Алексей Алексеевич Подставкин

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 Усть-Лабинского района.

Победитель конкурса «Лучший учитель России – 2006 года».

Высшая категория.

Телефон: 8(918) 947-97-71

email:

На основе этих двух исторических источников расскажите от имени средневекового крестьянина об их представлениях о живых существах, живущих в далеких землях и их условиях жизни.

(Капитаны должны проследить, чтобы группы выбрали разные изображения для ответа).

Дополнительные вопросы группам:

— Почему в XII веке были распространены такие сведения о внешнем мире?

— Какие приемы делают информацию в этих источниках фантастической?

— Как доказать, что изображенное на миниатюре и описанное в тексте это выдумка?

2. Представления древних ученых о том, что Земля – шар, не были полностью забыты. Но некоторые средневековые ученые это отвергали. Многие представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.

Солнце

Луна

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

— Определите, какой способ я использовал, располагая рисунки планет на доске? (по алфавиту).

Я могу сказать: классифицировал по алфавиту.

Каким еще способом можно расположить рисунки планет? (по удаленности от солнца, по размеру, по удаленности от Земли).

Сформулируйте определение понятия «классификация». (Классификация – группировка по какому-либо признаку).

Домашнее задание: найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые. Подсказка – планетарная система Платона, Аристотеля, Птолемея.

3. Время не считалось ценностью, и его не берегли. Люди и не стремились знать точное время. Лишь в монастырях и домах знати встречались известные с античных времен водяные и песочные часы. Для большинства людей время суток указывал звон церковных колоколов.

— Как узнавали время простые крестьяне? (По солнечным часам).

— Почему им не нужно было знать время с точностью до минуты или секунды?

По иллюстрации изучается устройство солнечных часов.

Раздаются материалы для изготовления солнечных часов.

— Почему наклон гномона равен 45 градусов? (Наклон равен географической широте места).

Часы необходимо направить на север. Как нам определить направления сторон света? (Компас или в 12.00 стрелка должна быть против солнца и не давать тени).

— Каким образом можно узнать по часам время? Как отметить на них точки времени? (Эксперимент – каждый час на часах отмечать черточки расположения тени).

Домашнее задание: расставить черточки обозначающие часы времени.

4. В средние века христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участи или воздействия не совершалось ни одного крупного события.

Монах

Аббат

Католический храм

Монастырь Мария Лях

Священники и монахи ежедневно несли службы в церквах. Центрами духовной и религиозной культуры становились монастыри. Жизнью в монастыре руководил аббат.

— Какое понятие более широкое: аббат или монах?

— Расположите все термины от более широкого к более узкому по смыслу. (Монастырь, церковь, монах, аббат).

Рефлексия:

Баночка отзывов!

Что больше всего понравилось? Одним словом напишите на листке ваше отношение к уроку?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 9, найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые, расставить черточки обозначающие часы времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here