Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Парбигская средняя общеобразовательная школа»

Томская область, Бакчарский район

Урок-викторина

по истории средних веков,

6 класс

Урок разработан и проведён

учителем истории и

обществознания

Сухановой А.Е.

Февраль 2009

Урок-викторина по истории средних веков в 6 классе

Тема «Знатоки Средневековья»

Цель: 1) обобщить знания учащихся по истории средних веков;

2) развивать творчество, умения и навыки учащихся при работе с понятиями,

датами, логическими задачами;

3) воспитывать интерес и уважение к предмету «История средних веков», развивать

чувство коллективизма, элементы соперничества.

Оборудование: выставка художественной литературы, карта, выставка рисунков обучающихся, грамоты, медали, разрезной материал (даты, термины), презентация «Знатоки Средневековья», коробка «Волшебный ящик» (чай, компас),

Ход урока-викторины:

1. Организационный момент. Слайд № 1. (Презентация прилагается)

1) Постановка цели.

— Ребята, сегодня мы проведём урок-викторину на тему «Знатоки Средневековья», на котором вы должны постараться применить и использовать все знания, полученные на предыдущих уроках. Я представляю вам жюри, которое будет строго следить за ходом игры и определять количество баллов. (Это могут быть учащиеся старших классов или учителя, коллеги по предмету).

Команда, получившая большее количество баллов, победившая в викторине, будет награждена грамотой, а лучшие игроки, которые будут более активны — награждены медалью «Знаток Средневековья». Будьте собраны, активны, внимательны! Желаю успеха!

2. Начало и ход игры.

1 конкурс «Домашнее задание».

— Уважаемое жюри, обучающиеся должны были подготовить название своей команде, а также эмблему и девиз. Слово предоставляется игрокам.

1 команда – «Короли», её девиз:

«Мы — короли отважные, стремимся побеждать.

Мы сильные и смелые – нас не дадим сломать!».

2 команда – «Феодалы», её девиз:

«Мы – феодалы удалые! Богатые и щедрые.

Мы – феодалы – любим подвиги свершать.

Всегда, везде и хоть когда!

А также дам спасать из всяких заварушек!

И даже строить замки!».

(Жюри оценивает название, девиз, эмблему – по одному баллу за каждое задание).

2 конкурс «Разминка».

Каждая команда получает вопрос, даёт на него правильный ответ, получает за каждый 1 балл:

  1. Если в названии спортивного снаряда заменить одну букву, то получится название состязания рыцарей средневековья (турник – турнир).

  2. Первый слог – нота, далее – образец одежды. Целое слово – изменение в обществе, преобразование ( ♪- форма, реформа). Приложение №1.

  3. Показать на карте Византию. (Карта готовится заранее).

  4. Показать на карте столицу Византийской империи (г. Константинополь).

  5. Многое было нужно средневековому купцу: оружие, чтоб отбиться от разбойников, деньги, чтоб платить многочисленные пошлины, мужество и волю, чтобы не бояться опасностей. А зачем ему нужна была крепкая телега – даже больше, чем тем, кто совершал такое же путешествие, но без торговых целей. (Телега. Если телега ломалась, то товар принадлежал собственнику земли).

  6. В средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье назвал их «мастерскими духа, где создаются лучшие произведения вселенной». Что это? (Города).

  7. Эта приправа в Англии XII в. ценилась дороже золота. (Перец).

  8. Рыцарское воспитание в средние века включало в себя обучение религии, придворному этикету, а также 7 рыцарским добродетелям: владению копьём, плаванию, охоте, верховой езде, фехтованию. Назовите ещё две…(игра в шашки, сочинение и пение стихов в честь дамы сердца).

3 конкурс «Отгадай историческую личность».

-Ребята, вам необходимо догадаться о ком идёт речь?

— Главный организатор и руководитель гуситских войск, бедный рыцарь, опытный воин, будучи слепым, безошибочно принимал важные решения, разрабатывая удобную для чехов позицию в борьбе с крестоносцами. (Ян Жижка). Слайд № 2.

— Столица Чехии? (г. Прага).

— Как звали короля Франции, которому народная героиня Жанна д’ Арк помогла короноваться. Эти события происходили в период Cтолетней войны 1337-1453 гг. (Карл VII). Слайд № 3.

— В каком городе по традиции проходила коронация французских королей? (г. Реймс).

4 конкурс «Гирлянда ассоциаций».

За одну минуту подобрать и записать на доске слова- ассоциации, синонимы к следующим терминам:

Феодал — (сеньор, землевладелец, рыцарь и др.)

Турнир — (поединок, состязание, соревнование и др.)

5 конкурс «Волшебный ящик».

— Что лежит в этом ящичке (коробочке)?

1) Листья, из которых китайцы в Средние века готовили напиток, лечили от болезней, в России

этот напиток впервые появился при царе Михаиле Фёдоровиче Романове в 1618 году. (Чай).

Сообщение учителя – (Приложение № 2 – китайский миф, Слайд № 4-5)

2) Прибор, который изобрели китайцы, в наше время он поможет вам ориентироваться в лесу.

(Компас).

6 конкурс «Знаменательные даты и события».

— приведите, пожалуйста, в соответствие события и даты. Приложение № 3 (разрезной материал)

1492

1453

1445

1265

1302

863

Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом

Гибель Византийской империи

Открытие Америки Х. Колумбом

Созыв Генеральных штатов во Франции

Возникновение Английского парламента

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

7 конкурс «Турнир капитанов». Слайд № 6.

— Даны понятия, в которых переставлены слоги, поменяйте их, разрезав слова. Если капитаны будут затрудняться, на помощь могут прийти члены команды. За каждое правильно угаданное слово можно получить 1 балл.

Визицияинк, одфе, шарату, гаментпер, салвас, ньорсе, нащибар, лососвия.

Приложение № 4.

Ответ: инквизиция, феод, ратуша, пергамент, вассал, сеньор, барщина, сословия.

8 конкурс «Конкурс архитекторов».

Участникам необходимо нарисовать проект нашей школы в романском или готическом стиле.

По окончании работы представить свой проект и охарактеризовать основные элементы данных стилей. Времени на работу даётся 15 минут. Командам предлагается набор иллюстраций, из которых они самостоятельно выбирают образцы сооружений средневековья согласно своему заданию – в романском или готическом стиле. Приложение № 5.

3. Подведение итогов игры, награждение. Слайд № 7.

1). Определение победившей команды после подсчёта общего количества баллов.

2). Вручение Грамоты победившей команде (1 место), уступившей команде – Грамота (2 место).

Приложение № 6.

3). Лучшим игрокам вручаются медали «Знаток средневековья».

Заключительное слово учителя:

— Уважаемые участники и члены жюри, вот и подошло к концу наше мероприятие, определены победители. Ребята, вам понравилась викторина? Ответ хором: «Да…»

— Как вы оцениваете свой вклад в победу команды? Если вы считаете, что без вас лично команда бы не победила, то поднимите руку.

(Команда победителей – «Короли» — руку подняли практически все.

Команда «Феодалы», занявшая 2 место, подняли руку только трое.)

— Вам предлагается выставка книг из школьной библиотеки по истории средних веков. Ребята, вам понравились книги? Вы ведь успели с ними немного познакомиться, тогда чаще посещайте библиотеку, читайте книги и узнавайте больше нового и интересного об этом периоде всемирной истории. (Показ и комментирование книг).

— Успехов вам! Спасибо жюри и детям!

Ресурсы, используемые для подготовки урока- викторины:

1. «Вопросы к олимпиаде. Всеобщая история», А.Б. Драхлер, Владосс Пресс, Москва 2002 г.

2. «Игры на уроках истории», Л.П. Борзова, Владосс Пресс, Москва 2001 г.

3. zavuch.info— информационный портал для работников системы образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here