Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2

им. А. А. Араканцева

г. Семикаракорска»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 1 класса

«Веселый урок»

Подготовила: учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

Цели:

  1. Привитие интереса к изучению русского языка.

  2. Развитие творческих способностей, любознательности.

  3. Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность

  4. Расширение кругозора, развитие речи детей.

5. Воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы.


Ход мероприятия:

Учитель:

— Здравствуйте, уважаемые знатоки русского языка! Сегодня у вас не обычный урок, а веселое занятие в «Школе грамотеев», которую посещают самые любознательные учащиеся первых классов. Я приглашаю всех в Страну слов, которые являются строительным материалом нашего языка.

Ученик читает:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас –

Означено словами.

Они слышны и здесь,

И там, на улице и дома,

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова, слова….

И это так прекрасно –

В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно!

Учитель:

— Назовите любимое занятие детей. Ответ очевиден – это игра. Вы, хотя, и ученики, но тоже любите играть. Давайте, играя, изучать русский язык. Угадайте слова, значения которых будут вам названы.

1. Третий день недели.
2. Предмет, при помощи которого режут хлеб.
3. Лиственное дерево с белой корой.
4. Домашнее животное, которое дает молоко.
5. Предмет, который надевают зимой, чтобы стало теплее.
6. Время года, когда вокруг все бело.

Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Как называются такие слова? Приведите примеры многозначных слов.

Слайд 1: работа с рисунками

(плитка электрическая, плитка шоколада, плитка строительная)

Каким общим словом назовём все эти предметы?

— Составьте предложение с каждым словом.

Отгадайте загадку и найдите многозначное слово.

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (С. Маршак)

— Какое здесь многозначное слово? (идет)

Слайд 2:

Замените слово «идет» подходящими по смыслу словами.

Мальчик идет (шагает).

Дождь идет (льет).

Машина идет (едет).

Какие значения имеет слово «идет»?

Делаем вывод: слово «идет» – многозначное, так как оно имеет три значения.

Учитель: — Надо различать и понимать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.

Любой из вас знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Рассмотрим словосочетание «намылить голову» в предложении «Отец намылил сыну голову».

Слайд 3: иллюстрация

Сценка:

1 ученик: — Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, Анна Анатольевна, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я- то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

2 ученик: Конечно, говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

1 ученик: Понял, но…. не совсем.

Учитель: Ребята, давайте поможем Пете и объясним значение этих фразеологизмов:

Слайд 4:

Человек с головой – умный рассудительный человек.

Слайд 5:

В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек.

Слайд 6:

Ворон ловить – не слушать.

1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и знать даже больше, чем ты.

2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

Учитель:

— Из чего состоят все слова? (из звуков)

Слайд 7:

— Найдите одинаковый звук в словах: ложка, пила, лыжи, ёлка ).

Слайд 8:

Игра “В зоопарке”

— Назовите животных зоопарка, в названии которых есть буква «л».

(Ответ: лиса, лошадь, слон, осёл, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.)

— Предлагаю игру «Буква заблудилась».

(дидактическая игра — презентация)

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол (кол).

Закричал охотник: «Ой» Двери (звери) гонятся за мной.

На виду у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Врач напомнил дяде Мише: — Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель (капель) перед сном.

Тает снег. Течет ручей . На ветвях полно врачей (грачей).

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет огромный лук (жук) С длинными усами.

Говорят один чудак, В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).

Слайд 9:

Игра “Найди лишнее слово”

На доске: круг, друг, волк, тигр, грач (лишнее слово волк, там нет буквы г)

Слайд 10:

« Грамматическая арифметика»

нота «До» + зарытые ценности в земле = ?

кабан – ан + лук = ?

ква + рак – ак + тира = ?

с + место стоянки судов = ?

череп – п + муха = ?

корь – ь + идол – л + р = ?

Учитель:

Ребята, я вижу, что наше путешествие по Стране слов вам понравилось. На уроках вы продолжите это путешествие, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по огромному океану Знаний, где вас ждут новые знания, новые открытия.

Игра «Наоборот»:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “наоборот”

Скажу я слово ВЫСОКО

А ты ответишь …(НИЗКО)

Скажу я слово ДАЛЕКО

А ты ответишь …(БЛИЗКО)

Скажу я слово ПОТОЛОК

А ты ответишь …(ПОЛ)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ

И скажешь ты …(НАШЕЛ)

Скажу тебе я слово ТРУС

Ответишь ты …(ХРАБРЕЦ)

Теперь НАЧАЛО я скажу

Ну, отвечай, …(КОНЕЦ)!

Учитель:

— Спасибо, ребята, за хорошую работу! Жду Вас на новых занятиях в «Школе грамотеев».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here