Практикум

по решению экономических задач

в классе социально – экономического профиля (2 часа)

Класс: 10 (социально — экономический)

Учителя:

Журкова Н.Р., учитель математики

Кононова С.Н., учитель экономики

Тема занятия: «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие».

Цель занятия: Организовать деятельность учащихся для самостоятельного применения математических знаний при решении экономических задач.

Задачи:

  • создать условия для практического применения умений учащихся оперировать ранее полученными знаниями.

  • способствовать развитию практической математической компетентности учащихся.

  • воспитание рефлексивной культуры учащихся, готовности к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов.

Тип учебного занятия: комплексного применения знаний и способов действий.

Раздаточный материал: карточки с вариантами заданий.

Техническое обеспечение:

  • документ – камера;

  • видеопроектор;

  • презентация «Спрос и предложение. Рыночное равновесие».

Структура занятия:

Этап занятия

Дидактическая цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели результативности

Организационный

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Сообщает цель занятия и план его проведения.

Внимательно слушают.

Готовность класса к занятию. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Актуализация знаний

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

1. Учитель экономики осуществляет повторение основных понятий и законов по теме по слайдам презентации; организует тренаж учащихся по демонстрационным слайдам.

2. Учитель математики осуществляет повторение правил построения графика линейной функции, составления уравнения функции по ее графику.

1. Выполняют устный тренаж по демонстрационным слайдам.

2. Решают предложенные задачи, задают вопросы

Правильное и осознанное выполнение учащимися предложенных заданий.

Этап применения способов деятельности

Обеспечить применение математических знаний и способов деятельности при решении экономических задач

Учитель математики разбирает решение экономической задачи математическим методом

Слушают, задают вопросы.

Углубление знаний учащихся

Закрепление знаний

и способов деятельности.

Обеспечить закрепление математических знаний учащихся при решении экономических задач.

1. Учитель экономики организует работу учащихся в группах по карточкам — заданиям.

2. Учителя консультируют, осуществляют контроль над деятельностью учащихся.

Выполняют задания самостоятельно

Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

Коррекции

Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся

Корректирует решения по мере необходимости

Представители от каждой группы разбирают решение своей задачи, остальные учащиеся слушают и задают вопросы

Правильность, полнота, осознанность выступлений учащихся

Контроля

Выявление качества и уровня усвоения учащимися умения применять математические знания при решении экономических задач

Наблюдает

Выполняют задания по карточкам.

Активная деятельность всего класса в ходе выполнения заданий. Правильность решений.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Смотивировать учащихся на рефлексию своей деятельности, других учащихся.

Подводит итог занятия, дает качественную оценку деятельности учащихся, подводит учащихся к пониманию интегративности математических знаний.

Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности на занятии, взаимодействия с другими учащимися. Анализируют степень применения математического аппарата при решении физических задач.

Открытость при высказывании своих мыслей, умение дать качественную оценку своей деятельности.

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Информирует о домашнем задании – придумать задачу по теме. Осуществляет инструктаж по выполнению. Проверяет понимание способов выполнения задания.

Слушают, задают вопросы.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с их учебными возможностями.

Диагностическая карта

Класс: Фамилия:

Знаю

Умею

Что такое спрос

Строить график спроса и предложения по заданным уравнениям

Что такое предложение

Находить значения величины спроса или предложения при заданном значении цены по уравнениям

Что такое рыночное равновесие

Находить значения величины спроса или предложения при заданном значении цены по представленным графикам

Когда возникает излишек товаров на рынке

Находить графически равновесную цену и равновесный объем

Когда возникает дефицит товаров на рынке

Находить аналитически равновесную цену и равновесный объем

Как изменяется положение кривых спроса и предложение на графике при изменении внешних факторов

Рассчитывать величину дефицита или излишка товаров на рынке

При каких условиях изменяется спрос и предложение на товары (услуги)

По двум заданным значениям цены и объема товаров (услуг) составлять уравнение спроса и предложения

Карточка — задание

Задача 1. (устно)

В результате рекламной кампании население стало предпочитать порошок «Ариэль» порошку «Тайд». Какой из данных графиков иллюстрирует кривую спроса на порошок «Ариэль» и какой на порошок «Тайд»? Р

Цена, руб.

Кол-во, пач.

Кол-во, пач.

Цена, руб.

Р

Задача 2. (устно)

На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут гречиха и пшеница. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что население узнало о ее целебных свойствах. Какой из данных графиков иллюстрирует кривую предложения на гречиху и какой на пшеницу?

Цена, руб.

Кол-во

Кол-во

Цена, руб.

Р

S

Задача 3.

Функция спроса населения на данный товар: Q= 7 – P.

Функция предложения: Q= -5+2P, где

Q — объем спроса в млн. штук в год;

Q — объем предложения в млн. штук в год;

P – цена в тысячах рублей.

1. Постройте графики спроса и предложения данного товара, откладывая на оси абсцисс количество товара и на оси ординат – цену единицы товара.

2. Как можно найти равновесную цену?

  1. Где на графике можно увидеть ситуацию дефицита? Избытка?

  2. Какое количество товара продано по цене 5 тыс. р.?

  3. По какой цене покупатели желают купить 4 млн. штук товара?

Работа в группах

Задача 1

Спрос на куртки описывается уравнением: Q= 2400 – 100P, а предложение курток – уравнением Q= 1000 +250P, где Q – количество курток, купленных или проданных за день, P – цена 1 куртки в тысячах рублей.

  • Определите параметры равновесия на рынке курток.

  • Какое количество курток было бы продано по цене 3000 рублей за 1 штуку?

  • Какое количество курток было бы продано по цене 5000 рублей за 1 штуку?

Задача 2

Кривая спроса на компьютеры описывается уравнением: Q= 600 – 2P, а кривая предложения описывается уравнением: Q= 300+4P, где Q – объем спроса или предложения в месяц (штук), P – цена в тысячах рублях.

  • Каковы равновесные цена и объем товара?

  • Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 30 тыс. рублей? Охарактеризуйте это качественно и количественно.

Задача 3

Функция спроса на товар имеет вид: Q= 700 – P, а функция предложения:

Q= — 200 +2P, где P – цена в рублях, Q – тыс. штук.

  • Определить равновесную цену и равновесный объем.

  • Что случится, если продавцы – монополисты установили цену на уровне 400 рублей? Охарактеризуйте это качественно и количественно.

Задача 4

Объем спроса и предложения на туалетную воду изменяется в соответствии с изменением цен на нее следующим образом:

Величина спроса, штук

Цена, р.

Величина предложения, штук

40

10

10

30

20

20

20

30

30

10

40

40

А) запишите уравнения и постройте графики кривых спроса и предложения;

Б) Определите равновесную цену и равновесное количество;

В) Если продавцы – монополисты установили продажную цену на уровне 35 р., к чему это приведет?

Самостоятельная работа

1 вариант

Спрос на бананы описывается уравнением QD = 2400-10Р, а предложение на реализацию бананов – уравнением QS = 1000 + 25Р, где Q – количество килограммов бананов, купленных или проданных за день; Р – цена 1 кг. бананов (в р.).

  1. Определите параметры равновесия на рынке бананов.

  2. Какое количество бананов было продано при цене 30 р. за 1 кг?

  3. Какое количество бананов было бы продано при цене 50 р. за 1 кг?

2 вариант

Кривая спроса на портфели для школьников описывается следующим уравнением QD = 6000 – 2Р, где QD объём спроса в месяц (в штуках), р – цена (в р.) Кривая предложения описывается уравнением QS = 3000 + 4Р.

  1. Каковы равновесная цена и объём товара?

  2. Что случится, если цена установлена правительством на уровне 100 р.?

  3. Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.

3 вариант

Спрос и предложение на сливочное масло выражены функциями: Qd = 50 – P, Qs = 10 + 2Р. где Q – количество килограммов сливочного масла, купленных или проданных за день; Р – цена 1 кг. масла (в р.).

  1. Каковы равновесная цена и объём товара?

  2. Что случится, если цена установлена правительством на уровне 20 р.?

  3. Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.

4 вариант

Спрос на кофе описывается уравнением QD = 500 — 6Р, а предложение на реализацию кофе – уравнением QS = 4Р — 100, где Q – количество банок кофе, купленных или проданных за день; Р – цена 1 банки кофе(в р.).

  1. Определите параметры равновесия на рынке кофе.

  2. Какое количество банок кофе было продано при цене 30 р. за 1 банку?

  3. Какое количество банок кофе было бы продано при цене 80 р. за 1 банку?

Презентация по теме «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

Учебное занятие Применение производной в физике и экономике».

Дата: 21.03.09

Предмет: математика, экономика и физика

Учителя: Кононова С.Н.и Журкова Н.Р

Тема учебного занятия: «Применение производной в физике и экономике».

Цель: обеспечить понимание того, что решение многих экономических и физических задач осуществляется с помощью производной;

Задачи:

  • беспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

    • способствовать развитию математической компетентности у учащихся;

    • — организовать рефлексию собственного опыта учащихся.

Дидактическое и техническое обеспечение: интерактивная доска, ММ лекция, карточки с заданиями, рефлексивные карты.

Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Структура занятия:

Этапы занятия

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатели реального результата

Организационно мотивационный момент

Подготовка учащихся к работе

Аргументирует выбор цели, информирует учащихся об основных этапах занятия.

Слушают, задают вопросы.

Готовность класса и быстрое включение в работу.

Подготовка к основному этапу урока.

Актуализация опорных знаний и умений.

Задает вопросы на знание формул дифференцирования элементарных функций, правил дифференцирования, правила дифференцирования сложной функции.

Отвечают, устанавливают соответствия в формулах дифференцирования на интерактивной доске.

Хорошие знания учащихся правил и формул дифференцирования

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала и первичному закреплению, демонстрируя мультимедийную лекцию с использованием интерактивной доски

Слушают, анализируют, делают записи в тетради.

Осмысление и первичное закрепление учащимися физического смысла производной, решение физических задач с помощью производной, решение экономических задач на нахождение максимальной прибыли.

Первичная проверка понимания изученного

Установить, усвоили или нет учащиеся понимание нового материала

Проверяет понимание учащимися нового материала. Выявляет пробелы и ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного.

Работают в группах, решая задачи физического и экономического содержания.

Осознанность нового материала большинством учащихся класса

Отработка умений и навыков учащихся по решению физических и экономических задач

Обеспечение усвоения знаний и способов действий

Предлагает учащимся выполнить задания на решение задач по механике (физика), на нахождение максимальной прибыли (экономика).

Выполняют самостоятельную работу.

Максимальная самостоятельность в процессе выполнения работы.

Осуществление контроля знаний и умений учащихся

Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями.

С помощью интерактивной доски предлагает учащимся проверить выполненные задания

Осуществляют самопроверку выполненных заданий по образцу

Получение быстрой и достоверной информации об уровне достижения учащимися планируемой работы.

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию и оценку способов действия и достигнутых результатов.

Направляет обсуждение.

Высказывают свое мнение о результатах

своей работы,

эмоциональном состоянии.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий по достижению цели занятия.

Подведение итогов занятия

Анализ успешности достижения цели

Делает выводы, задает домашнее задание

Получают информацию о реальных результатах, инструктаж о выполнении домашнего задания.

Адекватность самооценки учащихся.

Задание №1

Подчеркните правильный ответ

Задание №2

Решите задачи

  1. Материальная точка движется прямолинейно по закону х(t) = -2+4t+3t2. Выведите формулу для вычисления скорости движения в любой момент времени t. Найдите скорость в момент времени t = 3с (х- координата точки в метрах, t- время в секундах)

  2. Координата движущегося тела с течением времени меняется по закону:

а) x = 2t+4t2,

б) x = 1+ 2t2 + t3 .

Найдите скорость и ускорение в момент времени t = 2 с. (х- координата точки в метрах, t — время в секундах)

  1. Точка движется прямолинейно по закону x(t) = -+3t2 -5 (х — координата точки в метрах, t — время в секундах). Найдите момент времени t, когда ускорение точки равно 0; скорость движения точки в этот момент.

  2. Найдите силу F, действующую на материальную точку массой m, движущуюся прямолинейно по закону x(t) = 2t3-t2 при t = 2.

Презентация MS Power Point к практикуму

Кононова Светлана Николаевна, учитель физики и экономики ЛГ МОУ «Гимназия №6» г. Лангепас

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here