Предмет: информатика.
Учитель: Марина Валентина Николаевна
Место работы: МОУ «СОШ №2 г.Ершова Саратовской области»
Класс: 5.
Тема: Форматирование текста.
Цель:
Систематизация представления учащихся о форматировании текстового документа.
Актуализация имеющихся умений оформления текстовых документов: изменение выравнивания абзацев и параметров шрифта.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Планируемые образовательные результаты:
-
предметные – представление об этапе форматирования при создании текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы;
-
метапредметные – оформление текста в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; ИКТ-компетентность;
-
личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
1) систематизация представлений учащихся об этапе форматирования текстового документа;
2) актуализация имеющихся умений оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту (его типу, начертанию, размеру и цвету), к выравниванию абзацев текста.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
форматирование текстового документа;
-
выравнивание:
-
по левому краю;
-
по центру;
-
по правому краю;
-
-
шрифт:
-
тип,
-
цвет,
-
размер,
-
начертание.
-
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
УМК: Босова Л.Л. и др.:
-
Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Структура и ход урока.
-
Орг. момент.
-
Актуализация ранее изученного.
Подготовка текстовых документов на компьютере состоит из нескольких этапов.
1 этап – ввод текста. Какие правила нужно соблюдать при наборе (вводе) текста?
(Ученики перечисляют все известные им правила.)
2 этап – редактирование текста. Как можно преобразовывать текст на этапе его редактирования?
(Отвечая на этот вопрос, ученики должны вспомнить исправление ошибок, копирование, перемещение, поиск и замену фрагментов, а попутно повторить способы перемещения по тексту и выделение его фрагментов.)
-
Сообщение темы и постановка целей урока.
Сравним два фрагмента текста (см. 2 и 3 слайды презентации). Чем они отличаются?
(На основании сравнения учениками ставится тема урока, из которой следует цель урока.)
-
Усвоение новых знаний.
(Объяснение сопровождается презентацией.)
При форматировании (оформлении) изменяется внешний вид текста за счет выбора: типа шрифта, цвета шрифта, начертания шрифта, выравнивания абзацев.
(см. 4 слайд презентации)
Шрифт – это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.
Многие текстовые редакторы предлагают на выбор различные варианты шрифтов. (см. 5-10 слайды презентации)
Кроме того возможны различные начертания одного и того же шрифта. (см. 11 слайд презентации)
Ещё у шрифта можно менять цвет и размер. (см. 12-13 слайды презентации)
Абзацы текста можно выравнивать. (см. 14-16 слайды презентации)
Многие текстовые редакторы «умеют» автоматически разбивать большие тексты на страницы и нумеровать их. Они могут следить за размером полей и регулировать расстояние между строками.
-
Первичная проверка понимания изученного
Дайте характеристику текстовому документу по плану:
-
шрифт,
-
начертание,
-
выравнивание.
(см. 17-18 слайды презентации)
-
Практическая работа.
Оформите пригласительный билет по образцу.
(см. 19 слайд презентации)
-
Задание на дом.
Обязательная часть:
-
§ 8
-
№ 118 и № 119.
Дополнительное задание (не является обязательным):
Найти в газетах или журналах:
-
образцы текстов, имеющих выравнивание:
-
по левому краю,
-
по правому краю,
-
по центру,
-
по ширине.
-
-
образцы различных шрифтов;
-
образцы текстов, имеющих начертание:
-
полужирное,
-
курсивное,
-
подчёркнутое.
-
-
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Ученики отвечают на вопросы, из ответов становится понятно, достигнуты ли цели урока.)
Оцените свою работу на уроке, используя смайлики и высказывания, соответствующие вашим впечатлениям от урока
(см. 20 слайд презентации)
(Ученики выбирают смайлики.)
-
Я очень хорошо понял тему урока
-
Я допускал незначительные ошибки
-
Над этой темой мне ещё нужно работать
-
Я ничего не понял
(Выставляются оценки за урок с учётом самооценки учеников.)