II. Сообщение темы урока

Вы многое уже узнали на уроках информатики.

Напомните, устройство компьютера?

Знаете ли Вы правила включения компьютера?

— Что должно быть на Рабочем столе компьютера? (файлы)

Тема нашего урока: «Файлы. Файловая система».

-Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового мы узнаем? (учащиеся отвечают)

III. Объяснение нового материала (ведется с помощью презентации)

Посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает папку с файлами)

Что включает в себя папка?

Итак, давайте разберемся, что же такое файл? В словаре Ожегова дается следующее определение (ученик читает)

Прочитаем это определение в учебнике (с.53)

Файл – это поименованная область внешней памяти.

Сколько на компьютере файлов?

Как же из этого множества мы найдем именно нужный нам файл? (учащиеся отвечают)

Нужно знать полное имя файла и где этот файл находится.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Расширение – это совокупность трех букв латинского алфавита, задается программой, в которой создан данный файл

Для каждого типа данных есть свой значок.

Давайте подведем итог вышесказанному, имя файла должно включать … (учащиеся отвечают)

Теперь давайте вспомним на Рабочем столе может находится один, два, десять файлов, а если у пользователя тысяча файлов. Как быть?

Вот для этого и была создана файловая система.

— Как Вы понимаете файловая система?

— В чем разница папки и файла, может быть кто-то знает?

В системе Windows создана иерархическая (древовидная) файловая система.

Давайте сравним данную систему с любым деревом, например с новогодней елью. Ствол ели – это диск, на котором хранится вся информация компьютера (чаще всего его называют локальным диском С, D…). Ветви елки – это папки, которые находятся на локальном диске. А игрушки – это файлы, хранящиеся на компьютере.

Древовидную файловую систему изображают различными способами. Один из таких способов представлен у Вас в учебнике с.56.

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят: логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Давайте составим полное имя файла.

IV. Закрепление изученного материала

    1. Учащиеся выполняют следующие задания (Используется презентация к уроку)

Ну а теперь проверим, как Вы усвоили новый материал.

Что имя файла должно обязательно включать?

Какие символы нельзя использовать при создании файлов?

Задание 2 учащиеся выполняют по группам.

Итак, текстовые файлы имеют какие расширения?

А графические файлы?

Звуковые файлы имеют расширения…

Задание 3 учащиеся выполняют по группам.

Подведем итог, чем отличается имя папки от файла?

Сейчас мы с Вами выполним практическую работу на компьютере. Пока компьютер включается, я Вам поясню задание.

2.Выполнить задание на компьютере

Практическое задание «Файлы и файловая система»

  1. Создать на Рабочем столе папку «Школа»

    1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок

    2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» — «Папку»

    3. Дать название полученной папке «Школа»

  2. Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».

  3. Создать текстовый документ с именем «Информатика».

    1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок

    2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» — «Текстовый документ»

    3. Дать название полученному документу «Информатика»

  4. Найти на Рабочем столе предложенный файл и открыть его.

Рабочий стол Новый год Рисунки Поздравления Сюрприз.doc

1

2

3

Оценка

Задание*

Создать на компьютере следующий пример файловой системы

Все учащиеся откроют файл с тестом.

  1. Файл – это…

    1. именованная часть диска

    2. это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной (внешней) памяти компьютера

    3. это документы

  2. Имя файла включает в себя:

    1. Имя

    2. Расширение

    3. Имя и расширение

  3. Чем отличается папка от файла?

    1. У папки нет имени

    2. У папки нет расширения

    3. У папки нет ни имени, ни расширения

Подводим итог теста.

Поднимите руку, кто поставил себе оценку «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»

V. Домашнее задание

На «5»: п. 11, вопросы и задания с.58-59

На «4»: п. 11, вопросы (1-5) с.58-59

На «3»: п. 11

VI. Итог урока. Рефлексия

Проводится рефлексия с открытками. (Маленькие новогодние открытки крепятся заранее на монитор компьютера, за которым выполняет задание учащийся. В этих открытках написаны незаконченные предложения.)

1.  Сегодня я узнал(а)…

2.  Было интересно…

3.  Было трудно…

  1. Теперь я могу…

  2. Я научился(лась)…

  3. У меня получилось…

  4. Я смог…

  5. Я выполнял задания…

  6. Я понял, что…

  7. Я приобрел…

  8. Я попробую…

  9. Меня удивило…

  10. Мне захотелось…

На память о нашем уроке я Вам дарю файл с документом. (Учитель дарит каждому ученику файл с новогодней открыткой, в которой написан конспект урока и домашнее задание)

До свидания!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here