Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение
«Манжерокская средняя общеобразовательная школа»
Урок информатики в 5 классе
«Метод координат»
Матвеева Марина Владимировна
учитель информатики и математики
первой квалификационной категории
Манжерок
2014
Цель урока:
-
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;
Задачи:
-
научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат;
-
развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес;
-
воспитывать умения работать самостоятельно и в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и формы обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организация начала занятия. | 1 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня у нас необычный урок. Вы сами будете оценивать свою работу на уроке. А поможет вам оценочный лист. |
| Информационно-сообщающий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Подготовка к основному этапу. | 5 | — Для начала соберём информационные пазлы. Вашу готовность я увижу когда вы сядете красиво. — Что изображено на картинках? Для чего мы собирали эти картинки? — На прошлых уроках вы познакомили с многообразием форм представления (кодирования) информации. — Сейчас повторим основные понятия кодирования Вопросы к учащимся: 1.Процесс представления информации с помощью некоторого кода. 2. Система условных знаков для представления информации. 3. Сторона, передающая информацию. 4. Сторона, принимающая информацию. 5. Для кодирования слова каждую его букву заменили на предыдущую в алфавите, полученное слово: ЗМСДПМДС. Какое действие нужно выполнить? — Оцените свою работу и поставьте оценку в оценочный лист. | — собирают пазлы — ноты, школьный дневник, книга, конверт, компьютер с числами, дорожные знаки — повторить формы кодирования информации
— код — кодирование-источник — приемник — декодирование
— оценивают себя и выставляют оценки в оценочны листы | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа), метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (иллюстрация) Мультимедийный проектор Фронтальная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Формирование темы урока | 5 | — Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение? Давайте с вами эту народную мудрость проверим на нашем уроке. — Ведь действительно, рисунки, схемы, чертежи способы заменить долгие разъяснения. Примером стали пазлы, которые собирали в начале урока. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации. — Для того, чтобы определить как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы: Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: – Тема нашего урока: «Метод координат» — Какую цель мы перед собой поставим? – Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел. | — лучше посмотреть на картинку, чтобы быстрее понять о чем идет речь
— расшифровывают головоломку
— метод координат — познакомится с методом координат | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа), метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (иллюстрация) Мультимедийный проектор
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Объяснение нового материала | 7 | — Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока. Простейшую систему координат — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.
— Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Далее мы будем работать, только в первой координатной плоскости. Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки. — А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
— Посмотрите на шахматную доску. Вдоль её нижнего ряда идет ряд букв, а вдоль левого- ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.
— А сейчас я попрошу привести собственные примеры. -В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе, игра «Морской бой»). Координаты бывают географическими, астрономическими, математическими.
— А помог ли способ представления информации «Метод координат» определить тему нашего урока? — Потренируемся строить точки на координатной плоскости. Первую точку называю я. Назовем координаты точек по очереди
— А если все точки соединим что у нас получится. А теперь давайте решим обратную задачу. Нам дан рисунок и нужно определить его координаты.
| Слушают объяснения учителя
— называют положение фигуры на шахматной доске — ряд и место в зрительном зале кинотеатра, игра «Морской бой», отметка в школьном журнале, график дежурств, школьное расписание и пр. — да — называют координаты точек
— фигура, елочка — определяют координаты точек | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа), метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (иллюстрация) Мультимедийный проектор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка | 1,30 | — Напряженно работали наши глаза. Давайте дадим им возможность отдохнуть. Сядьте хорошо, руки на колени, расслабьтесь. | — смотрят физкультминутку | Метод слухового восприятия и зрительного восприятия Мультимедийный проектор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Практическая работа. | 6 | Всем ли понятен метод координат? Давайте сейчас это проверим поработав в парах. Каждая пара получила информацию, закодированную с помощью метода координат. Ваша задача декодировать информацию. При этом у каждой пары должна получится определенная буква. Поэтому вы должны будете контролировать и помогать друг другу. Учащиеся приступают к выполнению практической работы.
-И так получены следующие буквы Д Е К А Р Т. В начале урока перед вами был поставлен вопрос: Кто первым предложил всему миру использовать систему координат. -Рене Декарт — французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике.
-Не забудьте обратиться к оценочным листам | — да
— выполняют работу на карточках
— называют какие буквы получились.
— выставляют оценки | Метод передачи информации с помощью практической деятельности (практические упражнения), Познавательный метод стимулирования и мотивации (выполнение творческих заданий). Карточки с заданием. Работа в парах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов занятия.
| 4 | — Итак чему вы научились на уроке? Делаю выводы. Учитель: (тест) Чтобы выяснить как вы усвоили тему урока выполним тест 1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? 2. Как они называются? 3. Как правильно записываются координаты точки?
4. Какие графические формы представления информации вам известны? 5. С каким методом кодирования мы сегодня с вами познакомились?
— За тест поставьте оценку себе в оценочный лист. — Пришло время выставить итоговую оценку. — Посмотрите на экран и восстановите текст.
Восстанови текст (не забудь разделить текст на слова):В5, А1, Г3, А4, В1 Молодцы! | — строить картинки по точкам
— 2 — координаты — первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ — схемы, картинки, чертежи
— метод координат
— выставляют оценки в оценочный лист
— восстанавливают текст | Метод передачи информации Мультимедийный проектор Фронтальная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании. | 1 | Дома предлагается учащимся творческое задание на карточках и параграф 1.8 | Работа с дневниками | Мультимедийный проектор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия | 1 | — Мне приятно было с вами сегодня работать. И на память о нашей встречи дарю вам небольшие сувениры. — Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. Уходя из класса оставьте тот смайлик, который означает ваше настроение на уроке. |
— прикрепляют смайлы на доску | Метод передачи эмоций Мультимедийный проектор |