Тема. Непозиционные и позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 8 класс.
Цель:
-
Образовательные:
сформировать у учащихся понятия «системы счисления»; «позиционные системы счисления»; «непозиционные системы счисления», познакомить со способами перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот; создать условия для овладения знаниями и умениями по данной теме;
-
Развивающие: вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс; расширение кругозора, развитие интереса к информатике; формировать навыки учебной деятельности: обобщать, анализировать, делать выводы ;
-
Воспитательные:
воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно;
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.
Ход урока.
-
Мотивация учебной деятельности.:
-
Какую тему изучали на прошлом урока?
-
Какие затруднения вызвала домашняя работа?
-
Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? (Повторим необходимые знания и алгоритмы, выполним пробное учебное действие, поймем причину своего затруднения, откроем новое знание.)
-
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. На экран выводится карточка для актуализации теоретических знаний. Фронтальная проверка:
Каждому пункту из левого столбика поставь в соответствие пункт из правого.
Системы счисления – это… | А | 1844 | |
| В позиционных системах счисления основание системы… | Б | значение цифры не зависит от ее положения в записи числа. |
| 101100112 | В | равно количеству цифр |
| MDCCCXLIV | Г | способ записи чисел |
|
| Д | позиционные и не позиционные |
| Системы счисления бывают … | Е | двоичная система счисления. |
Самопроверка. На экран выводятся правильные ответы. Идет рефлексия.
2. Проверка домашнего задания. На экран выводятся ответы по домашнему заданию.
11 = 10112 ; 11 = 1023; 11= 234
12 =11002; 12 = 1103; 11 = 304
Проговорить алгоритм перевода из десятичной системы счисления систему счисления с другим основанием.
-
Постановка проблемы и темы урока.
-
В коробке лежит 31 шар. Среди них 12 красных 17 желтых. Как такое может быть?
-
В классе 1111 девочек и 1010 мальчиков. Сколько учеников в класс?
— Чем это задание отличается от заданий, которые вы выполняли дома? (Надо перевести в десятичную систему счисления)
Попробуете выполнить это задание.
— У кого есть результат?
— У кого нет результата?
— Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли перевести числа в десятичную систему счисления.)
— Кто перевел числа, вы уверены, что правильно выполнили задание, каким алгоритмом вы для этого воспользовались?
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления, научиться его применять.)
— Сформулируйте тему урока («Перевод чисел в десятичную систему счисления».)
— Какие шаги действий вы предлагаете? (Вспомним, как записываются числа в развернутой форме.)
На экран вывести:
123= 1*102 +2*101 +3*100
101012=1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 +1*20
102013 = ?
Развернутая форма записи числа в позиционной системе счисления может быть представлена в виде
А = аn*qn +аn-1*qn-2 +…+а*q0
А – само число
q – основание системы счисления.
а – цифры данной системы счисления.
n – число разрядов
Переведите в десятичную систему счисления: на доске 1учащийся остальные на месте.
11012
1203
1578
Составить и проговорить алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления.
-
Записать число в развернутой форме записи чисел;
-
Найти сумму разрядов.
Решите задачу. Сколько учеников в классе?
На доску вывести правильное решение для самопроверки.
Решение.
11112 = 1510 10102 = 1010 15 + 10 = 25. Ответ: 25 учеников.
-
Закрепление. Самостоятельная работа.
Задание вывести на доску.
110010102 = 1024 = А716 =
Взаимопроверка с соседом по парте.
-
Рефлексия.
Продолжи предложение – Я знаю … — я научился …В течении 3 минут учащиеся должны подготовить ответ Каждый должен проговорить.
-
Подвести итоги работы класса.
-
Домашняя работа. Задание записать в тетрадь.
356; 10111012; В416
2. сформулируйте критерий четности чисел в двоичной системе счисления.