Тема урока: Оператор ветвления
Класс: 9 «Б»
Цель урока:
Формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления
Задачи:
Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования TP7.
Развивающая: развить алгоритмическое мышление
Воспитательная: воспитывать стремление работать самостоятельно
Оборудование: доска, маркеры, проектор, компьютеры
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
Методы: тестирование, компьютерный практикум, беседа, наглядно-иллюстративный
План урока:
-
Организационный момент — 2 мин.
-
Повторение и актуализация — 6 мин.
-
Освоение нового материала – 10 мин.
-
Закрепление нового материала — 15 мин.
-
Итог урока — 5 мин.
-
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
-
Организационный момент
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в течение урока вы будете получать баллы, и по итогам набранных баллов будет выставлена оценка за урок.
Критерии оценивания:
5-6 баллов – «3»
7-8 баллов – «4»
9-10 баллов – «5»
Отметить отсутствующих
-
Повторение и актуализация знаний
Для того чтобы начать работу по новой теме нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке.
Ученики выполняют тестовые задания – проверка домашнего задания
Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением. ( максимум 4 балла)
2 вариант | |
1. Что можно назвать алгоритмом? а) схему движения автобусов б) правила пользования микроволновой печи в) расписание уроков 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе вывод результата а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); end. а) 2 б) 8 в) 9 | 1. Что можно назвать алгоритмом? а) инструкцию по использованию акварельной краски б) схему электрической цепи в) чертеж дома 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе ввод данных а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=4; y:=5; a:= x-y; a:= a-1 writeln (a); end. а) 0 б) -2 в) 2 |
3. Объяснение нового материала
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет)
Деятельность учащихся | |
Запишите тему сегодняшнего урока | Операторы ветвления |
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. | Слушают |
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Ветвление графически можно представить схемой. Начертите ее в тетради |
|
(Объяснение выполнения алгоритмической конструкции ветвление на примере нахождения максимального из двух чисел). По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий №1, иначе выполняется серия действий №2. Это так называемое полное ветвление. | Слушают |
Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в полном варианте. Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. | Записывают: IF(условие) THEN(операторы) ELSE(операторы) |
Существует и неполное ветвление — это, когда по одной из ветвей серия действий отсутствует. Начертите схему неполного ветвления в тетрадь. |
|
Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в неполном варианте. | Записывают: IF (условие) THEN (операторы) |
Составить блок-схему и программу задачи:
-
ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.
Задание по теории:
Составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.
-
Если тучи облепили горизонт,
Непременно захватите плащ и зонт.
Ну, а ежели на улице жара,
Мы на пляж помчимся с криками “ура!”. -
ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!”
-
Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
-
Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.
Дополнительные задания:
Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
-
a:=3;
b:=2;
If a>b then d:=a
else d:=b; -
a:=2;
b:=3;
d:=4;
If a>b then d:=a
else
begin
d:=b;
d:=d+a;
end;
d:=d*2; -
d:=0;
a:=1;
b:=1;
If a>0 then
If b>0 then d:=1
else d:=2;
(1-3; 2-6;3-1)
Практика:
-
Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.
-
Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”.
Итог урока:
-
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-
Для решения каких задач используется условный оператор?
-
Домашнее задание:
(Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 1: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. (Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 2: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 3: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное — умножить на 5.
Полное | Неполное |
Словесное описание ветвления | |
Если <условие> то <действие 1> иначе <действие 2>; | Если <условие> то <действие 1>; |
Блок – схема | |
|
|
Описание в языке Паскаль | |
if <условие> then <действие 1> else <действие 2>; | if <условие> then <действие 1>; |
Таблица для оценивания (поурочный балл)
Тест | Блок-схема | Программа | Итог | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 вариант | |
1. Что можно назвать алгоритмом? а) схему движения автобусов б) правила пользования микроволновой печи в) расписание уроков 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе вывод результата а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); end. а) 2 б) 8 в) 9 | 1. Что можно назвать алгоритмом? а) инструкцию по использованию акварельной краски б) схему электрической цепи в) чертеж дома 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе ввод данных а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=4; y:=5; a:= x-y; a:= a-1 writeln (a); end. а) 0 б) -2 в) 2 |
|
|
Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
|