Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 247
Красносельского района
Санкт-Петербурга

Конспект урока по информатике и ИКТ

8 класс

Тема: «Представление текстов в памяти компьютера.
Кодировочные таблицы»

Подготовила и провела:
Иванова Юлия Евгеньевна,

учитель информатики и ИКТ

высшей категории

(тел. 8-921-750-63-89,
[email protected])

Санкт-Петербург

2013 год

Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;

  • научить определять числовые коды символов;

  • закрепить навык решения задач на вычисление информационного объема сообщения.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать закономерности;

  • развивать внимание;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать информационную культуру;

  • развивать познавательных интересов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению информатики;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать аккуратность.

Здоровьесберегающие:

  • научить беречь свое здоровье при работе за компьютером;

  • научить снимать утомление глаз с помощью компьютерной программы.

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД

Познавательные УУД:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение анализировать текст с целью выявления ошибок;

  • отвечать на простые вопросы учителя;

  • умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • умение слушать и понимать речь других;

  • умение совместно договариваться о правилах поведения и общения;

  • умение взаимодействовать в паре.

РегулятивныеУУД:

  • определение и формулирование целей на уроке с помощью учителя;

  • проговаривание последовательности действий на уроке;

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

  • контроль своей деятельности по ходу выполнения задания;

  • внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные УУД:

  • формирование интереса (мотивации) к учению;

  • осознание роли ученика;

  • умение проводить самооценку.

Основные понятия: кодировка, кодовая таблица, двоичный код, 8-миразрядные и 16-тиразрядные кодировки, ASCII, КОИ8-Р, Windows, Unicode.

Межпредметные связи:

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

Ресурсы:

  • компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет;

  • проектор и экран;

  • презентация с новым материалом;

  • презентация «

    • тест в АИС «Знак».

    Ход урока

    1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

    2. Постановка учебной проблемы

    На экран выводится web-страница с неправильной кодировкой.

    Взгляните на экран. Скажите: работая, например, в Интернете, открывая какую-нибудь web-страницу, сталкивались ли вы вот с такой «картиной»? (Да) Что вы делали? (закрывали или меняли кодировку) Чтобы прочитать такой текст необходимо поменять кодировку страницы. Как же получается такая «картина»? Зачем нужны кодировки? Как текст хранится в компьютере?

    1. Сообщение темы урока.

    На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке. Значит и тема урока будет: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

    Чтобы на них ответить, давайте подумаем: как хранится текстовая информация в компьютере? (в виде двоичного кода).

    Слайд 2.

    1. Открытие новых знаний

    Слайд 3.

    С точки зрения компьютера текст состоит из отдельных символов. К числу символов принадлежат не только буквы (заглавные или строчные, латинские или русские), но и цифры, знаки препинания, спецсимволы типа «=», «(«, «%» и даже пробелы между словами.

    Для того чтобы сохранить текстовый документ, созданный с помощью компьютера, он должен быть представлен двоичным кодом.

    Слайд 4.

    Соответствие между изображением символов и кодами символов устанавливается с помощью кодовых таблиц.

    Все кодовые таблицы, используемые в любых компьютерах и любых операционных системах, подчиняются международным стандартам кодирования символов.

    Слайд 5.

    Эти коды были разработаны в США и получили название ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.

    Фронтальная работа с таблицей ASCII (представлен фрагмент этой таблицы)

    Слайд 6.

    Кодовая таблица содержит коды для 256 различных символов, пронумерованных от 0 до 255. Первые 128 кодов во всех кодовых таблицах одинаковые и соответствуют одним и тем же символам:

    • коды от 0 до 32 соответствуют управляющим символам;

    • коды от 33 до 127 соответствуют изображаемым символам – латинским буквам, знакам препинания, цифрам, знакам арифметических операций и т.д.

    • остальные 128 кодов используются для кодирования букв национального алфавита, символов национальной валюты и т.д. Например, в русских кодировках размещаются символы русского алфавита.

    Слайд 7.

    1. Первичное закрепление изученного материала

    Самостоятельная работа по карточке с последующей проверкой на экране:

    Попробуем с помощью таблицы ASCII представить, как будут выглядеть слова в памяти компьютера. (раздать листочки с заданием №1)

    Слайд 8.

    Задание 1.

    Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).

    f

    i

    l

    e

    file

    Решение:

    Слова

    Память

    file

    01100110 01101001 01101100 01100101

    1. Открытие новых знаний (продолжение)

    Слайд 9.

    Для русских букв, к сожалению, в настоящее время существует много различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MSDOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.

    Во всех этих кодировочных таблицах первая часть совпадает с таблицей ASCII, поэтому цифры и английские буквы отображаются корректно.

    В этом мы можем убедиться, внимательно взглянув на страницу текста с неправильной кодировкой. Посмотрите, что все символы и латинские буквы отображаются правильно, проблема возникает только с русскими буквами.

    Фронтальная работа с таблицами КОИ8-Р, Windows

    Давайте сравним коды русских букв из разных таблиц кодировки. Возьмите две таблицы: КОИ8-Р, Windows.

    Запустите интерактивное задание №2 «Декодирование»

    1. Первичное закрепление изученного материала

    Самостоятельная работа. Выполнение интерактивного задания №2 «

    Попробуйте перевести указанный десятичный код: 202 224 237 232 234 243 235 251 в текст в обеих кодировках и посмотрим, что у вас получится. (ответ: Windows – Каникулы)

    Открытие новых знаний (продолжение) Слайд 10. Мы с вами выяснили, что во всех таблицах кодировки указаны, сколько символов? (256 символов). Давайте вспомним формулу определения количества информации: N = 2i , где N – мощность алфавита (количество символов в алфавите), i – количество бит (информационный вес символа). Т.к. 256 = 28, то вес 1 символа – 8 бит или 1 байт. Слайд 11. Таким образом, можно сказать, что все изученные таблицы кодировки являются 8-миразрадными (1 символ – 8 бит, 8 разрядов).
    Первичное закрепление изученного материала Парная работа. Выполнение задания на карточке (решение задачи). Задание №3. Сколько бит памяти компьютера занимает слово ЦВЕТЫ в кодировке КОИ8-Р? Дано: К = …. букв i = 8 бит Решение: ЦВЕТЫ — ….. букв I слова = К*i = ….*…. = …. бит.
    Ответ: Слово ЦВЕТЫ занимает …. бит информации. Найти: I слова = ?
    Решение: Слово состоит из 5 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 5 байт = 5*8 = 40 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.
    Физкультминутка Запустите презентацию

    Открытие новых знаний (продолжение) 8-миразрядные кодировки имеют одно серьёзное ограничение: количество символов в этих кодировках позволяет одновременно использовать неболее двух языков. Слайд 12. Существует решение этих проблем. Оно называется Unicode (Юникод). Unicode – это кодировочная таблица, в которой для кодирования каждого символа используется 2 байта, т.е. 16 бит. Фронтальная работа с таблицей Unicode (Юникод) Сколько всего знаков можно закодировать, используя для кодирования символа 16 бит? На основании такой таблицы может быть закодировано N=216=65 536 символов. Юникод включает практически все современные письменности, в том числе: арабскую, армянскую, бенгальскую, бирманскую, греческую, грузинскую, деванагари, иврит, кириллицу, коптскую, кхмерскую, латинскую, тамильскую, хангыль, хань (Китай, Япония, Корея), чероки, эфиопскую, японскую (катакана, хирагана, кандзи) и другие. В эту таблицу добавлены многие исторические письменности, в том числе: древнегреческая, египетские иероглифы, клинопись, письменность майя, этрусский алфавит. В Юникоде представлен широкий набор математических и музыкальных символов, а также пиктограмм.
    Первичное закрепление изученного материала Самостоятельная работа. Выполнение интерактивных заданий №4 « Интерактивное задание №4 «Кодировки»

    Интерактивное задание №5 «Найди ошибки»
    Контроль знаний Выполнение теста в АИС «ЗНАК».
    Рефлексия. Итог урока. — Зачем нужны кодировочные таблицы? — Что нового вы узнали? — Чему вы научились на этом уроке? — Что больше всего вам понравилось?
    Объяснение домашнего задания.
    Домашнее задание: для всех: Выполнить интерактивное задание «

    Windows ASCII Задание 1. Кодирование слова file , с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
    f i l e file

    Задание 1. Кодирование слова file , с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
    f i l e file

    Задание 1. Кодирование слова file , с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
    f i l e file

    Задание 1. Кодирование слова file , с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
    f i l e file

    Задание 1. Кодирование слова file , с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
    f i l e file

    Задание 3. Сколько бит памяти компьютера занимает слово ЦВЕТЫ в кодировке КОИ8-Р? Дано: К = …. букв i = 8 бит Решение: ЦВЕТЫ — ….. букв I слова = К*i = ….*…. = …. бит.
    Ответ: Слово ЦВЕТЫ занимает …. бит информации. Найти: I слова = ?
    Задание 3. Сколько бит памяти компьютера занимает слово АРБУЗ в кодировке КОИ8-Р? Дано: К = …. букв i = 8 бит Решение: АРБУЗ — ….. букв I слова = К*i = ….*…. = …. бит.
    Ответ: Слово АРБУЗ занимает …. бит информации. Найти: I слова = ?
    Задание 3. Сколько бит памяти компьютера занимает слово СЕМЬЯ в кодировке КОИ8-Р? Дано: К = …. букв i = 8 бит Решение: СЕМЬЯ — ….. букв I слова = К*i = ….*…. = …. бит.
    Ответ: Слово СЕМЬЯ занимает …. бит информации. Найти: I слова = ?

    Интерактивное задание №2 «Декодирование»
    Интерактивное задание №4 «Кодировки»

    Интерактивное задание №5 «Найди ошибки»
    Домашнее задание: для всех: «

    Разгадайте ребус: по желанию: « « «

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here