| Алексей Алексеевич Подставкин Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 Усть-Лабинского района. Победитель конкурса «Лучший учитель России – 2006 года». Высшая категория. Телефон: 8(918) 947-97-71 e—mail:
На основе этих двух исторических источников расскажите от имени средневекового крестьянина об их представлениях о живых существах, живущих в далеких землях и их условиях жизни. (Капитаны должны проследить, чтобы группы выбрали разные изображения для ответа). Дополнительные вопросы группам: — Почему в XII веке были распространены такие сведения о внешнем мире? — Какие приемы делают информацию в этих источниках фантастической? — Как доказать, что изображенное на миниатюре и описанное в тексте это выдумка?
2. Представления древних ученых о том, что Земля – шар, не были полностью забыты. Но некоторые средневековые ученые это отвергали. Многие представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
— Определите, какой способ я использовал, располагая рисунки планет на доске? (по алфавиту). Я могу сказать: классифицировал по алфавиту. Каким еще способом можно расположить рисунки планет? (по удаленности от солнца, по размеру, по удаленности от Земли). Сформулируйте определение понятия «классификация». (Классификация – группировка по какому-либо признаку). Домашнее задание: найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые. Подсказка – планетарная система Платона, Аристотеля, Птолемея.
3. Время не считалось ценностью, и его не берегли. Люди и не стремились знать точное время. Лишь в монастырях и домах знати встречались известные с античных времен водяные и песочные часы. Для большинства людей время суток указывал звон церковных колоколов.
— Как узнавали время простые крестьяне? (По солнечным часам). — Почему им не нужно было знать время с точностью до минуты или секунды? По иллюстрации изучается устройство солнечных часов. Раздаются материалы для изготовления солнечных часов. — Почему наклон гномона равен 45 градусов? (Наклон равен географической широте места). Часы необходимо направить на север. Как нам определить направления сторон света? (Компас или в 12.00 стрелка должна быть против солнца и не давать тени). — Каким образом можно узнать по часам время? Как отметить на них точки времени? (Эксперимент – каждый час на часах отмечать черточки расположения тени). Домашнее задание: расставить черточки обозначающие часы времени. 4. В средние века христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участи или воздействия не совершалось ни одного крупного события.
Священники и монахи ежедневно несли службы в церквах. Центрами духовной и религиозной культуры становились монастыри. Жизнью в монастыре руководил аббат. — Какое понятие более широкое: аббат или монах? — Расположите все термины от более широкого к более узкому по смыслу. (Монастырь, церковь, монах, аббат).
Рефлексия: Баночка отзывов! Что больше всего понравилось? Одним словом напишите на листке ваше отношение к уроку?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 9, найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые, расставить черточки обозначающие часы времени.
|