Технологическая карта урока «Понятие об окончании и основе слова»
Учительница: Адутова В.В..
Русский язык | |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цели урока | Цель образовательная: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное умение находить окончание и основу в словах и графически их обозначать. Цель развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, выделять главное, делать выводы. Цель воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, в паре
|
Технологии
| Технология проблемно-диалогического обучения, технология ИКТ. |
Планируемый результат
Личностный: оценивать свои достижения, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметный: ставить и решать учебную задачу под руководством учителя; -самостоятельно формулировать тему урока; -осуществлять самоконтроль; -выделять и осмысливать необходимую информацию, — строить рассуждения; -высказывать своё мнение; -слушать и слышать других; — договариваться и приходить к общему мнению. |
Организация пространства
Ресурсы | |
Фронтальная работа Индивидуальная работа Парная работа
| Учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Технические средства: компьютер |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
I. Оргмомент | – Добрый день, ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Почему это важно? Выскажите свои мысли. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Высказывают предположения | УУД: – умение мобилизоваться для работы
|
II. Актуализация изученного
1.Самостоятельная работа
2.Самопроверка. | На доске слова: М_сты, сла_кий, в_ехал, с_сна, ги_кий, под_езжать, л_сёнок, гла_кий, с_ест.
— Спишите слова, вставляя нужные буквы. Кто пойдет к доске?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какую отметку ты бы себе поставил?
— У кого не было ни одной ошибки, поднимите руки. Молодцы!
—Распределите слова в три группы. По какому признаку распредилили?
|
Один ученик вставляет буквы, объясняя орфограммы.
-Безударная гласная, парные согласные, разделительный Ъ | Предметные: – уметь объяснять изученные орфограммы УУД: – оценивать результаты работы (р.); – слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – осуществлять самоконтроль (р.);
|
III. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели.
IV. Формулирование проблемы.
V. Поиск решения.
| На доске заготовка предложения «Мам_ слушает дочк_. Задание. — Допишите слова так, чтобы получилось предложение. У всех получилось одинаково? Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова.– А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же?– Как называется эта изменяемая часть слова? – Как вы поняли, что такое изменяемая часть? -Итак, какова же тема урока? Цель?
– Как обозначается окончание? Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. Какой вопрос возник? -Попробуем ответить на этот вопрос.
– Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? Ученики составляют первое предложение:
Звучит нежная мелодия вальса. – Прочитайте слова на второй строчке. – Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?– Составьте и запишите предложение. Она пробуждает в душе светлые чувства. – Почему же вы изменяли окончания слов? – Так для чего служит окончание? 4. Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте правило на стр.144– Как вы поняли, что такое основа слова? – Как думаете, почему эта часть получила такое название?– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях). – Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144. – Какие будут предположения? |
Разные буквы на конце слов мама и дочка.
Это одно и то же слово.
Изменилась какая-то их часть. Ученики высказывают предположения.
-То, что у слова меняется.
— Окончание слова.
-Заключается в квадратик.
Какую же роль играет окончание?
-Нет. Слова между собой не связаны.
-Изменить окончания.
-Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.
-Для связи слов в предложении.
-Часть слова без окончания.
-В основе заключён смысл, значение слова.
Предположения детей. |
-формулировать учебную задачу (п.);
-уметь анализировать, делать выводы
|
Физкультминутка
|
|
|
|
VI. Развитие умений –применение нового знания. 1. Работа с учебником.
| 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются в паре устно по «шагам» в задании. – Какую новую информацию вы получили из учебника? – Что значит – нулевое окончание? – Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.)
3. Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах.
| Ответы детей.
Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. 2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках. Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики. Чтение вывода в рамке учебника на с. 145.
Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. — ориентироваться в учебнике; воспринимать и находить необходимую информацию; анализировать ее
|
VII. Итог урока | -Что нового узнали вы на уроке? Какая была проблема? -Удалось ли нам разрешить проблему? -Как оцениваете свою работу? | Обобщают, делают, выводы. Самооценка на «Лестнице успеха» |
|
VIII. Домашнее задание |
Выучить определения на стр. 144,145, стр.162 упр. 2 |
|
|