Тема. Непозиционные и позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 8 класс.

Цель:

  • Образовательные:

сформировать у учащихся понятия «системы счисления»; «позиционные системы счисления»; «непозиционные системы счисления», познакомить со способами перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот; создать условия для овладения знаниями и умениями по данной теме;

  • Развивающие: вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс; расширение кругозора, развитие интереса к информатике; формировать навыки учебной деятельности: обобщать, анализировать, делать выводы ;

  • Воспитательные:

воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно;

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.:

    • Какую тему изучали на прошлом урока?

    • Какие затруднения вызвала домашняя работа?

    • Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? (Повторим необходимые знания и алгоритмы, выполним пробное учебное действие, поймем причину своего затруднения, откроем новое знание.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. На экран выводится карточка для актуализации теоретических знаний. Фронтальная проверка:

Каждому пункту из левого столбика поставь в соответствие пункт из правого.

Системы счисления – это…

А

1844

В позиционных системах счисления основание системы…

Б

значение цифры не зависит от ее положения в записи числа.

101100112

В

равно количеству цифр

MDCCCXLIV

Г

способ записи чисел

  1. В непозиционных системах счисления

Д

позиционные и не позиционные

Системы счисления бывают …

Е

двоичная система счисления.

Самопроверка. На экран выводятся правильные ответы. Идет рефлексия.

2. Проверка домашнего задания. На экран выводятся ответы по домашнему заданию.

11 = 10112 ; 11 = 1023; 11= 234

12 =11002; 12 = 1103; 11 = 304

Проговорить алгоритм перевода из десятичной системы счисления систему счисления с другим основанием.

  1. Постановка проблемы и темы урока.

  1. В коробке лежит 31 шар. Среди них 12 красных 17 желтых. Как такое может быть?

  2. В классе 1111 девочек и 1010 мальчиков. Сколько учеников в класс?

— Чем это задание отличается от заданий, которые вы выполняли дома? (Надо перевести в десятичную систему счисления)

Попробуете выполнить это задание.

— У кого есть результат?

— У кого нет результата?

— Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли перевести числа в десятичную систему счисления.)

— Кто перевел числа, вы уверены, что правильно выполнили задание, каким алгоритмом вы для этого воспользовались?

Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления, научиться его применять.)

— Сформулируйте тему урока («Перевод чисел в десятичную систему счисления».)

— Какие шаги действий вы предлагаете? (Вспомним, как записываются числа в развернутой форме.)

На экран вывести:

123= 1*102 +2*101 +3*100

101012=1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 +1*20

102013 = ?

Развернутая форма записи числа в позиционной системе счисления может быть представлена в виде

А = аn*qnn-1*qn-2 +…+а*q0

А – само число

q – основание системы счисления.

а – цифры данной системы счисления.

n – число разрядов

Переведите в десятичную систему счисления: на доске 1учащийся остальные на месте.

11012

1203

1578

Составить и проговорить алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления.

  • Записать число в развернутой форме записи чисел;

  • Найти сумму разрядов.

Решите задачу. Сколько учеников в классе?

На доску вывести правильное решение для самопроверки.

Решение.

11112 = 1510 10102 = 1010 15 + 10 = 25. Ответ: 25 учеников.

  1. Закрепление. Самостоятельная работа.

Задание вывести на доску.

110010102 = 1024 = А716 =

Взаимопроверка с соседом по парте.

  1. Рефлексия.

Продолжи предложение – Я знаю … — я научился …В течении 3 минут учащиеся должны подготовить ответ Каждый должен проговорить.

  1. Подвести итоги работы класса.

  2. Домашняя работа. Задание записать в тетрадь.

356; 10111012; В416

2. сформулируйте критерий четности чисел в двоичной системе счисления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here