Класс: 5
Раздел программы: Информационные технологии
Тема урока: «Обработка текстовой информации»
Цель урока: сформировать у учащихся общие представления об обработке текстовой информации.
Задачи урока:
-
Сформировать у учащихся общие представления о форматировании текста: выравнивании абзацев, задании шрифта и начертания текста.
-
Закрепить навыки работы в программе WordPad
-
Способствовать развитию самостоятельности, творческих способностей, умения работать с дидактическим материалом. Воспитать желание преодолевать возникающие учебные трудности
Тип урока: Изучение нового материала, формирование умений и навыков
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные компьютеры.
Список литературы:
-
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л, Босова. – 4-е издание. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
План урока:
-
Организационная часть урока и актуализация темы
-
Повторение пройденного материала
-
Рассмотрение новой темы
-
Выполнение практической работы
-
Подведение итогов урока
Ход урока:
-
Организационная часть урока и актуализация темы
Добрый день ребята!
Давайте посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и пожелаем удачи в работе!
На предыдущем уроке информатики выполняли практическую работу в программе WordPad. Внезапно из Интернета появился вирус и начал менять шрифт, размер букв, двигать и менять местами строчки. И в итоге испортил файл. Но к счастью у нас с вами есть возможность помочь мне справиться с вирусом и самим выполнить подобное задание, чтобы научиться работать на компьютере с текстом.
-
Повторение пройденного материала
А в этом вам помогут знания, полученные на предыдущих уроках.
Итак, кто мне скажет, с помощью какого устройства можно вводить текст? [Клавиатура] (На экране появляется клавиатура)
Правильно, умница!
— Для чего предназначена клавиша SPACE?
[Для задания пробелов между словами]
— С помощью, какой клавиши можно удалить символ, стоящий справа о курсора?
[Delete]
— А какую функцию выполняет клавиша BACKSPACE?
[Предназначена для удаления символа, стоящего слева]
— Какую клавишу необходимо нажать, чтобы создать новый абзац?
[Enter]
— А для перехода из режима ввода в режим замены, нужно нажать клавишу…
[Insert]
— При удерживании нажатой, какой клавиши можно ввести прописную букву?
[Shift]
— А какую клавишу нужно нажать, чтобы перейти в режим ввода прописных букв?
[Caps Lock]
-
Рассмотрение новой темы
Молодцы ребята! За продемонстрированные вами знания и высокую активность вы получаете антивирусную таблетку, которая непременно поможет вам восстановить испорченный файл и победить вирус (учитель прикрепляет таблетку на доску).
Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему: «Обработка текстовой информации». А задачами сегодняшнего урока будут:
-
Познакомиться с форматированием текста: выравниванием абзацев, заданием шрифта и начертания текста.
-
Закрепить навыки работы в программе WordPad
-
Развить самостоятельность, творческие способности, умение работать с дидактическим материалом.
Итак, что же такое форматирование? (во время объяснение материала учитель работает с интерактивной доской, сопровождая сой рассказ демонстрацией) Форматирование – это этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который он будет иметь при печати на бумаге.
Форматирование текста включает следующие основные этапы:
-
Выравнивание – по правому краю, по центру, по левому краю
-
Создание списка (маркировка строк)
-
Выбор шрифта
-
Задание размера шрифта (высоты букв)
-
Задание начертания шрифта: полужирный, курсивный, подчеркнутый
-
Выбор цвета шрифта
А что же такое шрифт? Шрифт – это полный набор букв алфавита с общим стилем их начертания.
Давайте еще раз повторим основные этапы форматирования текста, только теперь будем использовать возможности интерактивной доски: (учитель вызывает учеников к интерактивной доске, и ученики выполняют задания по форматированию текста ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Ребята, Вам все понятно? Умницы! Вы получаете еще одну антивирусную таблетку (учитель прикрепляет таблетку да доску).
-
Выполнение практической работы
Итак, мы с Вами получили достаточно информации и теперь давайте применим ее на практике.
Я приглашаю каждого из Вас сесть за компьютеры и помочь восстановить испорченный файл. А чтобы Вам было легче, я приготовил методические пособия. Следуя указаниям в них, вы легко справитесь с поставленными задачами.
Но сначала давайте быстренько вспомним правила работы за компьютером:
-
За компьютером нужно сидеть ровно, с прямой спиной
-
Не садись близко к монитору, расстояние от глаз до монитора — 50 см.
-
Нельзя трогать руками экран монитора
-
Нельзя стучать по клавиатуре
Ну а теперь мы можем приступить к выполнению практической работы. Посмотрите на экраны ваших мониторов. На них вы видите поврежденный файл. Возьмите методички и откройте страницу №5. Здесь указаны все этапы, которые помогут вам легко выполнить практическое задание. А на 8 странице показан тот вид файла, который в итоге должен получиться у Вас. Того, кто самым первым справится с заданием и правильно, ждет отличная оценка. Всем понятно задание? Если в ходе выполнения практической работы у вас возникнут вопросы, достаточно поднять руку.
-
Подведение итогов урока
Ребята, наш урок подходит к концу. Я прошу вас занять места за партами. Давайте подведем итоги нашей работы:
-
С чем мы познакомились сегодня на уроке?
-
Какие задачи перед нами стояли?
-
А достигли ли мы их?
-
Удалось ли нам восстановить испорченный вирусом файл?
(учитель переворачивает закреплённые на доске таблетки)
Хочу сказать Вам большое спасибо за сегодняшний урок.
Домашнее задание: набрать текст /форматирование/
Урок окончен! До свидания!
[Приложение 1] – Презентация
[Приложение 2] – Методическое пособие для учащихся
[Приложение 3] – Заготовка для интерактивной доски
[Приложение 4] – Заготовка для выполнения практической работы
[Приложение 5] – Заготовки антивирусных таблеток