ФИО автора: Клопова Елена Викторовна
Место работы: МБОУ «Дохновичская СОШ» Стародубского района Брянской области
Должность: учитель информатики
Открытый урок по теме: «Файлы и файловая система»
Цели урока:
Обучающая:
-
познакомить с понятиями файл, его характеристиками, файловая система
Развивающая:
-
формирование умения составлять дерево файловой системы;
-
формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
-
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
-
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор и экран;
-
презентация;
-
раздаточный материал;
-
словарь Ожегова;
-
учебник И.Г. Семакина (Информатика и ИКТ. 8 класс);
-
новогодняя ель с игрушками;
-
новогодние открытки (для проведения рефлексии + для «подарков» )
-
папка (скоросшиватель) с файлами.
План урока:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление
V. Домашнее задание
VI. Итог урока
Ход урока
-
Организационный момент
— Здравствуйте!
К Вам информатика пришла
В мир знаний смело повела
Сегодня свой урок для Вас
Елена Викторовна даст
Я рада нашей встречи с Вами
Надеюсь будем мы друзьями
Друг другу смело помогайте
В мир знаний смело Вы шагайте!
II. Сообщение темы урока
Вы многое уже узнали на уроках информатики.
Напомните, устройство компьютера?
Знаете ли Вы правила включения компьютера?
— Что должно быть на Рабочем столе компьютера? (файлы)
Тема нашего урока: «Файлы. Файловая система».
-Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового мы узнаем? (учащиеся отвечают)
III. Объяснение нового материала (ведется с помощью презентации)
Посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает папку с файлами)
Что включает в себя папка?
Итак, давайте разберемся, что же такое файл? В словаре Ожегова дается следующее определение (ученик читает)
Прочитаем это определение в учебнике (с.53)
Файл – это поименованная область внешней памяти.
Сколько на компьютере файлов?
Как же из этого множества мы найдем именно нужный нам файл? (учащиеся отвечают)
Нужно знать полное имя файла и где этот файл находится.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Расширение – это совокупность трех букв латинского алфавита, задается программой, в которой создан данный файл
Для каждого типа данных есть свой значок.
Давайте подведем итог вышесказанному, имя файла должно включать … (учащиеся отвечают)
Теперь давайте вспомним на Рабочем столе может находится один, два, десять файлов, а если у пользователя тысяча файлов. Как быть?
Вот для этого и была создана файловая система.
— Как Вы понимаете файловая система?
— В чем разница папки и файла, может быть кто-то знает?
В системе Windows создана иерархическая (древовидная) файловая система.
Давайте сравним данную систему с любым деревом, например с новогодней елью. Ствол ели – это диск, на котором хранится вся информация компьютера (чаще всего его называют локальным диском С, D…). Ветви елки – это папки, которые находятся на локальном диске. А игрушки – это файлы, хранящиеся на компьютере.
Древовидную файловую систему изображают различными способами. Один из таких способов представлен у Вас в учебнике с.56.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят: логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.
Давайте составим полное имя файла.
IV. Закрепление изученного материала
-
Учащиеся выполняют следующие задания (Используется презентация к уроку)
Ну а теперь проверим, как Вы усвоили новый материал.
Что имя файла должно обязательно включать?
Какие символы нельзя использовать при создании файлов?
Задание 2 учащиеся выполняют по группам.
Итак, текстовые файлы имеют какие расширения?
А графические файлы?
Звуковые файлы имеют расширения…
Задание 3 учащиеся выполняют по группам.
Подведем итог, чем отличается имя папки от файла?
Сейчас мы с Вами выполним практическую работу на компьютере. Пока компьютер включается, я Вам поясню задание.
2.Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
-
Создать на Рабочем столе папку «Школа»
-
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
-
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» — «Папку»
-
Дать название полученной папке «Школа»
-
-
Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
-
Создать текстовый документ с именем «Информатика».
-
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
-
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» — «Текстовый документ»
-
Дать название полученному документу «Информатика»
-
-
Найти на Рабочем столе предложенный файл и открыть его.
Рабочий стол Новый год Рисунки Поздравления Сюрприз.doc
-
1
2
3
Оценка
Задание*
Создать на компьютере следующий пример файловой системы
Все учащиеся откроют файл с тестом.
-
Файл – это…
-
именованная часть диска
-
это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной (внешней) памяти компьютера
-
это документы
-
-
Имя файла включает в себя:
-
Имя
-
Расширение
-
Имя и расширение
-
-
Чем отличается папка от файла?
-
У папки нет имени
-
У папки нет расширения
-
У папки нет ни имени, ни расширения
-
Подводим итог теста.
Поднимите руку, кто поставил себе оценку «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»
V. Домашнее задание
На «5»: п. 11, вопросы и задания с.58-59
На «4»: п. 11, вопросы (1-5) с.58-59
На «3»: п. 11
VI. Итог урока. Рефлексия
Проводится рефлексия с открытками. (Маленькие новогодние открытки крепятся заранее на монитор компьютера, за которым выполняет задание учащийся. В этих открытках написаны незаконченные предложения.)
1. Сегодня я узнал(а)…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
-
Теперь я могу…
-
Я научился(лась)…
-
У меня получилось…
-
Я смог…
-
Я выполнял задания…
-
Я понял, что…
-
Я приобрел…
-
Я попробую…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
На память о нашем уроке я Вам дарю файл с документом. (Учитель дарит каждому ученику файл с новогодней открыткой, в которой написан конспект урока и домашнее задание)
До свидания!