Тема урока: Оператор ветвления

Класс: 9 «Б»

Цель урока:

Формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления

Задачи:

Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования TP7.

Развивающая: развить алгоритмическое мышление

Воспитательная: воспитывать стремление работать самостоятельно

Оборудование: доска, маркеры, проектор, компьютеры

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная

Методы: тестирование, компьютерный практикум, беседа, наглядно-иллюстративный

План урока:

  1. Организационный момент — 2 мин.

  2. Повторение и актуализация 6 мин.

  3. Освоение нового материала 10 мин.

  4. Закрепление нового материала — 15 мин.

  5. Итог урока — 5 мин.

  6. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в течение урока вы будете получать баллы, и по итогам набранных баллов будет выставлена оценка за урок.

Критерии оценивания:

5-6 баллов – «3»

7-8 баллов – «4»

9-10 баллов – «5»

Отметить отсутствующих

  1. Повторение и актуализация знаний

Для того чтобы начать работу по новой теме нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке.

Ученики выполняют тестовые задания – проверка домашнего задания

Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением. ( максимум 4 балла)

1 вариант

2 вариант

1. Что можно назвать алгоритмом?

а) схему движения автобусов

б) правила пользования микроволновой печи

в) расписание уроков

2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?

а) овал

б) прямоугольник

в) параллелограмм

3.Какой оператор описывает в программе вывод результата

а) readln

б) writeln

в) begin

4. Определите результат выполнения программы

begin

x:=5;

y:=3;

a:= x+y;

a:= a+1

writeln (a);

end.

а) 2

б) 8

в) 9

1. Что можно назвать алгоритмом?

а) инструкцию по использованию акварельной краски

б) схему электрической цепи

в) чертеж дома

2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата?

а) овал

б) прямоугольник

в) параллелограмм

3.Какой оператор описывает в программе ввод данных

а) readln

б) writeln

в) begin

4. Определите результат выполнения программы

begin

x:=4;

y:=5;

a:= x-y;

a:= a-1

writeln (a);

end.

а) 0

б) -2

в) 2

3. Объяснение нового материала

А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запишите тему сегодняшнего урока

Операторы ветвления

В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.

Слушают

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Ветвление графически можно представить схемой. Начертите ее в тетради

(Объяснение выполнения алгоритмической конструкции ветвление на примере нахождения максимального из двух чисел).

По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий №1, иначе выполняется серия действий №2. Это так называемое полное ветвление.

Слушают

Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в полном варианте.

Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет.

Записывают:

IF(условие) THEN(операторы) ELSE(операторы)

Существует и неполное ветвление — это, когда по одной из ветвей серия действий отсутствует. Начертите схему неполного ветвления в тетрадь.

Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в неполном варианте.

Записывают:

IF (условие) THEN (операторы)

Составить блок-схему и программу задачи:

  1. ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.

Задание по теории:

Составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.

  1. Если тучи облепили горизонт,
    Непременно захватите плащ и зонт.
    Ну, а ежели на улице жара,
    Мы на пляж помчимся с криками “ура!”.

  2. ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!”

  3. Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.

  4. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

Дополнительные задания:

Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:

  1. a:=3;
    b:=2;
    If a>b then d:=a
    else d:=b;

  2. a:=2;
    b:=3;
    d:=4;
    If a>b then d:=a
    else
    begin
    d:=b;
    d:=d+a;
    end;
    d:=d*2;

  3. d:=0;
    a:=1;
    b:=1;
    If a>0 then
    If b>0 then d:=1
    else d:=2;

(1-3; 2-6;3-1)

Практика:

  1. Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.

  2. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”.

Итог урока:

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Для решения каких задач используется условный оператор?

Домашнее задание:

(Написать программу, начертить блок-схему).

Задача № 1: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. (Написать программу, начертить блок-схему).

Задача № 2: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.

Задача № 3: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное — умножить на 5.

Ветвление

— это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения условия совершается либо одно, либо другое действие.

Полное

Неполное

Словесное описание ветвления

Если <условие> то <действие 1>

иначе <действие 2>;

Если <условие> то <действие 1>;

Блок – схема

Описание в языке Паскаль

if <условие> then <действие 1>

else <действие 2>;

if <условие> then <действие 1>;

Таблица для оценивания (поурочный балл)

Фамилия, Имя

Тест

Блок-схема

Программа

Итог

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

1 вариант

2 вариант

1. Что можно назвать алгоритмом?

а) схему движения автобусов

б) правила пользования микроволновой печи

в) расписание уроков

2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?

а) овал

б) прямоугольник

в) параллелограмм

3.Какой оператор описывает в программе вывод результата

а) readln

б) writeln

в) begin

4. Определите результат выполнения программы

begin

x:=5;

y:=3;

a:= x+y;

a:= a+1

writeln (a);

end.

а) 2

б) 8

в) 9

1. Что можно назвать алгоритмом?

а) инструкцию по использованию акварельной краски

б) схему электрической цепи

в) чертеж дома

2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата?

а) овал

б) прямоугольник

в) параллелограмм

3.Какой оператор описывает в программе ввод данных

а) readln

б) writeln

в) begin

4. Определите результат выполнения программы

begin

x:=4;

y:=5;

a:= x-y;

a:= a-1

writeln (a);

end.

а) 0

б) -2

в) 2

Карточка №1.

  1. Если тучи облепили горизонт,
    Непременно захватите плащ и зонт.
    Ну, а ежели на улице жара,
    Мы на пляж помчимся с криками “ура!”.

  2. ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!”

  3. Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.

  4. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

Карточка №2.

  1. Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.

  2. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”.

Дополнительное задание

Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:

  1. a:=3;
    b:=2;
    if a>b then d:=a else d:=b;

  2. a:=2;
    b:=3;
    d:=4;
    if a>b then d:=a else
    begin
    d:=b;
    d:=d+a;
    end;
    d:=d*2;

  3. d:=0;
    a:=1;
    b:=1;
    if a>0 then
    if b>0 then d:=1 else d:=2;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here