Фарион Елена Александровна
МОУ СОШ №96 г.Воронежа
Учитель информатики, физики
Внеклассное мероприятие по информатике
Тема:«В мире информатики». Для 8-9 классов.
Цели: формирование научно-познавательного интереса к предмету; повторение ранее изученного материала; развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности; воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: компьютеры, мультимедиа, экран, табло для внесения результатов конкурса, распечатка заданий, листы, ручки, фломастеры.
Участвуют 2 команды из 5-7 человек. Командам предлагается придумать название и выбрать капитана. Капитан решает, кто из членов команды в каком конкурсе участвует. Названия конкурсов написаны на экране.
Ход мероприятия.
Ведущий. Что может быть быстрее мысли? В одно мгновение она переносит нас и к далёким звёздам, и в глубину веков, и в дали будущего. Конечно, нет в природе ничего более совершенного, чем эта поразительная способность человека с непостижимой быстротой создавать образы, отвлечённые понятия и находить обобщения. Проверим, насколько быстро вы умеете мыслить, и проведём разминку.
Конкурс І «Разминка»
Каждой команде предлагается по 6 вопросов, они должны выбрать правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается жюри по 5 баллов. ( Вопросы для команд можно показать на экране).
Вопросы для первой команды:
1. Быстродействие компьютера характеризуется:
-
Количеством одновременно выполняемых программ.
-
Количеством вычислительных операций в секунду.
-
Временем связи между ОЗУ и ПЗУ.
-
Динамическими характеристиками устройства ввода/вывода.
2. Минимальный необходимый набор аппаратных средств ПК обязательно включает:
-
Монитор.
-
Дигитайзер.
-
Стример.
-
Модем.
3. В каком устройстве компьютера происходит обработка информации:
-
Внешняя память.
-
Процессор.
-
Монитор.
-
Клавиатура.
4. В каком устройстве компьютера осуществляется хранение информации:
-
Внешняя память.
-
Процессор.
-
Монитор.
-
Клавиатура.
5. Для долговременного хранения информации служит:
-
Оперативная память.
-
Жесткий диск.
-
Принтер.
-
Процессор.
6. Микропроцессор входит в состав:
-
Монитора.
-
Дисковода.
-
Системного блока.
-
Клавиатуры.
Вопросы для второй команды:
1. При выключении компьютера стирается вся информация:
-
В оперативной памяти.
-
На жестком диске.
-
На CD-ROM.
-
На гибком диске.
2. Запись/считывание информации с гибких дисков осуществляется с помощью:
-
Лазера.
-
Термоэлемента.
-
Сенсорного датчика.
-
Магнитной головки.
3. Операционная память представляет собой:
-
Набор команд процессора.
-
Комплект программ, предназначенных для управления компьютером и взаимодействия с пользователем.
-
Набор редакторов.
-
Алгоритм обработки информации.
4. Модем обеспечивает подключение к телефонной сети:
-
Принтера.
-
Сканера.
-
Компьютера.
-
Факса.
5. Как записывается десятичное число «5» в двоичной системе счисления:
-
101.
-
110.
-
111.
-
100.
6. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека:
-
Принтер.
-
Монитор.
-
Системный блок.
-
Модем.
Ответы на вопросы первой команды: 1. Количество вычислительных операций в секунду.
2. Монитор. 3. Процессор. 4. Внешняя память. 5. Жесткий диск. 6. Системный блок.
Ответы на вопросы второй команды: 1. В оперативной памяти. 2. Магнитной головки.
3. Комплект программ, предназначенных для управления компьютером и взаимодействия с пользователем. 4. Компьютера. 5. 101. 6. Монитор.
Конкурс ІІ «Объяснись жестами».
Ведущий. Приступим к следующему конкурсу. Помните анекдот: «Встречаются двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:
— Ты что, на рыбалку собрался?
— Да нет, я на рыбалку.
— А я думал, ты на рыбалку…»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приёмник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла. Сейчас обе команды по очереди будут выступать в роли приёмника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, то есть с помощью мимики и жестов.
Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе. Задания капитаны получают у ведущего. На подготовку командам даётся 3 минуты.
Задание: изобразить мимикой и жестами:
І команде: 1). Принтер.
2). Компьютер завис.
ІІ команде: 1). Мышь.
2). Мальчик, играющий в компьютерную игру.
Конкурс ІІІ «Вперёд капитаны».
Ведущий. Настало время показать себя капитанам. Конкурс состоит из 3 заданий, каждое из которых оценивается в 2 балла. Задания выполняются на отдельных листах.
Задание 1. «Представление капитанов»
Дать характеристику друг другу, при этом очень полно описать способности в программировании.
Задание 2. «Кто больше?».
Из букв данного слова требуется составить как можно больше других слов.
КОДИРОВКА
Ответ: код, корова, ковка, кивок, кадр, кирка, кора, кок, крок, ода, око, окрик, орда, дока, док, дрова, диво, дар, двор, ива, икра, ров, рок, рак, вор, вар, вода, вид и т.д.
ИНФОРМАЦИЯ
Ответ: норма, нора, нация, нимфа, форма, фирма, фора, формация, ром, рация, роман, риф, рифма, мина, мор, мафия, мир, миф, омар и т.д.
Задание 3. «Шифровка».
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования.
1. ПОСА ШИЛА Ф ФАСЕ.
Ответ: Роза жила в вазе. – глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие.
2. КОЛЯМАНЛЯДАЛЯ
Ответ: Команда. – после каждого слога вставляется слог «ля».
Конкурс ІV « Для болельщиков».
Ведущий. Для болельщиков также предусмотрена игра. Задаётся вопрос, знающий ответ поднимает руку, отвечает и отдаёт заработанный балл той команде, з которую он болеет.
Вопросы:
-
Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? (Клавиатура, мышь).
-
Какое устройство в ЭВМ обрабатывает информацию? (Процессор).
-
Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму называется…(Кодирование).
-
Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе? (Локальную)
-
Назовите клавиши удаления символов. (Delete, Backspace.)
-
Монитор служит для …(Вывода информации).
-
Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ?(Insert.)
-
Для чего составляют алгоритмы? (Для решения задач.)
-
Клавиша, которая заставляет курсор «прыгнуть» в начало строки. (Home.)
-
Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера? (Процессор.)
-
Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника? (Да)
-
Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам. (Модем)
-
В какое устройство ЭВМ информация поступает на хранение? (В память.)
-
Для чего используют клавишу «Caps Look»? (Для фиксации верхнего регистра).
-
Для чего используется клавиша «SHIFT»? (Для переключения регистра.)
Конкурс V «Знатоки поэзии».
Ведущий. На каждое рабочее место в текстовом редакторе загружен отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», в котором представлены следующие строки:
У лукоморья кот зелёный,
Златая цепь на цепи том:
Идёт направо – сказку заводит,
Налево – песнь говорит.
И днём и ночью дуб учёный
Всё ходит по дубе кругом …
Необходимо правильно и быстро расставить слова и строки в этом стихотворении.
Конкурс VІ «Кто лучше знает пословицы»
Ведущий. На программистские версии пословиц и поговорок попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Выигрывает та команда, которая больше всего вспомнила.
-
Семь бед – один «Reset». (Семь бед – один ответ.)
-
Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет. (Плоха та мышка, которая одну норку имеет.)
-
Бит байт бережёт. (Копейка рубль бережёт.)
-
Слово не воробей, а количество байтов. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
-
Не клавиатура печатает, а ум. ( Не перо пишет, а ум.)
-
Два раза подумай, один раз удали. ( Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
-
Удаляй по файлику, наберёшь Корзину. (Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.)
-
Наудалял с три корзины. (Наврал с три короба.)
-
Файлы не удаляются. ( Рукописи не горят.)
-
Что из корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)
-
Винчестер – зеркало души пользователя. (Глаза – зеркало души.)
-
ОС – всему начало. (Голова – всему начало.)
-
Мал ноутбук, да дорог. (Мал золотник, да дорог.)
-
По ноутбуку встречают, по уму провожают. ( По одёжке встречают, по уму провожают)
-
Утопающий за «F8» хватается. ( Утопающий за соломинку хватается.)
-
Не всё WINDOWS, что висит. ( Не всё золото, что блестит.)
Конкурс VІІ «Отгадайка».
Ведущий. Необходимо отгадать слова, содержащие известную аббревиатуру ПК.
-
Часть печи : _ _ПК_
-
Холм, курган, вулкан :_ _ПК_
-
Головной убор:_ _ПК_
-
Орудие труда огородника:_ _ПК_
-
Головной убор с козырьком:_ _ПК_
-
Мелкая частица деревяшки:_ _ПК_
-
Канцелярская принадлежность для бумаг: _ _ПК_
-
Застёжка и острая канцелярская принадлежность:_ _ _ПК_
-
Лоскут ткани для хозяйственных нужд:_ _ _ПК_
-
Лодка с прочным широким корпусом:_ _ _ПК_
-
Птица, бегающая по дну водоёма:_ _ _ПК_
-
Зажим для бумаг:_ _ _ _ПК_
Ответы:1. Топка. 2. Сопка. 3. Шапка. 4. Тяпка. 5. Кепка. 6. Щепка. 7. Папка. 8. Кнопка. 9. Тряпка. 10. Шлюпка. 11. Оляпка. 12. Скрепка.
Подведение итогов.
Слово предоставляется жюри. Вручаются дипломы победителям, награждаются активные болельщики.
Источники информации.
-
«Внеклассные мероприятия, неделя информатики» автор-составитель А.Г.Куличкова.
-
«Занимательная математика» автор С.Акимова.
-
«Лучшие тесты на развитие творческих способностей» автор Н.Винокурова.