Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
_____Момзикова Г. И.
«_________» __________________ 2014 г.
МП
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
9 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики-информатики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по информатике и ИКТ к учебнику 9 класса И.Г. Семакин. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.Н.Бородин– 2-е изд., . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.)
Программа рассчитана на изучение информатики в 9 классах общеобразовательной средней школы 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей.
В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.
Раздел «Информационные технологии и общество» был изучен в прошлом году этими учащимися за счет уплотнения материала, а высвободившиеся часы отведены на вышеуказанные разделы.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин
формационных процессах, системах, технологиях и моделях; -
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Требования к уровню знаний обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», её основные виды:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера:
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
-
назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
-
области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
-
использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
-
представлять числа в различных системах счисления;
-
выполнять и строить простые алгоритмы;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержание программы. 68 часов, 2 часа в неделю.
-
Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.
-
Информационное моделирование – 5 час.
-
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.
-
Табличные вычисления на компьютере – 10 час.
-
Управление и алгоритмы – 10 час.
-
Программное управление работой компьютера – 12 час.
-
Информационные технологии и общество — 6 час.
-
Повторение – 3 часа
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
34 часа ( 2 часа в неделю)
Наименование разделов и тем | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения | ||
| 1.Передача информации в компьютерных сетях – 10ч.,2 часа в неделю | |||
| Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, тех.устройства. | 01.09.14 – 05.09.14 |
| |
| ПР №1 «Работа в локальной сети в режиме обмена файлами». |
| ||
| Скорость передачи данных. Информационные услуги комп.сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. | 08.09.14 – 12.09.14 |
| |
| ПР №2 «Работа в Интернет с почтовой программой». |
| ||
| Интернет. Всемирная паутина. Поисковые системы Интернет. | 15.09.14 – 19.09.14 |
| |
| ПР №3 «Работа с браузером WWW. Работа с архиваторами». |
| ||
| ПР №4 «Поиск информации в Интернет». | 22.09.14 – 26.09.14 |
| |
| Архивирование и разархивирование файлов. Создание Web-страницы в Word |
| ||
| ПР №5 «Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора». | 29.09.14 – 03.10.14 |
| |
| Контрольная работа №2 Тест: «Компьютерные коммуникации» |
| ||
| Итого | 10 часов |
| |
2.Информационное моделирование – 5ч., 2 часа в неделю | ||||
| Понятие модели: натурные и информационные. Назначение и свойства. | 06.10.14 – 10.10.14 |
| |
| Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. |
| ||
| Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. | 13.10.14 – 17.10.14 |
| |
| ПР №6 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей». |
| ||
| Контрольная работа №3 «Информационное моделирование» | 20.10.14 – 24.10.14 |
| |
| Итого | 5 часов |
| |
3.Хранение и обработка информации в базах данных – 12ч., 2 часа в неделю | ||||
| Понятие базы данных и информационных систем. |
|
| |
| Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. | 27.10.14 – 31.10.14 |
| |
| Системы управления БД. Назначение и принцип работы СУБД. |
| ||
| Создание, заполнение, просмотр и редактирование баз данных | 10.11.14 – 14.11.14 |
| |
| ПР №7 «Создание базы данных». |
| ||
| Знакомство с геоинформационными системами | 17.11.14 – 21.11.14 |
| |
| Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. |
| ||
| Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. | 24.11.14 – 28.11.14 |
| |
| ПР №8 «Работа с готовой БД: открытие, просмитр, сортировка, формирование запросов» |
| ||
| Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам | 01.12.14 – 05.12.14 |
| |
| Создание однотабличной БД; ввод, удаление, добавление записей. |
| ||
| Контрольная работа №4. «Базы данных»
| 08.12.14 – 12.12.14 |
| |
| Итого | 12 часов |
| |
4.Табличные вычисления на компьютере – 10ч., 2 часа в неделю | ||||
| Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. |
|
| |
| Электронные таблицы. Табличные расчеты. Структура эл.таб, тип данных: тексты, числа, формулы. | 15.12.14 – 19.12.15 |
| |
| ПР №9 «Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул.». |
| ||
| Методы работы с электронными таблицами. Простейшие вычисления в Excel | 22.12.14 – 26.12.14 |
| |
| Математическое моделирование. Абсолютная и относительная адресация. |
| ||
| ПР №10 «Создание ЭТ для решения расчетной задачи; с использованием условной и логической функции; манипулирование фрагментами ЭТ». | 12.01.15 – 16.01.15 |
| |
| Логические и встроенные функции. |
| ||
| Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ. | 19.01.15 – 23.01.15 |
| |
| Построение диаграмм и графиков с помощью ЭТ |
| ||
| Контрольная работа №5. «Табличные вычисления» | 26.01.15 – 30.01.15 |
| |
| Итого | 10 часов |
| |
5.Управление и алгоритмы – 10ч., 2 часа в неделю | ||||
| Кибернетика. Кибернетическая модель управления. |
|
| |
| Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | 02.02.15 – 06.02.15 |
| |
| Языки для записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. |
| ||
| Линейный алгоритм. Структура следование. Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление. | 09.02.15 – 13.02.15 |
| |
| Циклический алгоритм. Структура цикл. |
| ||
| Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательный алгоритм. | 16.01.15 – 20.02.15 |
| |
| Работа с учебным исполнителем алгоритмов, составление линейных, ветвящихся, циклических алгоритмов управления исполнителем. |
| ||
| Метод пошаговой детализации | 24.02.15 – 27.01.15 |
| |
| Составление алгоритмов со сложной структурой. Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). |
| ||
| Контрольная работа №1 «Алгоритмы»
| 02.03.15 – 06.03.15 |
| |
| Итого | 10 часов |
| |
6.Программное управление работой компьютера – 12ч., 2 часа в неделю | ||||
| Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. |
|
| |
| Языки программирования высокого уровня, их классификация. | 10.03.15 – 14.03.15 |
| |
| Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. |
| ||
| Правила записи основных операторов языка Паскаль: присваивание, ввод, вывод, ветвление, цикл. | 16.03.15 – 20.03.15 |
| |
| Структурированный тип данных — массив. |
| ||
| Пр.№11.»Знакомство с системой языка Паскаль. Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ.» | 01.04.15 – 03.04.15 |
| |
| Способы описания и обработки массивов. |
| ||
| Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация. | 06.04.15 – 10.04.15 |
| |
| Этапы решения задачи с использованием программирования: кодирование, отладка, тестирование. |
| ||
| Пр. №12 «Разработка и исполнение программы обработки массивов» | 13.04.15 – 17.04.15 |
| |
| Решение задач |
| ||
| Контрольная работа №6 «Программное управление работой .компьютера» | 20.04.15 – 24.04.15 |
| |
| Итого | 12 часов |
| |
7.Информационные технологии и общество – 6ч., 2 часа в неделю | ||||
| Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления |
|
| |
| История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. | 27.04.15 – 30.04.15 |
| |
| Информационные ресурсы современного общества |
| ||
| Понятие об информационном обществе. | 05.05.15 – 08.05.15 |
| |
| Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. |
| ||
| Итоговый тест | 12.05.15 – 15.05.15 |
| |
| Итого | 6 часов |
| |
| 8.Повторение – 3 часа, 2 часа в неделю | |||
| Повторение |
|
| |
| Повторение | 18.05.15 – 22.05.15 |
| |
| Повторение |
| ||
| Итого | 3 часа |
| |
| Всего | 68 часов |
|
Список литературы
-
Учебно-методический комплект
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
-
Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 390 е.: ил
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
-
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
2.Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем ASDL
-
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
-
Сканер.
-
Web-камера.
-
Локальная вычислительная сеть.
3. Программные средства.
-
Операционная система Windows ХР.
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер Аленка.
-
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система программирования TurboPascal.
-
Система тестирования TInfo.
4.Образовательные ресурсы сети Интернет
-
http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
-
http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
-
http://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)
-
http://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)
-
http://experiment.edu.ru (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)
-
http://ict.edu.ru (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)
-
http://www.rusedu.info (Информатика и ИКТ в образовании)
-
http://iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики
-
http://ito.edu.ru (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)
-
http://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)
-
http://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)
-
http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)
-
http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)
-
http://rain.ifmo.ru/cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
-
http://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)
-
http://ipo.spb.ru/journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)
-
http://www.problems.ru/inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)
-
http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)
-
http://ips.ifmo.ru (Российская Интернет-школа информатики и прораммирования)
-
http://test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по информационным технологиям
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики-информатики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
____Лазарян Е. С._______________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____Веденеева И. В.______________
«_________» _____________________ 2014 г.