Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г. Брянска
Урока литературного чтения (обучение грамоте)
в 1 классе УМК «Школа России»
«Звуки [л, л]. Буквы л, л»
подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Нерезева Ирина Алексеевна
Брянск-2013
Тип урока открытие нового знания
Основные цели:
-дать фонетическое представление о согласных звуках[л] и [л], их графическом обозначении при помощи букв Л л;
-способствовать формированию умения читать слоги, слова, предложения, тексты с этой буквой
-развивать интеллектуальные, информационные, коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;
-формировать навыки учебной деятельности на основе метода рефлексии.
Ход урока |
Формирование УУД | |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Открытие нового знания (выход из затруднения).
5.Первоначальное закрепление с проговариванием вслух.
6.Самостоятельная работа .
7.Включение в систему знаний и повторение.
8.Рефлексия деятельности.
| 1.Эмоциональный настрой: -Если хочешь много знать, многого добиться, Обязательно читать должен научиться!
Речевая разминка: -Ребята, мы продолжаем путешествовать по городу Звуков и Букв. В ходе путешествия мы познакомимся с новыми буквами и звуками, встретимся со сказочными героями, которые подготовили для вас интересные задания. Для четкого произношения, развития внимания, памяти, обогащения речи — проведем речевую разминку.
На- но –ну -ни – руки в воду окуни. Ти – ты – ту – та- вот лисица у куста. Си – сы – су – са – на носу сидит оса.
1.Задание от черепахи Тортиллы. На трех рисунках изображены музыкальные инструменты: -балалайка; -гусли, -ложки. -Наши новые звуки спрятались в названии каждого русского народного инструмента. -Какие? Назовите эти звуки и определите тему урока. 2.Выделение звука из речи. Дети находят в названии каждого инструмента одинаковые звуки [л] и [л].
1.Определение темы урока, то, чему должны научиться на уроке. — С какими звуками познакомимся? —Звуками [л] и [л] ,буквой Л. 2.Формулирование с помощью учителя цели урока: ( на доске схемы-опоры)
Познакомиться с …
Учиться отличать …
Учиться читать…
1.Характеристика звука. — Четко произнесите звуки и определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это. — Звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются и не тянутся. — Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите. ( дети кладут руку на горло и определяют, «включился» ли моторчик. — Дрожит ли ваше горлышко или нет? ( Да). — Значит звук [л] звонкий или глухой? (звук [з] – звонкий). — А почему один звук мягкий, а другой твердый? Дети выкладывают на столе звуковые модели слов [гусл и], [лошк и ]).
[л] – твердый, а []) – мягкий. Делают вывод: — Звуки [л] и [л] – согласные, звонкие, непарные ,одни из самых звонких. — Ребята, вы – молодцы, отлично справились с заданием мудрой черепахи Тортиллы и мы продолжаем путешествие по городу Букв и Звуков.
2.Знакомство с буквой. —Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш.
— А сколько букв понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему? (опора на плакат) -На какую букву похожа?(А) Сколько элементов? (2) Найдите букву в алфавите.
1.Составление слогов с буквой Л (работа в парах). (ла, ло, лу, ля, ле,лю, ли,лы) — почему звуки произносятся по- разному? От чего это зависит?
Читают слоги по группам- мальчики с твердым звуком; -девочки читают слоги с мягким звуком. 2. Чтение слогов по учебнику с.59 с разной интонацией: — удивления; -радости; -грусти.
3.Работа по учебнику, чтение слов с.59 -вслух цепочкой; -первый ряд – 1 столбик, второй ряд – 2 столбик, третий ряд – 3 столбик, 4 столбик – вместе.
3.Беседа по иллюстрации с.58
— Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? («Краденое солнце» К.И.Чуковского). Рассмотрите рисунок. В названии каких животных и предметов встречается буква л?(слон, слониха, ослик, луна, шляпа). Хорошо читающие дети читают вслух отрывок из сказки. -Почему автор называет слониху щеголихой? -Что означает слово «кубарем»?(работа с толковым словарем). -Найдите и прочитайте слова буквой л.
Работа в микрогруппах.
-Нас ожидает интересное задание от умной девочки Мальвины. Догадайтесь ,какое задание приготовила Мальвина?
На доске схемы:
…… осень. …… …… …… … лес. …… …… листья.
-Что записано?(схемы предложений). — Угадайте, какие слова спрятала Мальвина? Составьте предложения. Прочитайте их (чтение хором). — Что получилось?
Наступила осень. Дети пришли в лес. Ребята собирали листья.
— Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите слова с буквой Л.
Вот мы и побывали в городе Букв и Звуков.
Работа с лентой букв. Повторение ранее изученных букв.
Обобщение полученных на уроке сведений.
-Какова была цель урока? — Достиг ли урок цели? — Что интересного и нового мы узнали на уроке? — Оцените работу на уроке. | Личностные:
-самоопределение к деятельности, понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, положительно отзываются о школе, стремятся получить новые знания.
Познавательные:
-мыслительные операции(обобщение, анализ, синтез, сравнение) -извлечение информации из иллюстраций и рисунков, -осознанное и произвольное речевое высказывание;
Регулятивные: -выполнение пробного задания; -фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
Личностные: -самоопределение; — смыслообразование;
Познавательные:
— самостоятельное выделение и формулирование цели; — мыслительные операции (сравнение, анализ); -поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: — самоопределение;
Познавательные: — мыслительные операции; — выдвигают гипотезы и обосновывают их; — поиск и выделение необходимой информации; — установление причинно- следственной связи.
Регулятивные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности.
Коммуникативные: -использование речевых средств для решения коммуникативных задач. -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные: — извлечение необходимой информации; -использование знаково-символических средств; — построение логической цепи рассуждений и доказательств.
Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные: — извлечение необходимой информации;
Познавательные: -рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные: -контроль и оценка способов своей деятельности.
Личностные: -самооценка на основе критериев успешности.
Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Литература:
1.В.В.Волина. Праздник букваря. Москва, АСТ – Пресс, 1995г.
2.В.Г.Горецкий и др.Азбука. Учебник .для 1кл. Москва, Просвещение,
2012г.
3.Н.В.Нечаева, Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова. Букварь .Корпорация «Федоров», Самара, 1996г.