Филиппова Светлана Николаевна
Урок на тему « Исполнители округ нас» 6 класс
Цель урока: формирование у учащихся представлений об исполнителях; о функциях , выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов.
Задачи урока:
образовательная – познакомить учащихся с исполнителями;
развивающая – развивать познавательный интерес к предмету «Информатика» и самостоятельность учащихся;
развитие логических приемов мышления;
воспитательная – воспитывать чувство ответственности за результат своего труда.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Объект изучения: Исполнители.
Технология обучения: Модульная.
Оборудование урока:
-
Компьютеры;
Дидактический материал:
-
Экземпляры технологических карт урока;
-
Файлы: Входной тест №1 , Выходной тест №2 и Презентация «Исполнители вокруг нас».
-
Рабочие тетради Л.Л. Босова Информатика 6 класс
Каждый ученик получает экземпляр технологической карты урока, в которой указаны учебные элементы (УЭ) с целями, заданиями и рекомендациями по их выполнению.
Литература, использованная при подготовке урока.
-
Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 6 кл. БИНОМ, 2004.
-
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. БИНОМ, 2006.
-
Босова Л.Л. Рабочая тетрадь 6 класс.
План урока
Этап урока | Цель урока | Содержание деятельности на этапе | Форма работы | Методы, приемы обучения | Время, мин | |
1 | Организационный момент | Организация учащихся на урок | Приветствие. Проверка готовности к уроку | Фронтальная | Словесный | 1 |
2 | Мотивация | Пробуждение у учащихся познавательного интереса к теме | Кого или что называют исполнителем алгоритма? Является ли человек исполнителем? Может ли компьютер сам разрабатывать алгоритмы? | Фронтальная | Словесный | 1 |
3 | Входной контроль | Проверка знаний учащихся на начало урока по предыдущей теме. | Выполнение теста учащимися (УЭ №1) | Индивидуальная | Тестирование на ПК | 6 |
4 | Изучение нового материала | Познакомиться с исполнителями. Сформировать определения исполнитель, система команд исполнителя. Сформировать представление о принципах автоматизации деятельности человека. | Работа учащихся с презентацией к уроку. (УЭ №2) | Индивидуальная | Частично-поисковая | 7 |
5 | Изучение нового материала | Познакомиться с различными исполнителями и их системой команд.
| Работа учащихся с презентацией к уроку. (УЭ №3) | Индивидуальная | Частично-поисковая | 5 |
6 | Закрепление изученного материала | Закрепить полученные знания на практике | Работа учащихся по решению задач. (УЭ №4) | Групповая | Частично-поисковая. | 6 |
7 | Подведение результатов выполненных заданий | Проверка выполненного задания | Проверка результатов групповой работы | Индивидуальная | Результаты показывает один из учеников группы | 4 |
8 | Выходной контроль | Проверка уровня усвоения учащимися нового материала | Выполнение учащимися теста. (УЭ №5) | Индивидуальная | Тестирование | 6 |
9 | Рефлексия | Осознание учениками смысла и деятельности на уроке. Оценка деятельности на уроке. | Ответы на вопросы. (УЭ №6) | Фронтальная |
| 2 |
10 | Домашнее задание | Закрепление изученного материала на уроке | Учащиеся записывают задания в тетради. (УЭ №7) | Индивидуальная |
| 2 |
11 | Подведение итогов урока | Подведение итогов урока |
|
|
| 2 |
Технологическая карта урока
Тема: Исполнители вокруг нас
Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению | |
0 | Цель: формирование представлений об исполнителях; о функциях , выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов. формирование умений управлять некоторыми исполнителями.
| Внимательно прочитайте тему и цель урока. |
1 | Цель: проверить знания по предыдущей теме Откройте файл Входной тест №1 и выполните его. | Работайте индивидуально.
Ответы внесите в ячейку зеленого цвета с помощью клавиатуры.
Выпишите общее количество баллов, полученное за работу в таблицу. |
2 | Цель: Познакомиться с исполнителями. Сформировать определения исполнитель, система команд исполнителя. Сформировать представление о принципах автоматизации деятельности человека.
Выполните задание №8 стр. 79 в рабочей тетради. | Работа индивидуально с презентацией урока (Приложение №2).
Запишите в рабочей тетради ответы. Показать учителю. За правильное выполненное задание поставьте себе 5 баллов. |
3 | Цель: Познакомиться с различными исполнителями и их системой команд. Выполните задание №15 стр. 84 в рабочей тетради.
| Работайте индивидуально с рабочей тетрадью. Вписывайте ответы в тетрадь. Задание проверьте по ключу у учителя. За правильное выполненное задание поставьте себе 5 баллов. |
4 | Цель: закрепление первичных знаний по управлению некоторым исполнителем
Задача 1: Выполните задание №9 стр. 80 в рабочей тетради.
Задача 2: Выполните задание №11 стр. 81 в рабочей тетради.
Задача 3: Выполните задание №12 стр. 82 в рабочей тетради.
| Работайте в группе. Выберите любую из предложенных задач.
Решение запишите в рабочую тетрадь.
За правильно решенную задачу поставьте себе 1 задача — 3 балла; 2 задача — 4 балла; 3 задача — 5 баллов.
|
5 | Цель: Определение уровня усвоения новой темы. Выполните Выходной тест №2.
| Работайте индивидуально.
Вставляйте пропущенные слова в соответствующую ячейку зеленого цвета. Ответы вносите грамотно ( с маленькой буквы).
Выпишите общее количество баллов, полученное за ответы.
|
6 | Цель: Подведение итогов урока Ответьте на вопросы устно:
Оцените свою работу на уроке: «5» — 23-25 баллов «4» — 18-22 баллов «3» — 13-17 баллов «2» — менее 13 | Работайте индивидуально |
7 | Запишите домашнее задание Параграф 3.2 В рабочей тетради №7, 10 стр. 79, №17 стр. 87 Дополнительно: №13 стр. 83
3)* Творческая работа «Исполнители». Найти картинки различных исполнителей и написать их систему команд. | Запишите домашнее задание в дневник и тетрадь |
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
-
Мотивация
Учитель: Кого или что называют исполнителем алгоритма?
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Является ли человек исполнителем? А животное?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Может ли компьютер сам разрабатывать алгоритмы?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Сегодня мы поговорим не просто о том, кто или что является исполнителем , но и рассмотрим функции , выполняемые человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов.
Работа с УЭ №0
-
Входной контроль
Учитель: Прежде, чем приступить к изучению новой темы, проверим знания и умения прошлого урока.
Работа с УЭ №1 (См. Приложение №1)
Учащиеся выполняют тест №1 и выписывают количество баллов в таблицу:
УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка | |
|
|
|
|
|
|
|
-
Изучение нового материала
Учитель: Рассмотрим, что или кто является исполнителем и, что такое система команд исполнителя.
Работа с УЭ №2 (Презентация «Исполнители вокруг нас» Слайды 1-8 ). После работы с презентацией учащиеся выполняют задание. Ответы проверяют по ключу.
Задание №8 стр. 79 в рабочей тетради:
Истинные высказывания:
1) Человек разрабатывает алгоритма.
Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
Человек исполняет алгоритмы.
2) Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
3) Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
-
Изучение нового материала.
Учитель: Мы узнали, что такое исполнитель и система команд исполнителя. Теперь рассмотрим задачи по управлению исполнителем Кузнечик . Этот исполнитель прыгает вдоль числовой оси на заданное число делений.
Система команд исполнителя:
Вправо 3 – Кузнечик прыгает на 3 единицы вправо.
Влево 2 – Кузнечик прыгает на 2 единицы влево.
Необходимо написать программы, с помощью которых он побывает над числами 1,2,3,4, и 5.
Работа с УЭ №3 Учащиеся выполняют задание. Ответы проверяют по ключу.
1=+3-2
2=+3-2+3-2
3=+3-2+3-2+3-2
4=+3-2+3-2+3-2+3-2
5=+3+3+3+3+3-2-2-2-2-2
-
Закрепление изученного материала.
Учащиеся делятся на 4 группы по 3 человека. Каждая группа выбирает одну из предложенных задач. Работа с УЭ №4
7. Подведение результатов выполненных заданий
Результаты показывает 1 ученик из группы для проверки учителю.
Задача 1.
Исполнитель | |
Приготовление обеда | Человек |
Уборка квартиры | Человек, пылесос |
Уборка мусора во дворе | Человек, спец. машины |
Стирка | Человек, стиральная машина |
Перевозка пассажиров | Спец. машины, животные |
Обучение детей в школе | Человек, компьютер |
Раскрой ткани | Человек, спец. техника |
Продажа билетов | Человек, компьютер |
Поддержка температуры в помещении | Человек, конвектор, электр. котел, винтелятор |
Прием зачета | Человек, компьютер |
Доставка корреспонденции | Человек, компьютер |
Задача 2.
4 литра
Результат | |
Добавить 5 литров | 5 л. |
Добавить 5 литров | 10 л. |
Слить 3 литра | 7 л. |
Слить 3 литра | 4 л. |
Сколько воды пропало впустую из-за брака фирмы?__6 литров__
3 литра
Результат | |
Добавить 5 литров | 5 л. |
Добавить 5 литров | 10 л. |
Слить 3 литра | 7 л. |
Добавить 5 литров | 12 л. |
Слить 3 литра | 9 л. |
Слить 3 литра | 6 л. |
Слить 3 литра | 3 л. |
Сколько воды пропало впустую из-за брака фирмы?__12 литров__
Задача 3.
С помощью кувшинов емкостью 3 и 8 литров набрать из реки 7 литров воды.
0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 3 | |
8 | 0 | 8 | 5 | 5 | 2 | 2 | 0 | 8 | 7 |
8. Выходной контроль.
Учитель: Определим на сколько вы усвоили изученный материал.
Учащиеся выполняют Выходной тест №2.
Работа учащихся с УЭ №5.
9. Рефлексия. Работа учащихся с УЭ №6.
10. Домашнее задание. Работа учащихся с УЭ№7.
11. Подведение итогов урока.