Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Г.Бологое Тверской области
Конспект урока по информатике
в 5 классе
Тема урока: Информация. Информатика. Компьютер.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Подготовила
учитель информатики
Данилова Елена Александровна
Г.Бологое
2013 год
Цели урока:
-
познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;
-
дать представление о предмете изучения.
Основные понятия:
-
информация;
-
информатика;
-
компьютер;
-
данные.
Оборудование:
-
Стенд 1. Техника безопасности.
-
Стенд 2. Как мы воспринимаем информацию.
-
Проектор, экран.
Приложение:
Презентация на тему: «Информация. Информатика. Компьютер.
Техника безопасности и организация рабочего места».
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш урок со знакомства с техникой безопасности в кабинете информатики и при работе с компьютером.
II. Актуализация знаний.
Вы, конечно, слышали о таком понятии как «Техника безопасности». Это выражение вы слышите на уроках физкультуры, на уроках технологии и т.д. А сегодня мы познакомимся с техникой безопасности в кабинете информатики и при работе с компьютером. Видите сколько здесь компьютеров? Так как ваше здоровье – это главное, мы подружимся с основными правилами техники безопасности, запомним их и будем всегда соблюдать.
Далее мы познакомимся с новой темой для вас, эта тема называется «Информация. Информатика. Компьютер». Итак:
III. Теоретическая часть.
1.Правила техники безопасности и организации рабочего места:
Слайд 2-5
Стенд 1.
ТБ в кабинете информатики:
входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
не входите в верхней и влажной одежде;
не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
выйдите из прикладных программ;
с разрешения учителя выключите ПК;
наведите порядок на рабочем столе;
приставьте стул;
сдайте рабочее место учителю.
Постарайтесь запомнить эти правила и соблюдать их.
2.Знакомство с учебником. Объяснение материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, Стенд 2.
Слайд 6-7
Сегодня мы с вами поговорим об информации, узнаем, что это такое, откуда она берётся и какая она бывает.
Каждый день мы сталкивается с тем, чего не знали раньше, узнаём что-то новое, или освежаем в своей памяти то, что когда-то было нами забыто ранее. Мы общаемся друг с другом, смотрим телевизор или новый мультфильм в кинотеатре, слушаем музыку, кушаем что-нибудь вкусненькое и т.д. Мы живём и не задумываемся, что каждую минуту мы получаем большой объём новой информации, узнавая которую мы учимся, обучаемся, творим и изобретаем.
Информация — это сведенья, которые люди получают в школе, на работе, слушая радио или просматривая телепередачи, читая книги и газеты, мы общаемся друг с другом и также получаем новую информацию. Итак:
Слайд 8.
Информация — это знания и сведения об окружающем нас мире.
Как человек получает информацию?
Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.
В ходе повседневной жизни каждый человек получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. Мы можем воспринимать температуру, чувствовать, различать цвета, запахи, у нас имеются вкусовые качества. Люди, а так же другие живые существа могут получать информацию через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Слайд 9.
-
Глазами люди воспринимают зрительную (визуальную) информацию;
-
Органы слуха доставляют информацию в виде звуков (аудиальную);
-
Органы обоняния помогают человеку различать запахи (обонятельная информация);
-
Органы вкуса несут информацию человеку о вкусе еды (вкусовая информация);
-
Органы осязания позволяют человеку получать информацию, которая называется тактильной.
Давайте сейчас попробуем разобраться, в каком виде информация может быть представлена человеку.
Слайд 10
Виды информации по форме представления
Итак, какие виды информации существуют:
1. Текстовая информация. Данный вид информации представлен нам в книгах, газетах, учебниках, тетрадях, записных книжках и так далее. Это всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков.
2. Числовая информация. Количественные характеристики объектов окружающего мира — возраст, вес, рост человека, численность населения, запас ресурсов и полезных ископаемых и т.д.
3. Графическая информация. Сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов. Под графической информацией мы понимаем всю совокупность информации, которая нанесена на самые различные носители — бумагу, пленку, кальку, картон, холст, оргалит, стекло, стену и т. д.
4. Звуковая информация. Всё что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д.
5. Видеоинформация. Последовательность изображений, зафиксированных на магнитной ленте, киноплёнке или на оптическом диске, с которых оно может быть воспроизведено.
Слайд 11
Что же это за предмет «информатика», который мы будем изучать?
Слово «информатика» образовано от двух слов – информация и автоматика.
Информатика – это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Слайд 12
Для чего же человеку нужен компьютер?
Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.
Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.
Данные – это информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.
Что вы знаете об устройстве компьютера?
Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.
Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера.
Аналогия между функциями органов человека и функциями устройств компьютера.
Слайд 13
Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека.
Информационный процесс | Устройства компьютера | |
Органы чувств | Приём (ввод информации) | Клавиатура, мышь, сканер |
Мозг | Хранение информации | Память |
Мозг | Обработка информации | Процессор |
Органы речи и опорно-двигательной системы | Передача (вывод информации) | Монитор, принтер |
Вот и подошёл к концу наш урок. У вас есть вопросы по теме?
Учащиеся, поднимая руки, задают вопросы.
IV.Домашнее задание:
§1.1,вопросы к параграфу.
V.Литература
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 191 с.: ил.