Тема урока: «Информация и её виды. Восприятие информации человеком».
(8 класс, УМК И.Г. Семакина)
Цели урока:
образовательные:
-
Знакомство с термином «информатика»;
-
формирование знаний о восприятии информации человеком;
-
формирование представлений о видах информации;
развивающие:
-
развитие познавательных и исследовательских способностей учащихся;
воспитательные:
-
создание условий для формирования информационной культуры, информационной грамотности.
Деятельность учителя направлена на формирование УУД:
познавательные:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры ;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация;
регулятивные:
-
развитие умений определять последовательность действий
личностные:
-
формирование компетентности в учебно-исследовательской деятельности.
коммуникативные:
-
развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Методическая карта урока
Деятельность | ||
Учителя | Учащихся | |
Организационный 2 минуты | «Ребята, я вам сейчас буду о чем-то рассказывать, а вы подумайте, каким одним словом можно объединить все услышанные сведения?: Петя Сидоров учится в 8 классе. 2+3=5 На планете Земля 6 материков. Дельфины относятся к классу млекопитающие Великая Отечественная война длилась 1418 дней». Учитель наводящими словами подводит уч-ся к слову «информация» | Учащиеся высказывают предположения
|
Цель 2 минуты | Это слово для вас и знакомо, не знакомо одновременно. Вы часто им пользуетесь, но какой смысл вы в него вкладываете? Сегодня мы будем заново знакомиться с этим понятием «информация» и его восприятием.. Для этого предлагаю план урока следующий:
| Уч-ся записывают тему урока в тетрадях |
План 3 минуты | 1. Познакомиться с термином «информация». 2.Узнать о видах информации 3.Узнать, как человек воспринимает информацию. Как вы думаете, в каком порядке лучше рассматривать эти вопросы. Установите причинно-следственные связи этих задач». Учитель согласно принятому решению проставляет нумерацию действий изучение темы по модулям. | Высказывают вслух свои предложения, они обсуждаются, утверждаются общим решением. |
МОДУЛЬ № 1 Формирование понятия «Информация» 10 минут | Не зная смысла какого-то термина, трудно не попасть впросак, употребляя его. Понимание лексического значения слова, дает возможность классифицировать его с другими понятиями, выделять какие-то его свойства, сравнивать с другими терминами. Нам предстоит по алгоритму, предложенному на экране, выработать совместно определение слову «информация» Помощь уч-ся, корректировка их действий и мыслей. Выработка единого определения. Акцентировать внимание на многозначность этого термина с различных точек зрения (философия, кибернетика, генетика) | Работая в парах, используя docs.google.com/document, сформировать свой вариант определения «Информация». Запись общего определения в тетрадь |
МОДУЛЬ № 2 7 минут |
Комментарий схемы. Предлагает уч-ся на основе текста определить св-во информации. Каждому уч-ся выдается один текст на одно св-во информации. 1)На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач… 2)Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке. 3)Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не в 4)Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …». 5)Куда уходит детство, В какие города, И где найти нам средство, Чтоб вновь попасть туда?
6)В Москве 2 сентября 2011 года была облачная погода. Выпало садков 13% от месячной нормы . Атмосферное давление в пределах нормы (752..755 мм рт. ст.). Температура воздуха +12..+19°C. Ветер слабый (2..4 м/с). Относительная влажность 39..58%.
7)Акция протеста против коронации нового главы государства
| Работа в парах, каждый исследует по 1 предмету, сосед регистрирует данные, потом меняются. Делают вывод, определяют самый информационный канал. Заполняют таблицу, сдают. |
Д/з 2 минуты | Сделать диаграмму информативности информационных каналов (варианты выполнения: на ПК, нарисовать, аппликация). Ответить на вопрос:
Параграф из учебника, знать определения, св-ва информации. | Запись в дневник |
Контроль знаний 5 минут | Метод интеллект-карт. Учитель предлагает учащимся нарисовать интеллект-карту по теме урока
| Учащиеся индивидуально разрабатывают интеллект-карту по предложенной теме. Выполненные работы сдают учителю. |
Подведение итогов. Рефлексия. 3 минуты | Прием «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). | Обмениваются рефлексивными записями. |
Продукт урока – интеллект-карта, таблица исследований, для дальнейшей работы с ней, потом буклет на тему «Наши информаторы-органы чувств»).
Автор разработки урока — Хафизова Татьяна Анатольевна, МБОУ СОШ № 98, г. Екатеринбург