Дата:

Класс: 6

Тема: Защита информации. Антивирусные программы

Цель:

Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление об архивации файлов, познакомиться с понятием избыточности, научить архивировать и распаковывать файлы, дать основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.

  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

  • воспитывать организованность, внимательность.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

  3. Опрос т.б

  4. Актуализация знаний

  5. Этап подготовки к изучению нового материала

  6. Этап изучения нового материала

  7. Физ.минутка

  8. Этап закрепления изученного материала

  9. Д/з

  10. Итог урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап- Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь пожалуйста! Проверка готовности к уроку . обратите внимание все ли у вас готово к уроку?.

Сегодня нам с вами предстоит сложная и серьёзная работа. Поэтому сосредоточимся и начинаем работать

Дети здороваются с учителем, проверяют свои принадлежности

2 этап- Психологический настрой

Настроились на урок?

Какое у вас сегодня настроение?

Поднимите руки у кого отличное. Давайте будем сегодня на уроке поднимать настрой тем у кого он очень плохой

Делятся своим настроением

3 этап- Опрос т.б

А скажите ,ребята как нужно вести себя в кабинете информатики? Расскажите мне о Т.Б в кабинете информатики

Молодцы! Я вижу ,что вы можете себя вести в правильно в кабинете информатики.

Дети называют Т.Б

4 этап- Актуализация знаний

  • Что такое компьютерный вирус?

  • Скажите, какие вы знаете антивирусные программы?

  • Как распространяется вирус?

  • Как можем защитить информацию?

  • Какие есть способы защиты информации?

Дети отвечают на вопросы

5 этап- Этап подготовки к изучению нового материала

Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы ,6удем говорить о болезнях.

Скажите, ребята, а как распространяются болезни?

Ответы детей необходимо прокомментировать:

через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!)

или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!).

Так вот, чаще всего разносчиками болезней

являются микробы или вирусы.

  • Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное,

  • много уже слышали о компьютерных вирусах.

  • Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями.

  • Так что же представляет собой компьютерный вирус?

Основной вывод, который должен сделать учитель

после ответов детей: компьютерный вирус —

это программа. И распространяются, как правило,

вирусы через программы на дискетах.

После запуска зараженной программы

мы вирус может поразить и «здоровые» программы.

  • Вирусы, как и все другие программы, создаются

  • людьми, причем очень грамотными специалистами.

  • И это тот

  • случай, когда знания одних людей обращаются

  • во вред другим людям. (Можно попросить

  • высказаться

  • детей о том, как они относятся к людям, которые

  • создают программы-вирусы.)

  • Чтобы излечиться от какой-либо болезни, вы

  • принимаете лекарства. Как же пролечить

  • компьютер от вирусов? Есть много разных

  • программ, которые следят за «здоровьем»

  • наших компьютеров. Некоторые из них так и

  • называются — программы-«доктора». И все знают

  • людей, которые

  • создают такие программы: Дмитрий Лозинский,

  • Игорь Данилов и др. И все, кто работает с

  • компьютерами, очень часто им говорят «спасибо»:

  • знают они очень много, и их знания служат

  • людям, приносят пользу. А как вы относитесь к

  • таким специалистам? (Выслушать мнение детей.)

Запишите тему нашего урока с доски. Как вы думаете

какие цели поставлены у нас на уроке?

Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.

6 этап- Этап изучения нового материала

Давайте для начала запишем, что такое Компьютерный вирус. Компьютерный вирус — это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), а также выполнять различные вредные действия на компьютере.

В результате заражения происходят следующие феномены, которые являются признаками заражения компьютера (они обусловлены деструктивными свойствами вирусов):

  • некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;

  • размер некоторых исполнимых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;

  • на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;

  • работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;

  • некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);

  • компьютер перестает загружаться с жесткого диска.

Зараженными также оказываются дискеты с завирусованного компьютера, и компьютеры, связанные с ним по сети.

Вирусы поражают прежде всего ехе и com файлы программ и не поражают текстовые файлы DOS (txt файлы).

Кроме вирусов, деструктивными свойствами обладают троянские программы. Если вирус проникает в компьютер незаметно, то троянскую программу пользователь сам записывает на диск, полагая, что это полезная программа. Но при определенных условиях она может начать свою разрушительную работу.

Пути заражения компьютера вирусами:

  1. через зараженные дискеты;

  2. через компьютерную сеть.

Других путей нет. Самозародиться вирусы не могут — это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей. Типичный размер вируса составляет от десятков байт до десятков килобайт.

Типы вирусов:

  1. Файловые вирусы, поражающие .ехе и .com файлы, иногда только com. Первым заражается командный процессор, а через него все остальные программы. Наиболее опасны резидентные вирусы, которые остаются в оперативной памяти постоянно. Заражение происходит при запуске зараженной программы (хотя бы однократном), то есть когда вирус получает управление и активизируется. Такие вирусы портят программы и данные, но иногда могут уничтожить содержимое всего жесткого диска.

  2. Загрузочные или бутовые вирусы — поражают загрузочные сектора жестких дисков и дискет. Они наиболее опасны для компьютера, так как в результате их разрушительной работы компьютер перестает загружаться, иногда сразу после заражения, которое происходит даже при выводе оглавления зараженной дискеты.

  3. Вирусы, поражающие драйверы, указанные в файле config.sys, и дисковые файлы DOS. Это ведет к прекращению загрузки компьютера.

  4. Невидимые или стелс-вирусы. Их очень трудно обнаружить. Простейший способ маскировки — при заражении файла вирус делает вид, что длина файла не изменилась.

  5. Сетевые вирусы — поражают машины, работающие в сети, в том числе в сети Интернет.

  6. Вирусы Word (6.0 и старше), Excel, Access, PowerPoint, — поражают документы и макросы программ из MS Office.

  7. Вирусы Windows-95/98 — функционируют и портят данные в среде Windows-95/98.

Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета — вирус «Чернобыль». Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Кроме порчи информации на диске, он перепрограммирует BIOS (CMOS Setup) компьютера и компьютер перестает загружаться. Приходится обращаться в мастерскую и восстанавливать BIOS.

Вирус ILOVEYOU филиппинского происхождения, распространялся по Email. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире, в том числе в Пентагоне, ЦРУ, ФБР в США, Форин-офисе Великобритании и в других крупнейших странах. Вскоре вирус мутировал,

так как были созданы его разновидности, и нанес дополнительный ущерб. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик — около 1000 компьютеров.

Методы борьбы с компьютерными вирусами:

  1. Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на дискеты, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки. Создание системной и аварийной дискеты.

  2. Ограничение доступа к машине путем введения пароля, администратора, закрытых дисков.

  3. Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских копий, в которых могут находиться вирусы.

  4. Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CDROM, так и по сети.

  5. Применение антивирусных программ и обновление их версий.

  6. Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.

Отвечают на вопросы, выполняют запись в тетрадях

7 этап- Физ.минутка

Наверно мы устали, давайте немного отдохнем

Дети выполняют физ.минутку

8 этап- Этап закрепления изученного материала

Ребята, заканчиваем свою работу. И приступаем к практической части.

Ход практической работы:

  1. Запустите программу Антивирус Касперского

  2. Поиск вирусов — выбрать проверяемый диск (Е, С или А)

  3. При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все — Удалить

4. Просмотреть статистику

В заключение темы приведем два простых правила, соблюдая которые Вы легко предотвратите потерю ценной информации на случай сбоя или заражения машины вирусом:

Учащиеся выполняют задание

9 этап- д/з

Запишите домашнее задание :Выучить по тетради конспект

Записывают д/з

10 этап- Итог урока

  1. Что такое компьютерный вирус и троянская программа?

  2. Укажите пути проникновения компьютерного вируса в компьютер.

  3. Какие типы компьютерных вирусов Вам известны?

  4. Укажите основные признаки заражения компьютера.

  5. Какие существуют методы борьбы с компьютерными вирусами?

  6. Какие основные антивирусные программы Вы знаете?

  7. Каким образом производится лечение зараженных дисков?

Что вы запомнили? Вам понравился урок?

Ответы детей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here