Заглодина Светлана Александровна

учитель информатики МОУ гимназии №1

имени Л.И. Белова города Галича Костромской области

Методическая разработка урока

«Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Предмет, класс: Информатика, 6 класс.

Раздел программы: «Алгоритмика».

Тема урока: «Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Образовательная цель:

Формирование знаний об исполнителе «Чертежник», навыков работать с ним, изучение среды и системы команд данного исполнителя.

Цели личностного развития учащихся:

  1. способствовать развитию у обучаемых продуктивного, аналитического мышления: умению выделять главное из прочитанного текста, сопоставлять, излагать свои мысли, обобщать имеющуюся информацию;

  2. поддерживать познавательную активность, интерес к предмету через использование электронного учебника, алгоритмической среды «Кумир».

  3. создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля.

Задачи:

  1. добиться усвоения учащимися основных понятий, используя на уроке различные виды деятельности (беседа, самостоятельная работа, опрос, демонстрация видеофрагмента);

  2. повысить продуктивность урока за счет использования на уроке интерактивных приложений, алгоритмической среды «Кумир»;

  3. формировать необходимые навыки самостоятельной учебной деятельности, работая с электронным учебником, тестовыми заданиями.

Методы и приёмы обучения: информационно-поисковый (работа с параграфом, электронным учебником); частично-поисковый (эвристическая беседа), наглядно-образный (первичное ознакомление с алгоритмической средой «Кумир», модулем «Чертежник»).

Оборудование и материалы к уроку: Интерактивное приложение «Управление исполнителем чертёжник», персональный компьютер учителя, экран, проектор, 5 ноутбуков, 10 персональных компьютеров учащихся, алгоритмическая среда «Кумир», мультимедийная презентация «Актуализация знаний», «Исполнитель Чертежник», электронный тест для самопроверки «Алгоритмы и исполнители»,

Формирование ключевых компетенций:

  1. учебно-познавательная (организовывать рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, делать выводы);

  2. информационная (владеть навыками работы с электронными источниками информации, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, отбор и обобщение информации);

  3. компетенция личностного самосовершенствования (владеть навыками мышления, общеучебными навыками, уметь заботиться о собственном здоровье).

Фундаментальные образовательные объекты: информация, алгоритм, исполнитель, управление.

Мини проблемы урока:

  1. С какой наукой информатика связана очень тесно?

  2. Какие похожие действия вы выполняете на уроках математики и информатики?

  3. А какие особенности есть у каждой из этих наук в области геометрических построений, например?

  4. Есть какой-нибудь исполнитель, занимающиеся геометрическими построениями? И как бы он мог называться?

  5. Что нужно знать про этого исполнителя?

Описание хода урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Организационный

(1 мин)

Здравствуйте, садитесь. Для того, чтобы перейти к теме урока необходимо проверить знания по темам предыдущих уроков, так как они будут необходимы нам на сегодняшнем уроке.

  1. Актуализация знаний

(7мин)

Для этого я предлагаю вам пройти электронный тест «Алгоритмы и исполнители». Но прежде чем вы сядете за компьютеры, обратите внимание! На парте у каждого из вас есть лист оценивания, с которым мы будем работать на протяжении урока . Возьмите его с собой и проходите на свои рабочие места. Следим за правильной посадкой (спина прямо, расстояние от глаз до монитора не менее 50 см). На работу у вас 5 минут

По окончанию работы с тестом посмотрите оценку и впишите её в лист оценивания. Кто показал хороший, высокий уровень знаний? Тем, кто получил за тест низкую оценку, я предлагаю поработать в паре с теми, кто выполнил тест на «5»

Проходите на свои места!

Проходят тест

Вписывают оценку

  1. Целеполагание и мотивация

(5 мин)

  • Скажите, пожалуйста, с какой наукой информатика связана очень тесно? (с математикой)

  • Какие похожие действия вы выполняете на уроках математики и информатики? (вычисления, построения графиков…..)

  • А какие особенности есть у каждой из этих наук в области геометрических построений, например (в информатике ест специальные программы, в математике нужно строить самому)

  • Раз уж мы с вами говорили об исполнителях и алгоритмах, то может даже есть какой-нибудь исполнитель, занимающиеся геометрическими построениями? И как бы он мог называться? (рисователь, построитель, чертёжник…..)

Да, действительно, есть такой исполнитель. Называется он Чертёжник! О нем мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

Записываем в тетрадях тему урока: Исполнитель Чертёжник.

Как думаете, что нам нужно знать про этого исполнителя? ( СКИ, среду, систему отказов, …)

Мы будем работать с этим исполнителем ни один урок. А какова же цель сегодняшнего урока: познакомиться с исполнителем Чертежник, его системой команд и средой; научиться составлять линейные алгоритмы для исполнителя Чертежник.

Отвечают на проблемные вопросы

Записывают тему урока в тетрадь

Отвечают на проблемные вопросы

Формулируют цель

  1. Усвоение новых знаний

(17 минут)

Предлагаю вам поработать в парах. На партах ноутбуки, они здесь появились не случайно! На рабочем столе ноутбука вы увидите интерактивное приложение «Управление исполнителем Чертёжник». Выберите слева вкладку «Презентация». В появившемся окне выберете «Знакомимся с Чертёжником». Используя элементы управления этой презентацией, познакомьтесь внимательно с её содержанием . У вас на это 7 минут

А теперь я предлагаю вам объединиться в группы по цвету рабочего листа, который тоже есть у каждого из вас (голубой и розовый цвет_2 группы по 5 человек)

Обсудив полученную в презентации информацию, заполните кластер на рабочем листе (рабочие листы подпишите). У вас 5 минут

Обратите внимание, у меня на слайде, такой же кластер для проверки вашей работы в группах его необходимо заполнить. Предлагаю представителю первой группы выйти сюда, заполнить и прокомментировать часть кластера. Затем представитель 2 группе заполняет и комментирует оставшуюся часть кластера (5 минут).

С кластером поработали отлично, пришло время применить полученные знания.

Рассаживайтесь по своим местам. Давайте обратимся к листу оценивания. Кто правильно заполнил кластер ставит себе 1, в противном случае – 0.

Самостоятельно изучают презентацию, получают первичные сведения

Объединяются в группы, работают с кластером

Заполняют кластер на слайде, комментируют

  1. Закрепление знаний

(8 минут)

Приступаем к заданию №2 на рабочем листе, теперь вы работаете индивидуально. Предлагаю вам выполнить для начала задачу №1 (3 минуты)

Какая цифра у вас получилась? У меня «5». Если у вас так же – ставьте себе 1балл в оценочном листе, если нет – 0 баллов

И снова проходим на рабочие места, за компьютеры, взяв с собой рабочий лист, лист оценивания и ручку. На панель задач есть значок системы программирования Кумир, запустите её окно (в дальнейшем мы будем с этой программой ). Текст программы для чертёжника, который вы напишите в задаче №2, наберите в окне между словами НАЧАЛО и КОНЕЦ. Так вы сможете проверить правильность программы . Обратите внимание! В ваших кластерах написаны команды для системы Кумир. (5 минут). Если всё получилось — ставим в оценочном листе 1балл, иначе – 0 баллов.

Выполняют задание

Проверяют

  1. Подведение итогов урока, рефлексия

(2 минуты)

Поставьте себе баллы в последнем столбце оценочной таблицы. Подсчитайте общую сумму. Выставите оценку согласно приведённым на листе оценивания критериям. Рядом с оценкой напишите комментарий (почему вы получили такую оценку)

Кто желает прокомментировать нам свою оценку?

Судя по результатам , которые я вижу на ваших листах оценивания, цель урока достигнута. (Познакомиться с исполнителем Чертёжник и научиться составлять линейные алгоритмы для чертёжника)

Ставят баллы, подсчитывают сумму, выставляют оценку и комментируют её

  1. Домашнее задание

Домашнее задание вы видите на слайде. Если кто-то желает получить дополнительное задание, более высокого уровня сложности, возьмите у меня карточки.

Урок окончен! Всем спасибо! Желаю удачи!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here