Бондаренко Виктория Владимировна
учитель химии и информатики
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Эртильская общеобразовательная школа №1»
города Эртиль Воронежской области, Россия.
Интегрированный урок
Информатика, биология
с использованием знаний учащихся по химии.
КЛАСС: 10
ТЕМА: « Модели, виды, свойства.»
ТИП: Урок объяснения нового материала.
ДЕВИЗ УРОКА: « Что наша жизнь? Игра.»
ЦЕЛИ:
-
ОБУЧАЮЩАЯ
-
Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: модель, моделирование;
-
Устранить пробелы в знаниях учащихся по теме нуклеиновые кислоты;
-
-
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
-
Воспитывать положительное отношение к знаниям;
-
Воспитывать дисциплинированность;
-
Добросовестное отношение к учёбе.
-
-
РАЗВИВАЮЩАЯ
-
Развивать аналитическое мышление, умение выделять главное, существенное;
-
Развивать умение творчески подходить к решению задач, умение планировать результаты;
-
Развивать инициативность, уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно.
-
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Объявление целей урока
Учитель информатики: Любой из нас постоянно решает какие-либо задачи. Нет, речь идет не о задачах из школьного учебника. Речь идет о » жизненных задачах»: что купить другу на день рождения? Как провести выходной день? Соглашаться ли на покупку аквариума с рыбками, если хочется щенка?
Решать подобные задачи не учат ни в школе, ни в ВУЗе. Решать их учит жизнь. Сегодня мы поговорим о том, что важно не упустить из вида, приступая к решению такой задачи.
Учитель биологии: Ну а как биологи мы еще раз поговорим о значении нуклеиновых кислот в организме и даже исполним роль исследователя, создавая модель клетки.
-
Повторение.
Учитель информатики:
Для решения любой задачи мы должны обладать … чем?
Достаточной информацией о решаемом вопросе.
-
Что такое информация? Приведите несколько определений.
-
Какие виды информации вы знаете?
-
Какими свойствами обладает информация? Приведите примеры.
-
Кто или что может быть источником информации?
-
Кто или что является потребителем информации?
-
Что можно «делать» с информацией?
-
Как передаётся информация?
-
Для чего предназначен компьютер?
-
Как измерить информацию?
-
Какие единицы измерения информации существуют?
-
Каков объём носителей информации в компьютере?
-
Объяснение нового материала.
Учитель информатики: Как мы выяснили
ИНФОРМАЦИЯ — это отображение реального мира в знаках и сигналах.
Но даже самый совершенный способ отображения может сказать только о самой малой крупице реального мира. Что же делать? Важно научиться отображать наиболее значимые фрагменты реального мира. Каждое такое отображение даст много информации, но при этом что-то неизбежно теряется. Что бы не потерять самого главного надо научиться строить МОДЕЛИ фрагментов и научиться работать с ними. А что такое модели. Рассмотрим пример:
…Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем.
Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
...Ожидается малооблачная погода: возможен кратковременный дождь, гроза; ветер слабый ,1-2 метра в секунду; температура воздуха 21-23 градуса тепла.
из сообщений метеослужбы.
В этих фрагментах речь идет о погоде. Более того об одном и том же состоянии погоды . Отличие лишь в способе описания. Первое описание — художественное, а второе — информационное. Но каким бы точным или красивым не было описание погоды, это не сама погода.
В своей деятельности- научной, практической, художественной- человек всегда создает некий слепок того объекта или явления, с которым ему придется иметь дело. Это может быть
| |
| МОДЕЛЬ САМОЛЕТА, ПРЕДНАЗНАЧЕН- |
МАКЕТ КАКОГО-ЛИБО ИЗДЕЛИЯ |
|
МОДЕЛЬ —это упрощенное подобие реального объекта.
По области использования модели бывают:
-
Учебные – наглядные пособия, тренажёры.
-
Опытные – копии проектируемого объекта
-
Научно – технические – синхротрон(ускоритель электронов)
-
Игровые – спортивные и другие игры
-
Имитационные
По способу представления различают модели:
-
Материальные – реальное воплощение реального объекта (детские игрушки).
-
Абстрактные (нематериальные) — информационные, мысленные и вербальные
Учитель биологии:
Существует множество биологических моделей. Например:
|
| |
клетка | молекула ДНК | молекулы |
В качестве примера хочу привести вам модель молекулы ДНК. Давайте вспомним структуру молекулы НК. По ходу нашей беседы мы будем заполнять таблицу. (Ученик у доски)
ДНК | РНК | |
МОНОМЕРЫ | дезоксирибонуклеотид | рибонуклеотид |
НУКЛЕОТИД | азотистое основание, остаток | азотистое основание, остаток фосфорной кислоты, рибоза |
НАХОЖДЕНИЕ В | ядро, митохондрии, | ядро, цитоплазма, |
СВОЙСТВА | способна к удвоению, | не способна к удвоению, |
ТИПЫ НУКЛЕОТИДОВ | адениловый, гуаниловый, | адениловый, гуаниловый, |
-
Какое строение имеет молекула ДНК?
-
Из чего состоит полинуклеотидная цепочка?
-
Из чего состоит нуклеотид?
-
Какова общая структурная формула НК?
-
Различны ли НК по строению?
-
Как происходит соединение нуклеотидов между собой?
Все о чём мы говорили и что отражено в таблице – это модель молекул НК.
-
К какому виду относится наша модель? (информационная)
-
Приведите примеры различных биологических моделей.
Учитель информатики: Вы сейчас создавали модель молекул НК. Насколько исчерпывающими были сведения об объекте ? Обязательно надо знать для чего создают модель.
вид | цель | |
медицинская карта больного |
| информационная(для получения информации о состоянии больного) |
манекен в магазине |
| материальная(для |
робот |
| материальная (для |
В зависимости от ситуации модель бывает разной, но она должна обладать следующими свойствами:
АДЕКВАТНОСТЬ — степень соответствия модели представляемого объекта.
ПОЛНОТА — все ли свойства реального объекта перенесены на модель
ЦЕННОСТЬ — значимость для решения данного вопроса.
ДОСТУПНОСТЬ — является ли модель доступной для пользователя
Учитель биологии: Давайте охарактеризуем свойства нашей модели молекулы ДНК.
Адекватна ли она? Да, так как она воспроизводит полностью натуральную молекулу ДНК.
Полнота. Здесь полностью показаны состав и структура молекулы, Цель создания модели – рассмотреть строение молекулы.
Ценность. Знание строения молекулы необходимо для дальнейшего изучения клетки и её функций.
Доступность. Рассматривая, модель мы опирались на знание по химии, биологии о строении и структуре органических веществ.
Учитель информатики: Как создают модели?
Процесс разработки и построения моделей называется — МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Как же надо проводить моделирование?
| |
2. Выделить существенные части, свойства объекта или явления.
|
|
3. Определить основные связи между частями модели. |
|
-
Закрепление материала.
Учитель биологии: Давайте сами, создадим модель. Это будет модель клетки.
иллюстрация |
| |
2.Рисуем на пенале ручкой клеточные поры. |
|
Заполним клетку органоидами | |
3.Кладем в пенал пластилиновый шарик красного цвета. Это ЯДРО. |
|
4. Кладем в пенал зеленые горошины(горох) и черные горошины перца. Это МИТОХОНДРИИ И ХЛОРОПЛАСТЫ. |
|
5.Из резинового шарика и ниток конструируем ВАКУОЛИ и помещаем их внутрь. |
|
6.Создаём КЛЕТОЧНЫЙ СОК. Заливаем внутрь пенала густой крахмальный клейстер. |
|
|
|
-
Подведение итогов урока.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИНФОРМАТИКА — это отображение реального мира в знаках и сигналах. | |
| МОДЕЛИ — это упрощенное подобие реального мира. |
|
|
| ИНФОРМАЦИОННЫЕ — это описание объекта. |
| АДЕКВАТНОСТЬ — степень соответствия модели представляемого объекта. |
| ПОЛНОТА — все ли свойства реального объекта перенесены на модель. |
| ЦЕННОСТЬ — значимость для решения данного вопроса. |
| ДОСТУПНОСТЬ — является ли модель доступной для пользователя. |
|
МОДЕЛИРОВАНИЕ — процесс разработки и построения моделей.
|
ЛИТЕРАТУРА
Бешенков С.А. и др. | Информатика и информационные технологии» | |
| Фридланд А.Я. и др. | » Информатика, Толковый словарь основных терминов.» |
| Каймин В.А. | Основы компьютерной технологии» |
| Каймин В.А. | «Информатика.» Учебное пособие. |
| Семакин И.В. и др. | «Информатика.» Учебник 7-9 |
| Полянский Р.Н. и др. | » Биология.» Учебник 10-11. |
| Биология | Приложение к газете » 1 сентября» |