Интегрированный курс
«История Древнего мира»
(5 класс)
Автор: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Талдан.
Интегрированный курс «История Древнего мира»
(5 класс)
Пояснительная записка
Традиционное планирование курса «Истории Древнего мира», при котором пятиклассники изучают всемирную историю, рассматривая отдельно полную историю каждой древней цивилизации, имеет ряд недостатков:
-
порождается бессистемность и отрывочность видения истории,
-
происходит непонимание логики исторического процесса,
-
преувеличивается или преуменьшается роль различных событий и деятелей истории.
Тематическое планирование альтернативного интегрированного курса позволяет соотнести процессы формирования и эволюции различных цивилизаций. Древний мир представляется как целостная эпоха, выявляется специфика исторических явлений, важным способом постижения истории становится сравнительный анализ. Особое внимание при этом уделяется социально-историческим и культурологическим структурам, лежащим в основе цивилизации. У учителя появляется возможность выйти за рамки учебника, использовать дополнительный материал.
Планирование курса составлено на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемами времени, отводимым на изучение данного предмета Базисным учебным планом. Оно носит универсальный характер, предназначено для работы с учащимися разного уровня подготовки предполагает использование любых учебных пособий. При составлении предлагаемого варианта планирования использовался учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасина, Г.И.Годера и И.С.Свенцицкой, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации и материалы кандидата педагогических наук Белгородского государственного университетета Е.И. Семичевой (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №2, 2006 г.).
Главная задача курса – дать целостное представление об истории древних цивилизаций (принцип стадиальных цивилизаций) и вместе с тем выделить особенности общественной организации и культуры различных народов (принцип локальных цивилизаций).
Название темы | Количество часов | Параграф и пункт учебника | |
1. | Введение «Откуда мы знаем, как жили наши предки» | 1ч. | с.6 |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | 3 ч. |
|
2. | Древнейшие люди | 1 ч. | § 1 |
3. | Родовые общины охотников и собирателей | 1 ч. | § 2 |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 ч. | § 3 |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 4 ч. |
|
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 ч. | § 4 |
6. | Появление неравенства и знати | 1 ч. | § 5 |
7. | Счет лет в истории | 1 ч. | Глава 3 |
8. | Повторно-обобщающий урок | 1 ч. |
|
| Тема 3. Зарождение древнейших цивилизаций | 6 ч. |
|
9. | Государство на берегах Нила | 1 ч. | § 6 |
10. | Древнее Двуречье. Древнееврейское царство. | 1 ч. | §13 (п.1,2), §17 (п.1,2) |
11. | Финикия, Ассирия, Персия | 1 ч. | §15 (п.1), §18 (п.2), §19 (п.1,2) |
12. | Природа Древней Индии и Китая | 1 ч. | § 20 |
13. | Древнейшая Греция | 1 ч. | § 24 |
14. | Древнейший Рим | 1 ч. | § 44 |
| Тема 4. Особенности социальной жизни человека в древнем мире | 12 ч. |
|
15. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 ч. | § 7 |
16. | Жизнь египетского вельможи | 1 ч. | § 8 |
17. | Финикийские мореплаватели | 1 ч. | § 15 (п. 2,3) |
18. | В гости к воинам Ассирии и Персии. Учтивые китайцы. | 1 ч. | §18 (п.1,4), §19 (п.4), §22 (п.1-3) |
19. | Индийские касты | 1 ч. | § 21 |
20. | В гаванях афинского порта Пирей | 1ч. | § 36 |
21. | Земледельцы Аттики теряют независимость | 1 ч. | § 29 |
22. | Патриции и плебеи в Древнем Риме | 1 ч. | § 44(п.4), §45 (п. 1,2) |
23. | Рабство в Древнем Риме | 1 ч. | § 49 |
24. | Земельный закон братьев Гракхов | 1 ч. | § 50 |
25. | Восстание Спартака | 1 ч. | § 51 |
26. | Повторно-обобщающий урок | 1 ч. |
|
| Тема 5. Основные вехи политической истории | 12 ч. |
|
27. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 ч. | § 14 |
28. | Первый властелин единого Китая | 1 ч. | § 23 |
29. | Зарождение демократии в Афинах | 1 ч. | § 30 |
30. | Афинская демократия при Перикле | 1 ч. | § 40 |
31. | Древняя Спарта | 1 ч. | § 31 |
32. | Греческие колонии на берегах Средиземного моря | 1 ч. | § 32 |
33. | Завоевание Римом Италии | 1 ч. | § 45 (п.2-5) |
34. | Устройство Римской республики | 1 ч. | § 46 |
35. | Единовластие Цезаря | 1 ч. | § 52 |
36. | Установление империи | 1 ч. | § 53 |
37. | В Риме при императоре Нероне | 1 ч. | § 55 |
38. | Расцвет империи во II веке | 1 ч. | § 57 |
| Тема 6. Завоевательные войны | 10 ч. |
|
39. | Военные походы фараонов | 1 ч. | § 9 |
40. | Завоевания ассирийских царей. Персидская держава «царя царей» | 1 ч. | § 18 (п.3), §19 (п. 3) |
41. | Троянская война | 1 ч. | § 25 |
42. | Греко-персидские войны | 1 ч. | § 34 |
43. | Греко-персидские войны | 1 ч. | § 35 |
44. | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 ч. | § 41 |
45. | Поход Александра Македонского на Восток | 1 ч. | § 42 |
46. | Войны Рима с Карфагеном | 1 ч. | § 47 |
47. | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 ч. | § 48 |
48. | Соседи Римской империи | 1 ч. | § 54 |
| Тема 7. Религия и культура народов Древнего мира | 17 ч. |
|
49. | Религия древних египтян | 1 ч. | § 10 |
50. | Библейские сказания | 1 ч. | § 16 |
51. | Буддизм. Конфуцианство. | 1 ч. | с.97, § 22 |
52. | Религия древних греков и римлян | 1 ч. | § 28 |
53. | Зарождение христианства | 1 ч. | § 56 |
54. | Искусство Древнего Египта | 1 ч. | § 11 |
55. | Письменность и знания древних египтян | 1 ч. | § 12 |
56. | В Александрии Египетской | 1 ч. | § 43 |
57. | Культура Западной Азии | 1 ч. | §13 (п.3,4), §15 (п. 4,5) |
58. | Культура Индии и Китая | 1 ч. | с.99 – 107 (дополн. текст) |
59. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 ч. | § 26,27 |
60. | Олимпийские игры в древности | 1 ч. | §33 |
61. | В городе богини Афины | 1 ч. | § 37 |
62. | В афинских школах и гимнасиях | 1 ч. | § 38 |
63. | В театре Диониса | 1 ч. | § 39 |
64. | «Вечный город» и его жители | 1 ч. | § 58 |
65. | Семь чудес света | 1 ч. |
|
| Тема 8. Падение Западной Римской империи | 3 ч. |
|
66. | Римская империя при Константине | 1ч. | § 59 |
67. | Взятие Рима варварами | 1 ч. | § 60 |
68. | Повторно-обобщающий урок | 1 ч. |
|
Возможные варианты используемых логических заданий, дающих возможность учащимся проводить операции сравнения изучаемых государств:
-
По какому принципу сформированы ряды? Найдите лишнее слово.
-
Море, пурпур, Библ, Ниневия, корабли, прозрачные сосуды
-
Пирамида, Сахара, оазис, Иордан, дельта, Мемфис, папирус, порог
-
Иерусалим, Библия, евреи, Евфрат, Иордан
-
Тигр, глина, Нил, Вавилон, шумеры, Урук, клинопись
-
Распределите понятия и географические названия по соответствующим колонкам.
Междуречье | Древнееврейское царство | |
|
|
|
Библия, Осирис, шумеры, Тигр, глина, Соломон, фараон, Иордан, клинопись, оазис, пустыня, Нил, Хаммурапи, монотеизм, законы, пирамиды.
3). Найдите соответствие термина и определения, выпишите термин, не относящийся к истории Римского государства.
-
Легионер
-
Республика
-
Демос
-
Консул
-
Монархия
-
Плебеи
-
Форум
-
Патриции
-
Народный трибун
-
Форма правления, при которой власть передается по наследству
-
Правитель Римской республики
-
Выборное должностное лицо, представляющее в сенате интересы плебеев
-
Простой народ
-
Потомки коренных жителей Рима
-
Форма правления, при которой правитель избирается народом на определенный срок
-
Потомки переселенцев в Риме
-
Главная площадь Рима
-
Римский воин
Ожидаемые результаты:
-
повышение интереса к изучаемому предмету, стимулирование развития логического мышления,
-
исчезновение эффекта «калейдоскопичности», когда информация о новой цивилизации начинает вытеснять полученные ранее знания,
-
возможность постоянного сравнения различных цивилизаций, что позволяет подчеркнуть самобытность и особенность каждой из них.