Класс: 5
Тема: Клавиатура – устройство ввода информации
Время реализации: 45 минут
Учебно-методическое обеспечение:
-
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.
-
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.
-
Презентация по теме «Клавиатура – устройство ввода информации»
Используемые программные приложения из пакета СПО: OpenOffice.org Impress, Образовательная программа для детей
Место урока в изучении темы: седьмой урок из 13 при изучении темы «Освоение системной среды Linux»
Назначение разработки: изучение нового материала с отработкой умений на практике.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с клавиатурой, с ее структурой;
-
получить навыки работы с клавиатурой;
Развивающие:
-
развитие логического мышления учащихся — умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
-
развитие у школьников навыков самостоятельной работы;
-
развитие воображения;
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к изучаемому предмету;
-
воспитывать дисциплинированности;
-
повышение грамотности устной речи учащихся;
-
воспитывать навыки организации рабочего места;
-
воспитывать информационную культуры, внимательность, аккуратность, усидчивость, умение слушать других.
Компетентностные результаты (что научатся делать ученики): научиться печатать буквы русского алфавита и цифры.
Организация работы: фронтальная, индивидуальная работа, использование мультимедиа презентации.
Используемые технологии: элементы развивающего и личностно-ориентированного обучения, здововьесберегающие технологии, дифференцированный подход.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютеры.
План-конспект урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат деятельности | |
Организационный момент. (2 мин.)
| Здравствуйте. Садитесь. Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок. Какой урок у нас сейчас? Для работы на уроке нам потребуются: тетрадь, ручка, цветные карандаши. Проверьте, чтобы все это было у вас на столах. | Здравствуйте. Урок информатики.
Дети проверяю наличие всего необходимого для работы на уроке. | Настроить учащихся на работу на уроке, готовность учащихся к уроку. |
Сообщение темы урока и постановка целей.
| Вспомните, какие устройства ввода информации в компьютер вы уже знаете? Правильно. С мышью мы с вами познакомились более подробно и выяснили, что мышкой можно управлять объектами интерфейса, а также выбирать и запускать программы. Клавиатура позволяет выполнять все те же самые действия, но мышкой это сделать быстрее и проще. С помощью клавиатуры вы вводите пароль при загрузке операционной системы Linux или набираете текст в каком – либо текстовом редакторе. Итак, подумайте каждый сам и обсудите в парах, как бы вы сформулировали тему урока. Я обобщила все ваши ответы. Итак, тема урока: Клавиатура – устройство ввода информации. Запишите тему урока в тетради. (Слайд 1) А теперь, подумайте каждый сам и обсудите в парах, какие задачи вы поставите перед собой на этот урок. Итак, задачи урока: (Слайд 2)
| Компьютерная мышь и клавиатура.
Дети обсуждают в парах и предлагают свои варианты.
Дети записывают тему урока в тетради. Дети обсуждают в парах и предлагают свои варианты.
| Постановка темы урока и целей, осознание их учащимися. |
Усвоение нового материала. (16 мин.)
| Итак, переходим к решению первой задачи. Как она звучит? Основными элементами клавиатуры являются клавиши, на которые нанесены различные символы: буквы, цифры, знаки препинания, а также специальные символы. Клавиатуры в зависимости от их назначения могут отличаться друг от друга по внешнему виду и количеству клавиш. Например, стандартная клавиатура (Слайд 3) имеет сто одну клавишу, а на мультимедийной клавиатуре (Слайд 4) есть еще и дополнительные клавиши для управления аудио – и видеопроигрывателями, а также для включения и выключения компьютера и запуска часто используемых программ. Клавиатуры для ноутбуков (Слайд 5), наоборот, содержат меньшее количество клавиш и по размеру меньше обычных клавиатур. Итак, мы справились с первой задачей. Переходим к решению следующей. Как она звучит? На любой клавиатуре клавиши сгруппированы по назначению (Слайд 6). В центре клавиатуры расположены алфавитно – цифровые и некоторые вспомогательные (служебные) клавиши, сверху на клавиатуре располагается ряд функциональных клавиш, а справа расположен дополнительный блок цифровых клавиш. А еще и клавиши управления курсором. Практически каждой клавише соответствует не один, а несколько символов, например, алфавитные клавиши содержат и русские, и английские буквы каждая. При включенном русском алфавите вы можете создавать текст на русском языке, а при включенном английском алфавите клавишам соответствуют английские буквы. | Познакомится с основными элементами клавиатуры. Дети записывают в тетрадь основные понятия.
Учащиеся знакомятся с внешним видом различных клавиатур.
Познакомиться с группами клавиш на клавиатуре.
Дети записывают группы клавиш в тетрадь.
| Учащиеся знакомятся с различными клавиатурами, группами клавиш.
|
Выполнение практической работы. (12 мин.)
| Прежде чем приступить к практической работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе на компьютере. А теперь проведем разминку для пальчиков. Раз, два, три, четыре, Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Можно всех пересчитать. Мама, папа, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, щенок и я – Вот и вся моя семья.
Проходим за компьютеры, открывает Образовательную программу для детей (Меню запуска приложений/ Игры/ Игры для детей/ Образовательная программа для детей). Выбираем из предложенного работу с клавиатурой. Ваша задача – успевать на клавиатуре нажимать буквы, которые падают сверху.
| Дети по очереди перечисляют правила по технике безопасности.
Дети выполняют разминку для пальчиков в соответствии со словами (по очереди загибают пальчики).
Дети садятся за компьютеры и открывают нужную программу.
Выполняют практическое задание. | Повторили правила техники безопасности, размяли пальчики перед работой на компьютере. Закрепили навыки работы с клавиатурой. |
Подведение итогов работы (рефлексия). (7 мин.)
| Итак, все задачи, поставленные на урок, мы с вами решили? Теперь давайте подведем итог урока. С каким устройством мы сегодня познакомились? К каким устройствам (ввода или вывода) относят клавиатуру? Из каких основных элементов состоит клавиатура? Сколько клавиш на клавиатуре? Какие группы клавиш расположены на клавиатуре?
А теперь давайте оценим вашу работу на уроке. Если вам все было понятно и при работе не возникло сложностей, то раскрасьте клавиши на клавиатуре красным цветом, если возникали сложности, но вы с ними справлялись – синим цветом, если необходимо еще поработать над темой – то зеленым цветом. (Приложение 1) | Да.
С клавиатурой.
К устройствам ввода информации.
Из клавиш.
Зависит от вида клавиатуры. алфавитно – цифровые, функциональные, дополнительный блок цифровых клавиш, клавиши управления курсором. Учащиеся раскрашивают клавиши клавиатуры в соответствующий цвет. | Подведение итогов урока: ответы учащихся на вопросы учителя.
Самооценка учащихся работы на уроке. |
Домашнее задание. (3 мин.)
| Запишите домашнее задание: (Слайд 7)
| Записывают домашнее задание в дневник. |
|
Источники информации:
-
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.
-
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.
-
Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ. 5-6 классы». / Сост. Е.А. Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей».