Конспект урока по информатике и ИКТ,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Паульзен Наталья Владимировна
Место работы: МБОУ «ООШ №10» г. Таштагол
Должность: учитель информатики и ИКТ
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 5
Тема урока: Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
§2.1 «Как устроен компьютер» (урок № 2, глава II «Компьютер для начинающих »)
Базовый учебник:
Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 87 с.: ил.
Цель: познакомить учащихся с устройством компьютера; сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия- процессор, ОЗУ (оперативное запоминающее устройство, ПЗУ (постоянное запоминающее устройство); дать первоначальные сведения о составе аппаратного обеспечения компьютера.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию информационной культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: формирование коммуникативных отношений, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей информации и знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание основных устройств компьютера, составляющих аппаратное обеспечение компьютера.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения информатики и ИКТ, соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: фронтальная и индивидуальная
Техническое оборудование: интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
Название этапа урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | Организационный момент |
| Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 1мин |
2 | Актуализация знаний |
| Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №1, №2 с.3 (бегло просмотреть раскрытые на с.3 рабочие тетради всех учеников); несколько учеников учитель просит зачитать свои варианты выполнения этих заданий.
Вопросы: №1-3, 6 §1.1.
4.Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
| Ученики отвечают домашнее задание: Задание РТ: №1 с.3. Продолжите фразы: а) Информация — это … знания и сведения об окружающем мире. б) Информатика — это … наука, занимающаяся изучением возможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера. Задание РТ: №2 с.3. Для чего человеку нужны линейка, транспортир, термометр, барометр, компас, телескоп, микроскоп? Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человека. | 4 мин |
3 | Объяснение нового материала | Слайды
| 1. Как устроен компьютер, §2.1, плакат 6 (рассказ об основных устройствах компьютера, сопровождающийся демонстрацией устройств или их изображений). Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, клавиатура. Дополнительные устройства компьютера: принтер, мышь, акустические колонки, джойстик, дисковод CD-ROM, графопостроитель и т.д. Системный блок (самый главный в компьютере): процессор, память, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках, блок питания и др. Устройства ввода: клавиатура, мышь, трекбол, тачпад, сканер, микрофон, игровые манипуляторы (джойстики), цифровые камеры, модем т.д. Результат ввода — запись данных в ОЗУ. Устройство для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера: процессор. Все операции в компьютере протекают с участием процессора. | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность
Предлагают свои варианты назначения основных устройств компьютера и отвечают на вопросы учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.
Записывают в тетради новые понятия | 5 мин
4 мин
2 мин
5 мин |
4 | Первичное закрепление усвоенного материала |
| Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Клавиатурный тренажер в режиме «Практика со словами». Загрузка программы, регистрация учеников и выбор соответствующего режима осуществляется перед началом урока. Предложить ученикам после выполнения задания записать свои результаты (количество напечатанных символов, скорость набора, точность, ошибочно нажатые клавиши). Проверяет полученный результат. | Учащиеся работают индивидуально на компьютере.
Демонстрируют результат своей работы. | 10 мин
5 мин |
5 | Физминутка | Презентация (зарядка для глаз) | Учитель показывает слайды с упражнениями для глаз. | Учащиеся выполняют упражнения. | 3 мин |
6 | Закрепление изученного материала
|
| Учитель задает вопросы учащимся:
| Демонстрируют знания , понимание причинно-следственных связей .
Формулируют ответ, применяя полученные знания. | 4 мин |
7 | Постановка домашнего задания |
| Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §2.1, §2.2, §3.10, вопросы. РТ: №1 с.54, №2 с.55. Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
| Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске. Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике.
| 2 мин |