Муниципальное образовательное учреждение
Глебовская средняя общеобразовательная школа
Урок-лекция по литературе в 11 классе
по теме «Б.Л.Пастернак (1890-1960). Жизнь. Судьба. Творчество»
с использованием презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint.
Автор: учитель русского языка и литературы
Хренова Наталия Дмитриевна.
д. Глебово
Ржевского района
Тверской области
2011 г.
Тема урока « Б.Л.Пастернак (1890-1960). Жизнь. Судьба. Творчество».
Цели и задачи урока: 1) Познакомить обучающихся с фактами биографии
Б.Л.Пастернака, дать представление о творчестве
писателя, разносторонности его дарований.
2) Ввести в художественный мир поэта, закрепить
умение анализировать лирическое произведение.
3) Развивать художественный вкус обучающихся.
Оборудование урока: Портрет Б.Л.Пастернака, компьютер, проектор,
презентация в PowerPoint, раздаточный материал.
Методические приемы: лекция, беседа, анализ лирического произведения.
Ход урока.
I. Введение в тему урока, целеполагание, оформление тетрадей.
1.Слово учителя (Чтение наизусть)
Быть знаменитым некрасиво. И надо оставлять пробелы
Не это подымает высь. В судьбе, а не среди бумаг,
Не надо заводить архива, Места и главы жизни целой
Над рукописями трястись. Отчеркивая на полях.
Цель творчества – самоотдача, И окунаться в неизвестность,
А не шумиха, не успех. И прятать в ней свои шаги,
Позорно, ничего не знача, Как прячется в тумане местность,
Быть притчей на устах у всех. Когда в ней не видать ни зги.
Но надо жить без самозванства, Другие по живому следу
Так жить, чтобы в конце концов Пройдут твой путь за пядью пядь,
Привлечь к себе любовь пространства, Но пораженья от победы
Услышать будущего зов. Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца. (1956)
2. Беседа.
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Знаете ли вы автора?
– Что известно вам о нем?
– Как у многих русских писателей, у него нелегкая судьба, и, как многим русским поэтам, ему помогли уйти из жизни пораньше, чем отпущено чело веку. Кто же он? Какова его жизнь и судьба? Каковы особенности его твор- чества? На эти и другие вопросы нам и предстоит получить сегодня на уро-
ке ответы, прослушав лекцию. А поможет нам в этом презентация, которую мы будем смотреть, слушать стихи и музыку. Основные положения лекции
законспектировать.
3. Презентация Microsoft PowerPoint.
Слайды 2-6
2 слайд. «Вам придется меня реабилитировать…»
Нобелевская премия по литературе за 1958 год была присуждена Б.Л.Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от сек- ретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Борис Пастернак
23 октября ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущен».
Но на следующее утро на даче в Переделкино, где, начиная с 1936 года, почти постоянно жил Пастернак, появился К.Федин, который потре бовал немедленного и демонстративного отказа от премии, угрожая, что
в завтрашних газетах присуждение Нобелевской премии будет расцене-
но как плата за предательство. Пастернак ответил, что никакие угрозы не
заставят его отказаться от оказанной ему чести. Но давление на писателя продолжалось. Понимая, что будет исключен из Союза писателей, Пастер
нак написал письмо заседанию президиума Союза писателей, в котором попытался отстоять свою позицию.
Вот некоторые строки из него: «Я считаю, что можно написать «Доктора Живаго», оставаясь советским писателем… Посылая благодар-ственную телеграмму в Нобелевский комитет, я не считал, что премия
мне присуждена только за роман, но за всю совокупность сделанного…
Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выс-
лать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопи-
тесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно,
через несколько лет вам придется меня реабилитировать…».
Реабилитировать пришлось, и Нобелевская премия была вручена,
спустя тридцать один год после ее присуждения. 9 декабря 1989 года
на торжественном приеме в Шведской академии секретарь Академии профессор Сторе Аллен вручил нобелевскую медаль сыну Бориса Лео-
нидовича Евгению Пастернаку.
3 слайд. В разное время по-разному оценивалось творчество Пастернака
и его личность.
Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед, —
писала Анна Андреевна Ахматова, рисуя творческий облик Бориса Пастер- нака.
4 слайд. А Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невы носимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмер но острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)»
5 слайд. И нам сегодня на уроке предстоит познакомиться с жизнью и тво- рчеством писателя, попытаться проникнуть в его художественный мир и сде- лать для себя некоторые выводы: по глазу ли нам Пастернак? Запишите тему урока,
6 слайд …эпиграф, который, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит к личности и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака, и план лекции.
II. Лекция учителя.
Слайды 7-11
Детство и юность.
7 слайд. Б.Л.Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве,
в семье, принадлежавшей к русской художественной элите. Отец – Леонид Осипович – был замечательным русским художником, профессором Учи-лища живописи, ваяния и зодчества. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна.
Родители дружили с Львом Николаевичем Толстым. Леонид Осипович стал иллюстратором романа Л.Н.Толстого «Воскресение». Публикация ро-мана «Воскресение» в 1899 году сделала имя Леонида Осиповича широко известным.
Вам знакомы его рисунки к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и стихотворению «Дума».
8 слайд. В доме царила атмосфера любви, дружбы и всеобщей благожела- тельности. Не проходить мимо чужого страдания, оказать помощь нужда-
ющемуся в ней – норма поведения Пастернаков. В их доме часто гостили музыканты, писатели, художники, устраивались концерты. Музыка
и живопись с раннего детства сопутствовали будущему писателю.
9 слайд. Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина три-надцатилетний Пастернак увлекся музыкой на целых шесть лет. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве, потому что, как писал он в «Охранной грамоте», не имел, абсолютного слуха, позволяющего различать музыкальные звуки по высоте их, и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Увлека-ется философией. Ему прочат большое будущее как философу.
10 слайд. Первые два десятилетия жизни разительно отличались друг от друга. Детство в одной эпохе, а отрочество и юность в совершенно другой России, когда рушится привычный мир и надо как-то находить или, по крайней мере, осознавать себя в новом мире, когда нет еще никаких сложи-
вшихся убеждений, взглядов, понятий, ориентиров.
11 слайд. Для совершенствования в области философии Пастернак отправ-
лятся в Германию, где учится в Марбургском университете. И хотя изучение философии идет у него успешно (профессор Герман Коген даже предлага-ет ему остаться для сдачи докторского экзамена при кафедре), он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой. Занятие филосо- фией было в жизни Пастернака лишь промежуточным этапом между двумя художественными увлечениями – музыкой и нарастанием интереса к литера-туре.
Писать стихи он начал еще в 1909 году, но долгое время не выносил их на
суд читателей, это было его тайной.
10 февраля 1913 года состоялся философско-литературный дебют Пастернака. Он выступил с докладом «Символизм и бессмертие», в тезисах которого говорилось: «Живая душа, отчуждаемая у личности в пользу свободной субъективности – есть бессмертие … бессмертие есть Поэт … Поэзия – бессмертие, допустимое культурой».
Летом 1913 года, живя на подмосковной даче, он отдался поэтической стихии и почувствовал себя не дилетантом в поэзии, а профессионалом, «как занимаются живописью или пишут музыку».
Слайды 12-17
Начало творческой деятельности
12 слайд. В этом же году Пастернак примыкает к небольшой литературной группе «Лирика» и участвует в альманахе, выпущенном ею. После раскола в рядах «Лирики» в начале 1914 года Пастернак примыкает к С.П. Боброву и Н.Н.Асееву, образовавшим новую группу «Центрифуга». Группа имеет свой «манифест» и даже своих противников, с которыми предстояло соперничать, вступать в дискуссии по поводу взглядов на современное искусство.
13 слайд. Это было время, когда в литературе существовало много различных течений и групп: с имволизм, а кмеизм, ф утуризм, к убофутуризм, э гофуту- ризм, и мажинизм, к онструктивизм. Вне школ к рестьянская поэзия, с атири-ческая поэзия, «Центрифуга» , «Мезонин поэзии» , «ЛЕФ» , о бэриуты. Форма-льно именно с «Центрифугой» связаны поэтические искания Пастернака предреволюционного времени. На самом деле, отношения Пастернака с футуризмом – это прежде всего отношения с Маяковским, который сначала произвел на Пастернака сильное впечатление, но позднее их пути-дороги разошлись. Пастернак, считавшей Маяковского гением(по крайней мере, он так писал об этом в «Охранной грамоте») не признавал пропагандистского усердия Маяковского, «компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности». Его взгляд на искусство вообще: «всякая стадность – прибежище неодаренности».
Первая книга стихов Пастернака «Близнец в тучах» вышла в 1914 году.
Ранние его стихи сложны по форме, насыщены метафорами. Образы преде-
льно субъективны, ассоциативны. «Нечто хаотическое и нагроможденное», по словам Б. Зайцева.
Позднее Пастернак пересмотрит свое раннее творчество и заявит, что
не любит своего стиля до 1940 года. Но в ранних его стихах чувствуются свежесть восприятия мира, глубина и искренность поэтических жестов. Предмет его изображения – вечный и прекрасный мир природы. «Его грудь заполнена природой до предела, – писала о Пастернаке Марина Цветаева. – Кажется уже с первым своим вдохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыха- нием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».
Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языче ским преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники его монологов. Восклицательные предложения, восторженные междометия, веселые, праздничные звуки и краски созда-
ют в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости и восторга влюбленного в природу поэта.
Попытаемся и мы с вами услышать эти радостные звуки пробужда-ющегося мира природы.
14 слайд. Февраль. Достать чернил и плакать…
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
(1912)
15 слайд. В 1917 году, еще до Октябрьской революции, издательством «Центрифуга» была опубликована вторая книга стихов Пастернака «Поверх барьеров», вышедшая с цензурными изъятиями. Примерно тогда же – летом 1917 года – написана, но издана пятью годами позднее третья книга стихов – «Сестра моя – жизнь», выдвинувшая Пастернака в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. По сути, Пастернак с нее начинает отсчет
своего творчества. В сборнике «Две книги» (1927) «Сестра моя – жизнь» наз-
вана автором «первой книгой», вслед за ней шла книга «Темы и вариации» с пометкой «вторая».
Эстетика и поэтика раннего Пастернака в наибольшей степени основы-
вается на представлении о взаимопроникновении отдельных предметов реа-льности, о слитности всего чувственного, окружающего поэта мира, где не-возможно отделить человека от природы, изображение от изображаемого, поэзию от жизни. Вслед за Тютчевым, который утверждал:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык, –
Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихотворениях она не фон, не де- корация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислуши- вается к ее голосам, фиксирует их. Очень образно сказала об этом М.Цветае-ва: «До Пастернака природа давалась через человека. У Пастернака природа – без человека, человек присутствует в ней лишь постольку, поскольку она выражена его, человека, словами. Всякий поэт может отождествить себя, скажем, с деревом. Пастернак себя деревом – ощущает. Природа словно превратила его в дерево, сделала его деревом, чтобы человеческий ствол шумел на ее, природы, лад».
Давайте проведем анализ на лексическом уровне стихотворения «Плачу-щий сад», чтобы подтвердить или опровергнуть сложившееся мнение о язы
ке поэта, о его творческом методе.
16 слайд. Самостоятельная работа обучающихся в парах, используя
раздаточный материал с текстами и планом анализа
См. Приложение № 1
17 слайд. «Темы и вариации» (1923)
Мчались звезды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слезы высыхали.
Были темны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре.
Плыли свечи. И, казалось, стынет
Кровь колосса. Заплывали губы
Голубой улыбкою пустыни.
В час отлива ночь пошла на убыль.
Море тронул ветерок с Марокко.
Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.
Плыли свечи. Черновик «Пророка»
Просыхал, и брезжил день на Ганге. (1918)
В сборник «Темы и вариации» вошли стихотворения, написанные в 1916-1922 годах. Шесть лет разделяют стихотворения «Февраль. Достать чернил
и плакать…» и «Вариации 3», а вы заметили, как изменилась интонация? По-моему, не заметить этого было нельзя. Музыка и чтение прекрасно донесли
и тревожные нотки, и космическое пространство изображаемого. На пер-вое место выступает человек. Пусть еще посредством выражения через природу, но уже человек с его проблемами и заботами, с его тревогами
и размышлениями о жизни, о добре и зле. Это уже философская лирика, хотя еще и в импрессионистской форме. Впервые появляется здесь пушкинская тема: от воспоминаний о нем до цитирования его произведений.
Слайды 18-19
Несколько фактов из личной жизни Б.Л.Пастернака
18 слайд. Меняется и сама жизнь, в том числе и личная. Пастернак создает свою семью.Первой женой Бориса Леонидовича была двадцатидвухлетняя художница Евгения Владимировна Лурье. В 1923 году у них родился сын Евгений.
19 слайд. В 1921 году родители и сестры Пастернака эмигрируют сначала в Германию, в Берлин, а позднее – в Англию. Уезжают они по личному раз-решению наркома А.Луначарского: Розалии Исидоровне требовалось серь- езное лечение. Назад в Россию никто из них не вернулся.
Борис Леонидович вел активную переписку с родными и другими русски ми эмигрантами, но желания покинуть родину у него никогда не возникало. Наоборот, он опасался высылки из страны, став опальным писателем.
В 1931 году Пастернак развелся с Евгенией Лурье и женился на Зина-
иде Николаевне Нейгауз, от брака с которой у него был еще один сын – Леонид.
Слайды 20-24
Новый этап в творчестве Пастернака
20 слайд. Середина 20-х годов ознаменована решительным обращением Пастернака к эпосу. Одна за другой следуют поэмы «Высокая болезнь» (1924) , «Девять сот пятый год» (1926), «Лейтенант Шмидт» (1927), роман
в стихах «Спекторский» (1930), в которых поэт обратился к социальным проблемам. Судьба человека в условиях революции.
21 слайд. Суть происшедшего с Пастернаком хорошо охарактеризовал
М. Горький в письме к поэту после знакомства с его поэмой «Девятьсот пятый год»: «Книга – отличная; книга из тех … которым суждена долгая жизнь. Не скрою от вас: до этой книги я всегда читал стихи ваши с некоторым напряжением, ибо – слишком чрезмерна их насыщенность образностью и не всегда образы эти ясны для меня… В «905 г.» Вы скупее
и проще, Вы классичнее в этой книге, насыщенной пафосом, который меня, читателя, быстро, легко и мощно заражает».Дальнейшее поэтическое развитие Пастернака, шло именно по пути, названному Горьким, – он становился «скупее, проще, классичнее». Лирика, созданная в эту пору и позднее, усиленная работа над переводами и прозой были разведкой новой манеры и лабораторией нового стиля.
22 слайд. (Подготовленное чтение наизусть стихотворения обучающимся)
VI
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба. (1931)
23 слайд. Начиная с 1928 года, наступает период официального признания Пастернака в СССР. Он активно участвует в работе Союза Писателей СССР, выступает с докладом на съезде писателей, но в 1936 году его обвиняют в оторванности от реальности, и начинается постепенное отчуждение
Пастернака от официальной литературы. Тем временем Пастернак полностью погружается в переводческую деятельность. Шекспир , Гёте , Шиллер . Сегодня мы знаем произведения этих гениальных писателей именно по переводам Пастернака. «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отел- ло», «Король Лир», сонеты Шекспира. Две части «Фауста» Гете. Вынужден ный перерыв в собственном творчестве, когда не будет напечатано ни одной строчки, растянется на десятилетие.
24 слайд. Следующий сборник стихов «На ранних поездах» выйдет только в 1944 году.
В начале Великой Отечественной войны Пастернак проходил курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город Чистополь, где это время жили и другие писатели.
В 1943 году с бригадой писателей Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки были написаны большой цикл стихотворе ний, очерки в прозе, напечатанные много позднее, поэма «Зарево». По-преж- нему работает над переводами. Кроме уже названных, Борис Леонидович переводит польских поэтов Болеслава Лесьмяна, Владислава Броневского, французского – Поля Верлена, венгерского – Шандора Петефи, английских – Байрона, Китса, немецкого – Рильке, индийского – Рабиндраната Тагора и других. Он перевел на русский язык стихи грузинских поэтов (Георгия Леонидзе, Симона Чиковани, Паоло Яшвили, Тициана Табидзе), отдельные произведения Шевченко, Павло Тычины, М.Рыльского и многих других советских национальных поэтов.
(Подготовленное чтение наизусть стихотворения «Страшная сказка» )
Страшная сказка
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх, Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться. (1941 г.)
Слайды 25-31
Творчество зрелого периода
25 слайд. Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену, –
написал Пастернак в одном из своих стихотворений («Ночь», 1956). Сам он неуклонно следовал этому требованию на протяжении всей своей жизни. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака. Несмотря на усложнившуюся политическую обстановку в стране после 1946 года, пресловутое постановление ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленин-град», преследование Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, опасность, на-висшую над ним самим, Пастернак много и упорно работал. Параллельно с лирикой он работает над романом, задуманным им давно и неоднократно начинавшимся, но откладывавшемся в сторону по разным причинам и обсто ятельствам. Сменив несколько названий («Мальчики и девочки», «Свеча горела»), роман получил, в конце концов, название «Доктор Живаго».
26 слайд. Исследователи творчества Б.Л.Пастернака считают «Доктора Живаго» духовной автобиографией Пастернака, в которой он выразил свое отношение к искусству, к жизни. Здесь подняты вечные темы: природа, революция, искусство, любовь, философия, история и современность. Но об этом у нас состоится особый разговор. А пока продолжим тему новой эстетики в творчестве Пастернака. Некоторые стихи, написанные в это время, станут частью романа, представленные как стихи главного героя романа Юрия Живаго. «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным, Маяковским, и когда я теперь пишу стихи, я их всегда пишу в тетрадь этому человеку» (из письма 1948 г.)
27 слайд. Стихотворение «Гамлет» открывает цикл «Стихотворения Юрия Живаго».
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь его души и души самого автора, который свято верил, что «поэзия сохраняет в себе личность художника», если тому удается уловить, понять вечное без- относительно ко времени.
28 слайд. Творчество зрелого Пастернака более строгое, лаконичное. Оно подчиняется, наконец, его творческой воле. Правда, самоотдача, сопричаст-ность действительности, ненасытность души и жажда понять и осмыслить происходящее – вот новые принципы, которым следует поэт.
Художник не может не творить. Это способ его жизни, который заключа-ется в самовыражении через творчество.
Желание добиваться во всем совершенства заставляют его вновь возвраща ться к своим ранним стихам, переделывая их по нескольку раз, не только ис- правляя отдельные строки, а создавая, по сути, новые произведения. Например, стихотворение «Марбург» (1915) переделывалось несколько раз:
в 1928, 1929, 1933, 1945, 1957 годах. Показателен в этом отношении сборник
«Поверх барьеров», который неоднократно переиздавался. На одном из экземпляров сборника имеется надпись автора: «С течением лет самое, так сказать, понятие «Поверх барьеров» у меня изменялось. Из названия книги оно стало названием периода или манеры, и под этим заголовком я впослед ствии объединял вещи, позднее написанные, если они по характеру подходи ли к этой первой книге, т. е. если в них преобладали объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение живописность. 9 декабря 1946 г.».
В 1955 году Пастернаку предложат издать новую книгу стихов. Подразуме- валось, что сборник будет назван по одному из стихотворений «Когда разгу- ляется». Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение, кото-рое должно было по замыслу Пастернака открывать книгу. «Во всем мне хо-
чется дойти до самой сути…». (Читает автор)
29 слайд. Выход сборника задерживался, т.к. Пастернак спешил завершить работу над романом, и выйдет уже после его смерти. 10 декабря 1955 года роман был закончен, о чем Пастернак сообщил в письме к В.Т.Шаламову:
«Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».
Сразу же по завершении работы над романом Пастернак передал рукопись в редакции журналов «Знамя» и «Новый мир». Но вместо печати начался но-вый виток преследований и травли поэта. А роман уже жил своей жизнью.
В процессе работы Пастернак знакомил с целыми главами и частями романа
своих друзей и знакомых. Стал известен он и за границей. Писателю предла-гают опубликовать его там, но Пастернак, хотя и передал рукопись итальян-скому издателю, не теряет надежды напечатать роман на Родине, и ему даже удается заключить договор с Гослитиздатом о публикации романа. Однако события развиваются с такой скоростью и таким образом, что публикация романа в СССР станет возможна лишь спустя 30 с лишним лет после его написания, в 1988 году.
15 ноября 1957 года роман будет издан в Италии на итальянском языке. К концу 1958 года он был издан на всех европейских языках.
Еще в 1946 году в редакции журнала «Новый мир» Б.Л.Пастернак познако-мился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Для Пастернака эта женщина стала «секретным, запретным ангелом», с нее он писал Лару в «Докторе Живаго». Именно после разговора с О. Ивин-ской Пастернак отправит новую телеграмму в Нобелевский комитет, об отказе от премии. И телеграмму Хрущеву: «Верните работу Ивинской. Я отказался от премии».
Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи, в последних строках которых звучит надежда на пришествие новой эры – милосердия и справед-ливости, о которой мечтал когда-то его «кумир» – Скрябин.
30 слайд. «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. (1959 г.)
«Травля добила его, – вспоминал А. Вознесенский. – Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам…».
Уходят несломленными, непобежденными. Таков и Б.Л.Пастернак. Он имеет право называться художником. Его творчество в зрелые годы – это творчество большого мастера, достойно продолжающего традиции великой русской литературы, и в первую очередь, пушкинские традиции. При этом
он никогда не забывал о «лица не общем выражении», и не отступался от собственного лица.
31 слайд. «Зимняя ночь», исполняет Н.Носков
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел. Два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Слайды 32-33
32 слайд. Последние годы жизни писатель безвыездно жил в Переделки-но, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом.
До последних дней работал над прозаической пьесой «Спящая красавица». Умер Борис Леонидович 30 мая 1960 года от рака легких.
33 слайд. На протяжении жизни Б.Л.Пастернак прошел несколько творчес-ких циклов, проделал несколько витков вверх по спирали постижения приро-ды, общества, духовного мира человека . Вместе с ним этот путь проходит читатель, чтобы понять поэта. Надеюсь, что сегодняшний урок станет нача-лом вдумчивого отношения к творчеству Б.Л.Пастернака и к поэзии вообще.
Вместо заключения А.Галич «Памяти Пастернака»
III. Рефлексия.
Е.Б.Пастернак, сын писателя, вспоминал, что за два года до смерти Б.Л.Пас-тернак сказал: «Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяс нится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя дея-тельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».
– Как вы думаете, чем питалась и чему служила деятельность Пастернака?
– Какое из услышанных сегодня стихотворений вы назвали бы самым
пастернаковским? Почему?
– Выполняя домашнее задание, постарайтесь выделить в стихотворениях именно пастернаковские образы, характерные для стиля поэта приемы.
IV. Домашнее задание: (на отдельных листочках)
Перечитать лекцию и материалы учебника стр. 87-103 [6]
Прочитать перечисленные стихотворения, подготовить комплексный анализ одного их них по выбору: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956),«Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие
Выучить наизусть 3-4 стихотворения.
Литература:
1. Егорова И.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литерату
ре ХХ века. 11 класс. II полугодие.– М.: ВАКО, 2003
2. Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Переводы. /Сост. Вст.ст., и прим.
Л.В.Озерова. – М.: Правда, 1990
3. Пастернак Б.Л. Охранная грамота. Шопен. – М.: Современник, 1989
4. Пастернак Е.Б. Жизнь художника. Журнал «Литература в школе» №6,1989
5. Рогозинский В.В. Лирика Б.Л.Пастернака. Журнал Русский язык и
литература в средних учебных заведениях УССР, №1, 1990
6. Русская литература ХХ века. 11 кл.:Учеб. Для общеобразоват. Учеб. завед.-
в 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; под ред. В.В.Агеносова.– М.: Дрофа, 1998
7. В.Смолицкий. «Живой — и только». Учительская газета № 6, 1990.
Приложение №1
Самостоятельная работа
Задание: Прочтите стихотворение и назовите приемы создания образа природы, о которых говорила М.Цветаева. Права ли Марина Ивановна в своей оценке?
Плачущий сад
Ужасный! — Капнет и вслушается,
Все он ли один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
Но давится внятно от тягости
Отеков — земля ноздревая,
И слышно: далеко, как в августе,
Полуночь в полях назревает.
Ни звука. И нет соглядатаев.
В пустынности удостоверясь,
Берется за старое — скатывается
По кровле, за желоб и через.
К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете,
Готовый навзрыд при случае,
Или есть свидетель.
Но тишь. И листок не шелохнется.
Ни признака зги, кроме жутких
Глотков и плескания в шлепанцах,
И вздохов, и слез в промежутке.
Самостоятельная работа
Задание: Прочтите стихотворение и назовите приемы создания образа природы, о которых говорила М.Цветаева. Права ли Марина Ивановна в своей оценке?
Плачущий сад
Ужасный! — Капнет и вслушается,
Все он ли один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
Но давится внятно от тягости
Отеков — земля ноздревая,
И слышно: далеко, как в августе,
Полуночь в полях назревает.
Ни звука. И нет соглядатаев.
В пустынности удостоверясь,
Берется за старое — скатывается
По кровле, за желоб и через.
К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете,
Готовый навзрыд при случае,
Или есть свидетель.
Но тишь. И листок не шелохнется.
Ни признака зги, кроме жутких
Глотков и плескания в шлепанцах,
И вздохов, и слез в промежутке.
Приложение №2
Домашнее задание
Перечитать лекцию и материалы учебника стр. 87-103
Прочитать перечисленные стихотворения, подготовить комплексный анализ одного их них по выбору: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956),«Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие
Наизусть 3-4 стихотворения
Домашнее задание
Перечитать лекцию и материалы учебника стр. 87-103
Прочитать перечисленные стихотворения, подготовить комплексный анализ одного их них по выбору: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956),«Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие
Наизусть 3-4 стихотворения
Домашнее задание:
Перечитать лекцию и материалы учебника стр. 87-103
Прочитать перечисленные стихотворения, подготовить комплексный анализ одного их них по выбору: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956),«Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие
Наизусть 3-4 стихотворения
Домашнее задание
Перечитать лекцию и материалы учебника стр. 87-103
Прочитать перечисленные стихотворения, подготовить комплексный анализ одного их них по выбору: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956),«Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие
Наизусть 3-4 стихотворения
Домашнее задание
Перечитать лекцию и материалы учебника стр. 87-103
Прочитать перечисленные стихотворения, подготовить комплексный анализ одного их них по выбору: «Весна» (1918), «Степь» (1917), «Сложа весла» (1917), «Поэзия» (1922), «Ночь» (1956),«Земля» (1947), «Опять весна» (1941), «Иней» (1941), «Зима приближается» (1943), «Единственные дни» (1959) и другие. Наизусть 3-4 стихотворения