План-конспект
урока информатики в VII классе
Излагаемая тема, количество часов по теме: «Основы алгоритмизации и программирования» — 12 часов
Место урока в изучаемой теме: 9 урок
Тема урока: «Графические возможности языка программирования.»
Тип урока: урок изучения нового материала
Когнитивные цели урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся
— будут узнавать и определять основные операторы для разработки программы рисования простых объектов;
— будут владеть умениями использования графических операторов;
— усовершенствуют умения составлять программу, производить ее отладку и исполнение.
Цели личностного развития: создавать ситуации для
— развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и алгоритмического мышления;
— воспитания трудолюбия, соблюдение правил при работе с ПО.
Оборудование и учебные материалы: учебник, мультимедийная презентация, тест, карточки – задания, ЭСО «Графика в Pascal».
План урока.
I этап. Организационно-мотивационный (до 10 мин.)
Ожидаемый результат: психологическая подготовленность класса к уроку, принятие учащимися целей урока, мотивация на познавательную деятельность, самоопределение на итог урока.
Задача учителя: подготовить учеников к работе, активизировать их субъектный опыт, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать условия для самоопределения учеников на деятельность и ее результат.
1.Оргмомент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель напоминает учащимся, что они продолжают изучать тему «Программирование». Мотивирует их на выполнение учебной задачи урока путем продолжения ознакомления с другими возможностями языка Pascal.
Предлагает разгадать ребусы. Решение ребусов – слова «графика» и «пиксель».
Учитель предлагает вспомнить определения этих понятий из курса информатики VI класса . Предполагаемые ответы учащихся: «Графика – это изображения»; «Пиксел – это точка графического экрана». Просит напомнить понятия темы, изучаемой в настоящее время. Предполагаемые ответы: «программирование»; «основное понятие – программа»; «программа состоит из операторов». Вопрос учителя: «Свяжите эти два понятия» Ответ: «Мы будем учиться составлять программы, результатом исполнения которых являются рисунки». Вопрос учителя: «А какие из известных нам операторов мы можем применить для написания такой программы?»
Ребята и учитель делают вывод: «Для написания графической программы нужно изучить графические операторы».
3. Целеполагание.
Учитель объявляет тему урока. Предлагает план изучения нового материала:
1. Подключение графического видеорежима в программировании.
2. Познакомиться с графическими операторами.
3. Познакомиться с графическими операторами.
Дополнительно к плану учитель сообщает учащимся, на уроке ребята смогут развивать следующие логические умения: анализировать, делать вывод, работать по алгоритму, давать самооценку своей работы. Эти умения слагающие ученического успеха. На основе плана предлагает поставить цели на урок и записать тему в тетрадь.
II этап. Операционно-познавательный (до 20 мин.)
Ожидаемый результат: реализация целей урока с опорой на имеющиеся знания, обеспечение познавательной активности школьников.
Задача учителя: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся.
1. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала: «При работе в графическом видеорежиме, изображение на экране состоит из пикселей. Пиксель – точка графического экрана. (Расположение координатных осей, разрешение экрана – понятия известные учащимся из 6 класса ( графический редактор). Разрешение экрана – количество пикселей на нем 640х480. Графический видеорежим подключается модулем uses GraphABC; строится изображение на графическом экране, размеры которого задаются: setwindowsize(640,480); изображение состоит из элементарных рисунков – графических примитивов; графические примитивы задаются операторами; рисовать изображение можно пером(карандашом; карандаш может иметь разный цвет и толщину, разукрасить изображение можно кистью или оператором заливки».
Изложение учителя сопровождается демонстрацией плакатов, прикрепленных на доске.
Учитель напоминает: «При написании программы мы объясняем ПК порядок выполнения действий, этот порядок вначале необходимо определить для себя (составить алгоритм выполнения задания)».
Физкультпауза
2.Закрепление. На доске и на столах учащихся рисунок
Закрепление проводится учителем по следующим этапам:
1этап. Совместная разработка учителем и учащимися алгоритма рисования предложенного рисунка с помощью имеющегося инструментария на русском языке (карандаш, система координат, графические примитивы). Дети предлагают команды алгоритма, учитель, используя проектор, поочередно показывает предложенные учащимися команды.
Учитель предлагает перевести алгоритм на язык программирования (Дети используют плакаты с графическими примитивами и операторами рисования):
Program domik; Uses GraphAbc; Begin SetWindowSize (600,480); Rectangle(100,300,300, 480); Line (100,300,200,150); Line (200,150,300,300); Circle(500,100,100); Line (550,175,600,300); End.
|
-
этап. Выполнение заданий с использованием ЭСО «Тренажер по Паскалю «Графика в Pascal»:
-
Рассмотреть примеры с 1 по 6
-
Скопировать программу из тренажера и вставить в окно Pascal ABC
-
Запустить программу. Просмотреть выполнение.
-
Выполнить упражнения: Линии, Круг, Прямоугольник с диагональю.
Учитель поясняет: «Построение осуществляется путем исправления ранее скопированной программы. Добавление операторов (копирование из тренажера, координаты определяем на чертеже в тренажере. Работа ведется в двух окнах: тренажер и Паскаль ABC.»
III этап. Контрольно-коррекционный (до 15 мин.)
Ожидаемый результат: обобщение и контроль знаний учащихся по теме, осведомлённость учащихся и учителя о достижении поставленной цели, сознательный выбор домашнего задания.
Задача учителя: организовать выполнение обобщающих и контролирующих заданий, проанализировать результаты совместной работы по достижению целей урока, выявить уровень усвоения учебного материала, обозначить направление работы дома каждого ученика.
-
Обобщение и систематизация знаний
Выработка алгоритма работы по созданию изображения средствами языка программирования учащимися совместно с учителем.
Алгоритм.
1) нарисовать изображение в координатной плоскости;
2) определить координаты ключевых точек изображения;
3) определить порядок рисования примитивов
4) подключить графический видеорежим;
5) определить координаты экрана;
6) выбрать инструмент рисования – перо, его цвет и толщину;
7) выбрать, если необходимо, цвет кисти для закрашивания изображения;
8) записать оператор для создания примитива.
ПП. 6-8 повторять для каждого примитива.
-
Контроль усвоения.
Учитель предлагает ребятам выполнить тест «Выбери соответствие»
|
-
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель комментирует работу каждого ученика, его отметку за урок. Проводит учебную рефлексию: «Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали. Что мы делали? Какие трудности вы испытали? Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу? На сколько процентов из 100% вы реализовали свои цели? Какой из поставленных целей вы достигли?
-
Домашнее задание. §14 п1-п3. вопросы 2–6, упр. 2 (один из рисунков на выбор учащегося)