Конспект
урока русского языка
в 11 классе
Цель урока: подготовка к ЕГЭ, обучение написанию сочинения- рассуждения по тексту художественного стиля.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Реализация фрагмента домашнего задания – повторить признаки художественного стиля.
На партах тексты разных стилей речи. Разыгрываем путем жребия, кто какого стиля речи будет отыскивать текст. Работа в парах и по группам. Каждая группа отыскивает текст заданного стиля речи и характеризует его признаки, опираясь на конкретный текст, а также формулируя проблему текста, позицию автора Построение устного высказывания типа речи рассуждение. Третья группа пар характеризует текст художественного стиля.
-
Формулирование темы урока
В тексте какого стиля речи проблема определяется легче? Почему?
Что далось труднее? Какой вывод? Надо поучиться, потренироваться.
Что для этого надо? Изучить особенности текста художественного стиля. Итак, тема нашего урока
-
Фронтальная беседа с учащимися. Комментирование высказанных положений ( на слайде). Мотивация к беседе – можно ли согласиться с данными утверждениями?
5.Вспомним план, по которому мы должны написать сочинение
-
А теперь обратимся к тексту. Это рассказ И.Бунина «Красавица». Текст перед вами, прочтите его, обменяйтесь мнениями. А теперь попробуем подчеркнуть в тексте цветными карандашами следующие группы слова
-
Слова, создающие картину
-
Слова, создающие образы
-
Оценочные слова
В результате получается следующая картина, сверим ее с тем, что получилось у вас. И запишем эти слова в таблицу, каждая графа которой соответствует своей группе подчеркнутых слов и получим следующее
Таким образом, сделаем вывод о том, что частотные слова в рассказе
-
красавица – 4 раза
-
чиновник-отец – 4 раза
-
мальчик-сын – 4 раза
-
дом – 3 раза.
Это позволяет выявить смысловые цепочки
-
Отец – красавица – сын — дом
-
Чиновник – красавица – мальчик — одиночество , что в свою очередь позволяет определить тематику текста:
-
Человек и его дом( семья)
-
Внутренняя и внешняя красота
И определить проблематику рассказа:
-
Проблема красоты. Какая красота является истинной?
-
Проблема отношений в семье. Что является основой семьи?
-
Теперь вернемся к плану сочинения и первые три позиции плана занесем в таблицу, опираясь на выделенные в тексте слова.
7 Поиск аргументов из художественной литературы. Устные ответы.
8 Домашнее задание. Написать по плану сочинение- рассуждение по предложенному тексту.