Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л. А. Попугаевой»
УРОК по теме:
Формы представления информации
(кодирование, метод координат)
5 класс
Учитель информатики
Шикабиева Н.В.
г. Удачный
2014 год
Результаты урока Предметные Уметь различать и описывать способы кодирования информации. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
| |
Тип урока, педагогическая технология изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные;По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки. Учебник: Информатика5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Босова. – 4-е изд., М. Бином. Лаборатория знаний 2012
|
Опорные понятия, термины Координатная плоскость, код, кодирование
| Новые понятия и связи между ними Графический, числовой, символьный способ кодирования |
Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в группах.
| Домашнее задание $ 1.7, $1.8 стр. 29-31 Р.Т. №№31-32 стр. 30 №34 (кол-во по желанию) |
Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия | |
1. Мотивация к учебной деятельности.
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. на уроке.
-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
| Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
| Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Попробуйте составить ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение.
| Находят картинки, для составления ребусов для названных слов. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| Уметь анализировать данные. Преобразовывать слова из одной формы в другую |
3.Целеполагание и мотивация | Что такое ребус? С какой целью люди кодируют информацию? Какие знаки используют для представления информации? — Поэтому тема нашего урока не просто «Кодирование», а «Формы представления информации» — Запишите в тетрадь дату и тему урока. -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? |
Графический способ кодирования, числовой способ кодирования
В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. -научиться представлять информацию различными способами. |
Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.
|
Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Перед знакомством с новым материалом детей разделить на группы Даётся задание группам: 1.необходимо составить ребусы из выбранных картинок, и объяснить комбинацию фигур и знаков. 2. по координатам построить рисунок, соединяя точки отрезками последовательно
|
Отбираются картинки и оставляются ребусы
По координатам составляется рисунок
Делается вывод |
Наблюдение, проблемная ситуация работа в группах (сравнение). | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
|
Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
|
5.Первичное закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой.
| Выполняют задание самостоятельно в тетради: Сверяют выполненные задания с доски
|
Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь отстаивать свою точку зрения, уметь правильно оформлять работу |
6. Релаксация (физминутка). | — Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1) |
|
|
| Снять утомление. |
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
| Выполняют самостоятельная работу. Затем работа в группах Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.
| Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Уметь выполнять построение рисунка по координатам |
8. Подведение итогов урока. | — Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.
Какую цель ставили? Достигли цели? Почему?
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
| Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания.
| Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
|
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы.
|
| Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. |
10. Рефлексия | Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число? – Проанализируйте результат своей работы.
|
Отвечают на вопросы учителя.
| Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач.
|
Самостоятельная работа 1.
Используя готовые картинки на компьютере составляют ребусы для слов
информация, кодирование, хранение.
Самостоятельная работа 2.
Задание: Представить информацию с помощью чисел.
Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 5(2, 5),
6(4,7), 7(3,7), 8(5,9), 9(7,7), 10(6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1),
16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1.
Задание: Представить информацию с помощью чисел.
Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(3,2), 3(3,3), 4(4,4), 5(5,4),
6(5,8), 7(9,8), 8(9,6), 9(11,6), 10(11,8), 11(12,8), 12(12,6), 13(13,6), 14(13,4), 15(14,4),
16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1.
Приложение 1. Физкультминутка для глаз
-
Фокусируйте взгляд на точке, которая на расстоянии метра и точке вдали,
-
Сильно зажмурьтесь, посчитайте до 10, потом сильно раскройте глаза,
-
Сидя на стуле, опишите глазами окружность, не двигая головой.
-
Передвигайте взгляд по максимально возможной границе. Закройте глаза и отдохните минуту
-
Не двигая головой, отводите взгляд то вправо, то влево, затем вверх и вниз.
-
Каждое упражнение выполнять 3-5 раз
-
Закройте глаза и помассируйте виски средними пальцами в течение 15 сек.