Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
КОНСПЕКТ УРОКА
по информатике в 5 классе
Подготовила
учитель информатики
Силантьева Татьяна георгиевна
р.п. Базарный Карабулак, 2013 год
Урок 18
Обработка текстовой информации.
Практическая работа №6. Вводим текст
Цели урока:
дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах;
ввести понятие документа.
Основные понятия:
текстовый редактор;
документ.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
экран;
плакат «Подготовка текстовых документов»;
презентация «Текст: история и современность» (Часть 2);
файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Опрос учащихся по вопросам УЧ: №1-4 с.47.
-
Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.
Обработка информации – это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату. Да, приходилось обрабатывать информацию, например: решать математические задачи, систематизировать исходную информацию, кодировать информацию, выполнять поиск нужной информации и пр. -
Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи (по вашему учебнику математики). К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?
Ученики 5А класса посадили 21 дерево, а ученики 5Б класса – на 5 деревьев меньше. Сколько деревьев посадили оба класса?
Исходные данные – … 21 дерево, … на 5 меньше; результат – … 37 деревьев; исполнитель – человек.
Эта математическая задача относятся к 1 типу обработки информации.
-
Всегда ли при решении математических задач вы получали новую информацию? Приведите примеры.
Нет, например: если в задаче требуется расположить числа в порядке возрастания или убывания. -
В чём различие между первым и вторым типами обработки информации?
Различие между 1 и 2 типами обработки информации состоит в том, что в результате обработки информации при 1-ом типе получается новое содержание и новая информация, а при 2-ом – новая форма информации, но сохраняется старое содержание.
Визуальная проверка и обсуждение результатов выполнения задания РТ: №37 с.73.
Задание РТ: №37 с.73.
Обратите внимание на то, как интересно расположены цифровые клавиши на калькуляторе (и на дополнительной клавиатуре).
Действительно, 963 – 852 = 111, 789 – 456 = 333. Найдите все вертикальные и горизонтальные линии, где в аналогичных примерах получаются ответы 111, 222, 333 и 666. Запишите эти примеры:
963 – 741 = 222 | 789 – 456 = 333 | 789 – 123 = 666 |
Ученик называет и показывает основные элементы окна приложения Калькулятор.
Задание РТ: №28 с.71.
Соедините стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.
2) Объяснение нового материала: Обработка текстовой информации, §2.9, с.88-90.
○ Акцентировать внимание учащихся на том, что компьютер помогает обрабатывать не только числовую информацию, но и текстовую.
○ Рассказать о программных средствах, предназначенных для обработки текстовой информации. После введения понятия документа сообщить ученикам, что его подготовка на компьютере состоит из нескольких этапов, и подробно рассмотреть первый этап – ввод текста.
-
Провести физ. минутку – разминку:
Упражнения | |
Мы работали, трудились Вправо смотрим и моргнем Вверх посмотрим и моргнем Мышку мы в руках держали, Отдохнули мы, размялись | Поворот на лево Поворачиваем голову, смотрим направо, исходное положение Не поворачивая головы, смотрим вверх, исходное положение Встряхиваем кистями рук Дополнительный инструктаж.
|
○ С помощью мультимедийного проектора на большом экране продемонстрировать окно приложения WordPad, рассказать о назначении кнопок на панели инструментов, показать, как открываются и сохраняются текстовые документы.
Текстовые редакторы – программы, предназначенные для создания простых сообщений и текстов.
Текстовый редактор Блокнот помогает создавать небольшие тексты, состоящие из букв, знаков препинания и специальных символов, которые можно вводить с помощью клавиатуры.
Текстовые процессоры – мощные программы для работы с текстами, позволяющие изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.
Текстовый процессор WordPad помогает создавать и оформлять рассказы, доклады, статьи для школьной газеты, содержащие надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии.
Запуск программы WordPad: Пуск → Программы → Стандартные → WordPad. (Продемонстрировать.)
Окно текстового процессора WordPad: …
Этапы подготовки документа на компьютере
○ Ввод (набор) текста.
○ Редактирование.
○ Форматирование.
○ Печать.
Ввод текста
○ С помощью клавиатуры.
○ Роль бумаги – экран.
○ Курсор – мигающая вертикальная черта, указывает место для ввода очередного символа текста.
Правила ввода текста
-
Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
-
Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
-
Ошибку, допущенную при вводе текста, можно исправить. Ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удаляйте клавишей Delete, а слева от курсора – клавишей Backspase.
-
При наборе текста на компьютере вам не нужно следить за концом строки: как только он будет достигать, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
-
Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.
3) Домашнее задание:
§2.9 с.88-90, вопросы 1-4 с.94;
РТ: №33 с.31;
РТ: №38 с.74 (ответы УЧ: справочные материалы с.191);
РТ: №39 с.74.
4) Практическая работа №6, с.151-154.
○ Здесь школьники впервые по-настоящему работают с текстовым процессором. Предшествующая работа на клавиатурном тренажере должна была подготовить пятиклассников к непосредственному вводу текстовой информации.
○ На выполнение практической работы должно быть отведено не менее 15-20 минут.
-
После выполнения заданий 1-3 проводим физ. минутку
Эта физ. минутка в стихах, необходимо не только читать стихи но и показывать упражнения. Перед проведением физминутки нужно выключить мониторы.
Упражнения | |
Мы сидим за монитором Снова включим монитор | Поворот на лево Снова включим монитор |
○ Уделить большое внимание навыкам создания, сохранения, открытия, сохранения под тем же или новым именем дополнительных документов.
○ Задания 2-4 активизируют ещё и мысленную деятельность школьников.
○ Работа считается выполненной, если за отведенное время сделано не менее трех заданий.
Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 — 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. — 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 192 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 338 с.: ил.