Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
Момзикова Г. И,
«_________» __________________ 2014 г.
МП
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
6 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики-информатики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 6 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Каждая тема курса предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении курса предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Уже на самых ранних этапах обучения, школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами
Средства обучения:
-
Учебник
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Плакаты
-
Сканер
-
Принтер
-
Интернет
-
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
-
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
-
Готовые файлы с заданиями
Цели курса:
-
формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;
-
знакомство с терминологией предмета;
-
освоение операционной системы Windows;
-
освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;
-
приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.
Задачи курса:
-
обучение работе на компьютере;
-
компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;
-
программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
-
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
Требования к уровню подготовки
Предметно — информационная составляющая образованности:
-
Понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;
-
Характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различн.типа
-
Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;
-
Понимание значение информации для человеческой деятельности;
-
Понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;
-
Начальные представления об алгоритме, свойствах и способах описания алгоритмов учебной и познавательной деятельности;
-
Понимание назначения компьютера как средства обработки информации различного вида;
-
Назначение основных устройств компьютера;
-
Понятие графического интерфейса, окна и объекта в системной среде windows;
-
Знать технологию работы с клавиатурой и мышью;
-
Назначение программы Калькулятор;
-
Знать технологию работы с несколькими документами одновременно;
-
Основные правила набора текста;
-
Основные операции набора текста;
-
Знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
-
Знать технологию создания и редактирования рисунка;
-
Назначение буфера обмена;
-
Понятие конструирования и моделирования;
-
Иметь представление о понятии алгоритм, его свойствах и способах описания, назначение при решении конкретных задач;
-
Иметь представление о понятии программа;
-
Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
-
Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;
-
Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;
-
Работать мышью;
-
Выбирать пункты меню;
-
Запускать программу и завершать работу с ней;
-
Изменять размеры и расположение окна;
-
Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;
-
Уметь создавать составной документ, используя технологию OLE;
-
Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;
-
Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;
-
Умение создать несложную мелодию, изменить при необходимости ее содержание, использую простейший музыкальный редактор;
-
Умение создавать объекты с помощью готовых форм;
-
Умение разрабатывать алгоритм конструирования;
-
Умение строить модели в графическом редакторе;
-
Умение пользоваться готовыми алгоритмами для решения типовых задач;
-
Умение записывать программу по готовому алгоритму на формальном языке.
Ценностно-ориентационная составляющая:
-
Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окруж.мира
-
Умение выделять в информации главное;
-
Универсальность и важность понятия система, модель;
-
Осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;
-
Осознание важности алгоритма при решении не только учебных, но и жизненных задач;
-
Умение выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной или игровой деятельности.
Содержание курса
-
Компьютер и информация – 11 ч.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Создание текстовых документов».
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер и информация».
-
Человек и информация – 13 ч.
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint (KPaint)».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Структурирование и визуализация информации».
Контрольная работа № 4 по теме «Человек и информация».
Контрольная работа № 5 по теме «Создание графических изображений».
-
Элементы алгоритмизации – 9 ч.
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «Создаем презентацию “Часы”».
Практическая работа № 14 «Создаем презентацию “Времена года”».
Практическая работа № 15 «Создаем презентацию “Скакалочка”».
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования QBasic».
Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».
Контрольная работа № 6 по теме «Алгоритмы и исполнители».
-
Контрольная работа № 7 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация».— 1 час.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Наименование разделов и тем | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки | |
1. Компьютер и информация ,11 часов, 1 час в неделю | |||
| Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 01.09.14 – 05.09.14 |
|
| Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками». | 08.09.14 – 12.09.14 |
|
| Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором» | 15.09.14 – 19.09.14 |
|
| Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | 22.09.14 – 26.09.14 |
|
| Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1). | 29.09.14 – 03.10.14 |
|
| Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 2). | 06.10.14 – 10.10 14 |
|
| Создание документов в текстовом процессоре. К/р №1 по теме «Создание текстовых документов». | 13.10.14 – 17.10.14 |
|
| Растровое кодирование графической информации | 20.10.14 – 24.10.14 |
|
| Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки». | 27.10.14 – 31.10.14 |
|
| Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки». | 10.11.14 – 14.11.14 |
|
| К/р №2 по теме «Компьютер и информация». Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2). | 17.11.14 – 21.11.14 |
|
| Итого | 11 часов |
|
2. Человек и информация, 13 часов, 1 час в неделю | |||
| Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4). | 24.11.14 – 28.11.14 |
|
| Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице». | 01.12.14 – 05.12.14 |
|
| Как образуются понятия. Практическая работа№8«Строим диаграммы»(зад. 1, 2). | 08.12.14 – 12.12.14 |
|
| Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задание 2) | 15.12.14 – 19.12.14 |
|
| Структурирование и визуализация информации. К/р №3 по теме «Структурирование и визуализация информации». | 22.12.14 – 26.12.14 |
|
| Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, | 12.01.15 – 16.01.15 |
|
| Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор» (задания 1 | 19.01.15 – 23.01.15 |
|
| Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор» (задания 1 – 3). | 26.01.15 – 30.01.15 |
|
| Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 – 3). | 02.02.15 – 06.02.15 |
|
| Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 – 3). | 09.02.15 – 13.02.15 |
|
| Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Writer» (задания 1 – 3). | 16.02.15 – 20.02.15 |
|
| Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Writer» (задания 4 – 6). | 24.02.15 – 27.02.15 |
|
| К/р №4 по теме «Человек и информация». Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему». | 02.03.15 – 06.03.15 |
|
| Итого | 13 часов |
|
3. Элементы алгоритмизации, 10 часов, 1 час в неделю | |||
| Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки». | 10.03.15 – 14.03.15 |
|
| Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. К/р №5 по теме «Создание графических изображений». | 16.03.15 – 20.03.15 |
|
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «Impress. Часы». | 01.04.15 – 03.04.15 |
|
28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «Impress. Часы». | 06.04.15 – 10.04.15 |
|
29 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Impress. Времена года». | 13.04.15 – 17.04.15 |
|
30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Impress. Времена года». | 20.04.15 – 24.04.15 |
|
31 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Impress. Скакалочка». | 27.04.15 – 30.04.15 |
|
32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Impress. Скакалочка». | 05.05.15 – 08.05.15 |
|
33 | К/р №6 по теме «Алгоритмы и исполните Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» | 12.05.15 – 15.05.15 |
|
34 | К/р №7 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презент Практическая работа №17 «Создаем слайд-ш | 18.05.15 – 22.05.15 |
|
| Итого | 10 часов |
|
| Всего | 34 часа |
|
Учебно-методическая литература
-
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Санкт-Петербург: Питер, 2008г.
-
Информатика. 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
-
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. – СПб.: Питер, 2009
Дополнительная литература:
-
Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».
-
Информатика. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
-
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.
-
Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)
-
Электронный диск «Дракоша и занимательная информатика»
-
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
-
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
-
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
Оборудование и приборы
-
Операционная система Alt Linux.
-
Пакет офисных приложений OpenOffice.
-
Плакаты Босовой Л.Л.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики-информатики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
___Лазарян Е. С.__________________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___Веденеева И. В._______________
«_________» _____________________ 2014г