Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Г.Бологое Тверской области

Конспект урока по информатике

в 5 классе

Тема урока: Информация. Информатика. Компьютер.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Подготовила

учитель информатики

Данилова Елена Александровна

Г.Бологое

2013 год

Цели урока:

  • познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;

  • дать представление о предмете изучения.

Основные понятия:

  • информация;

  • информатика;

  • компьютер;

  • данные.

Оборудование:

  • Стенд 1. Техника безопасности.

  • Стенд 2. Как мы воспринимаем информацию.

  • Проектор, экран.

Приложение:

Презентация на тему: «Информация. Информатика. Компьютер.

Техника безопасности и организация рабочего места».

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш урок со знакомства с техникой безопасности в кабинете информатики и при работе с компьютером.

II. Актуализация знаний.

Вы, конечно, слышали о таком понятии как «Техника безопасности». Это выражение вы слышите на уроках физкультуры, на уроках технологии и т.д. А сегодня мы познакомимся с техникой безопасности в кабинете информатики и при работе с компьютером. Видите сколько здесь компьютеров? Так как ваше здоровье – это главное, мы подружимся с основными правилами техники безопасности, запомним их и будем всегда соблюдать.

Далее мы познакомимся с новой темой для вас, эта тема называется «Информация. Информатика. Компьютер». Итак:

III. Теоретическая часть.

1.Правила техники безопасности и организации рабочего места:

Слайд 2-5

Стенд 1.

ТБ в кабинете информатики:

 входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;

 не входите в верхней и влажной одежде;

 не включайте самостоятельно щит электропитания.

ТБ перед началом работы:

 не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;

 убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

ТБ во время работы на ПК:

 включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;

 не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;

 не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;

 работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;

 на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;

 не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;

 не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;

 не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

 при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.

ТБ после окончания работы на ПК:

 выйдите из прикладных программ;

 с разрешения учителя выключите ПК;

 наведите порядок на рабочем столе;

 приставьте стул;

 сдайте рабочее место учителю.


Постарайтесь запомнить эти правила и соблюдать их.

2.Знакомство с учебником. Объяснение материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, Стенд 2.

Слайд 6-7

Сегодня мы с вами поговорим об информации, узнаем, что это такое, откуда она берётся и какая она бывает.

Каждый день мы сталкивается с тем, чего не знали раньше, узнаём что-то новое, или освежаем в своей памяти то, что когда-то было нами забыто ранее. Мы общаемся друг с другом, смотрим телевизор или новый мультфильм в кинотеатре, слушаем музыку, кушаем что-нибудь вкусненькое и т.д. Мы живём и не задумываемся, что каждую минуту мы получаем большой объём новой информации, узнавая которую мы учимся, обучаемся, творим и изобретаем.

Информация — это сведенья, которые люди получают в школе, на работе, слушая радио или просматривая телепередачи, читая книги и газеты, мы общаемся друг с другом и также получаем новую информацию. Итак:

Слайд 8.

Информация — это знания и сведения об окружающем нас мире.

Как человек получает информацию?

Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.

В ходе повседневной жизни каждый человек получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. Мы можем воспринимать температуру, чувствовать, различать цвета, запахи, у нас имеются вкусовые качества. Люди, а так же другие живые существа могут получать информацию через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Слайд 9.

  • Глазами люди воспринимают зрительную (визуальную) информацию;

  • Органы слуха доставляют информацию в виде звуков (аудиальную);

  • Органы обоняния помогают человеку различать запахи (обонятельная информация);

  • Органы вкуса несут информацию человеку о вкусе еды (вкусовая информация);

  • Органы осязания позволяют человеку получать информацию, которая называется тактильной.

Давайте сейчас попробуем разобраться, в каком виде информация может быть представлена человеку.

Слайд 10

Виды информации по форме представления

Итак, какие виды информации существуют:

1. Текстовая информация. Данный вид информации представлен нам в книгах, газетах,  учебниках, тетрадях, записных книжках и так далее. Это всё, что напечатано  или написано на любом из существующих языков.

2. Числовая информация. Количественные характеристики объектов окружающего мира — возраст, вес, рост человека, численность населения, запас ресурсов и полезных ископаемых и т.д.

3. Графическая информация. Сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов. Под графической информацией мы понимаем всю совокупность информации, которая нанесена на самые различные носители — бумагу, пленку, кальку, картон, холст, оргалит, стекло, стену и т. д.

4. Звуковая информация. Всё что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д.

5. Видеоинформация. Последовательность изображений, зафиксированных на магнитной ленте, киноплёнке или на оптическом диске, с которых оно может быть воспроизведено.

Слайд 11

Что же это за предмет «информатика», который мы будем изучать?

Слово «информатика» образовано от двух слов – информация и автоматика.

Информатика – это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.

Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.

Слайд 12

Для чего же человеку нужен компьютер?

Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.

Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.

Данные – это информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.

Что вы знаете об устройстве компьютера?

Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.

Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера.

Аналогия между функциями органов человека и функциями устройств компьютера.

Слайд 13

Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека.

Органы человека

Информационный процесс

Устройства компьютера

Органы чувств

Приём (ввод информации)

Клавиатура, мышь, сканер

Мозг

Хранение информации

Память

Мозг

Обработка информации

Процессор

Органы речи и опорно-двигательной системы

Передача (вывод информации)

Монитор, принтер

Вот и подошёл к концу наш урок. У вас есть вопросы по теме?

Учащиеся, поднимая руки, задают вопросы.

IV.Домашнее задание:

§1.1,вопросы к параграфу.

V.Литература

Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 191 с.: ил.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here