План — конспект урока «Никита Хрущев: политический портрет. Начало пути».
Урок – представление. 11класс.
Цель урока:
1.развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению, уметь работать с документами;
2. создать представление о Н.С. Хрущеве как о человеке и политике, закрепить понимание в противоречивости его преобразований
3. формировать у учащихся толерантность, способность рассматривать события с точки зрения их обусловленности, дать возможность вырабатывать собственное отношение к событиям прошлого.
План урока
1Вводное слово учителя
2.Основная часть:
-
Трудовая юность Н.С. Хрущева. Семья.
-
Восхождение. Путь наверх.
-
Борьба за власть
-
Первые политические шаги Н.С. Хрущева
-
Реабилитация. XXсъезд КПСС
3. Заключительная часть урока:
-
Рефлексия (экспресс – опрос, анкета)
-
Домашнее задание
Оборудование урока:
Презентация «Н.С. Хрущев», компьютерный ( мультимедиа) учебник «История
России: XX век», информационный лист, анкета
Основные понятия темы:
Реабилитация, десталинизация
Вводное слово учителя:
Тема нашего урока «Никита Хрущев: политический портрет», на котором нам предстоит проанализировать первые шаги политической деятельности Хрущева, выяснить противоречивость значение его первых политических преобразований. Мы попробуем дать свою оценку событий, создать свое представление о Хрущеве тем более, что о нем и сегодня можно слышать полярные мнения. Мы не претендуем на истину, но попытаемся к ней приблизиться. Эпиграфом к уроку взяты слова Н.Хрущева: Умру я…. Положат люди на весы дела мои. На одну дела худые, а на другую добрые… И добро перетянет» и министра обороны Д.Устинова: «…..он нам очень навредил».
Для работы на уроке нам необходимо вспомнить некоторые даты, понятия, персоналии: Л.Берия, Г. Маленков, Молотов В., И. Сталин, Н. Булганин, тоталитаризм, идеология, сталинизм, апогей сталинизма, культ личности.
Политический портрет – это прежде всего портрет личности, который следует начать с краткого биографического экскурса. (Презентация.» Н.С. Хрущев: краткая биография»)
Цель:
познакомить учащихся с краткой биографией Н.С. Хрущева, выяснить: «Какие человеческие качества Н.Хрущева помогли Хрущеву – политику».
Слайд 1.
Н.С. Хрущев Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва и Ксении Ивановны Хрущёвой. В 1908, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтер не был взят на фронт в 1914 году. С 14 лет начал работать на заводах и шахтах Донбасса.
Слайд 2
В 1918 Хрущёва принимают в партию большевиков. Он участвует в Гражданской войне, а после её окончания находится на хозяйственной и партийной работе. В июле 1925 года назначается партийным руководителем Петрово-Марьинского уезда Сталинской губернии. В 1929 поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. В 1938 становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а ещё через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).
Слайд3
В 1918 Хрущёва принимают в партию большевиков. Он участвует в Гражданской войне, а после её окончания находится на хозяйственной и партийной работе. В июле 1925 года назначается партийным руководителем Петрово-Марьинского уезда Сталинской губернии. В 1929 поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. В 1938 становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а ещё через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).
Слайд 4
В период с 1944 до 1947 работал Председателем Совета Министров Украинской ССР, затем вновь избран первым секретарем ЦК КП (б) Украины. С декабря 1949 он — снова первый секретарь Московского областного и секретарь Центрального комитетов партии.
Какие человеческие качества Н.Хрущева помогли Хрущеву – политику?
Учитель:
Хрущев достиг вершины политической власти, пройдя через все ее этапы: от простого секретаря партийной ячейки до первого секретаря ЦК КПСС. Этот путь был не простым, а политическая деятельность противоречивой, она сочетала в себе и «белое» и «черное». В ходе работы на уроках мы будем заполнять таблицу «Белое» и «черное» в политике Н.С. Хрущева».
Цель:
показать противоречивость политики Н.Хрущева, уметь работать с различными источниками информации
-
«Белое»
«Черное»
Учитель:
5 марта 1953 года умер И. Сталин «Первые месяцы после смерти Сталина были полны тревожного. Зловеще звучали в ушах слова, произнесенные Л.Берией на траурном митинге с Мавзолея слова: «Кто слеп, тот не видит». Но первые речи Хрущева, Маленкова и других руководителей уже несли с собой какие – то элементы новизны. Словом, повеяло ветерком», — пишет Ф. Бурлацкий. Но какие будут перемены? Каковы были варианты после сталинского развития?
(Работа с текстом учебника стр. 67 – 69)
Цель:
формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, практическое применение полученной информации
Вопросы
1.Какими методами пользовались претенденты в борьбе за власть?
2. Определите этапы борьбы за власть после смерти И.В. Сталина мероприятия на каждом из них.
2.Сделайте вывод о причинах победы Н.С. Хрущева?
Работа с документами.
Из сообщений Верховного суда по делу Берия.
«Судом установлено, что изменив Родине, действуя в интересах иностранного капитала, подсудимый Берия, сколотил враждебную Советскому государству изменническую группировку заговорщиков…. Заговорщики ставили своей преступной целью использовать органы Министерства внутренних дел против коммунистической партии и Правительства СССР. Поставить Министерство внутренних дел над Партией и Правительством для захвата власти, ликвидации рабочее – крестьянского строя, реставрации капитализма восстановления государства буржуазии. После кончины И.В. Сталина, делая ставку на общую активизацию империалистических сил против Советского государства, Берия перешел к формированным действиям для осуществления своих антисоветских изменнических замыслов, что и позволило в короткий срок разоблачить Берию Л.П. и его соучастников и пресечь их преступную деятельность…. Став в марте 1953 года министром внутренних дел СССР, подсудимый Л.П.Берия подготовляя захват власти, начал усиленно продвигать участников заговорщической группы на руководящие должности, как в центральном аппарате МВД, так и в его местных органах. Берия и его помощники расправлялись с честными работниками МВД, отказавшимися выполнять преступные распоряжения заговорщиков».
Учитель:
Свою политическую деятельность Н.С.Хрущев начал с критики культа личности Сталина. Но эта критика имела свои пределы. Какие? Что такое реабилитация?
Цель:
объяснять понятия: реабилитация, культ личности; раскрывать причины пределов реабилитации; давать оценку событиям.
(Работа с материалами компьютерного учебника: СД- 3. параграф 40, раздел «Реабилитация»).
Из воспоминаний А.Д. Сахарова
«Амнистия имела огромное значение, так как уменьшила базу рабской системы принудительного труда….. У нее были и отрицательные последствия – временное увлечение в некоторых местах преступности. Но главный ее недостаток был тот, что из нее были исключены политические статьи».
Ознакомьтесь с приведенными данными и ответьте на вопрос: чем вы можете объяснить динамику процесса реабилитации? Сделайте вывод.
Данные о реабилитации жертв политических репрессий
1953 – 1955г – 7679 человек
1956 – 1961 г — около 700тыс. человек
1962 – 1964г – 356 человек.
Проверка заполнения таблицы.
Учитель:
50 лет назад 14 февраля открылся XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Съехавшиеся в Москву делегаты еще не знали, что в последний день его работы первый секретарь ЦК Никита Хрущев прочтет доклад «О культе личности Сталина и его последствиях». Да и сам Хрущев не знал, что начнет свою речь в одной стране, а закончит, по сути, уже в другой. Потрясенный зал слушал докладчика в гробовом молчании. Аплодисментов не было даже после того, как оратор сошел с трибуны. В длинном зале Большого Кремлевского Дворца раздалось несколько хлопков. Ход закрытого заседания не стенографировался. Магнитофонная запись не велась и подавно. Делегатам также было запрещено делать какие – либо пометки.
(Работа с документом «Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С.
«О культе личности Сталина и его последствиях».) Приложение1
Цель:
формировать навыки работы с документом, исследовательской работы; называть основные последствия культа личности Сталина.
Беседа по вопросам:
Назовите последствия культа личности Сталина для страны и партии?
Почему, с вашей точки зрения, доклад Хрущева имел секретный характер и не был опубликован в открытой печати до 1989 года?
Что, с вашей точки зрения, было «белым» «черным» в докладе Хрущева?
(Проверка записи в таблице)
Учитель:
Участники съезда были глубоко потрясены. Несколько человек во время доклада упали в обморок, и их унесли. Тем не менее, делегаты единогласно утвердили постановление по докладу. В нем они поручили ЦК «…… полное преодоление культа личности, ликвидации его последствий». 2 июля «Правда» поместила большое постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий». Документ выглядел мягче, чем доклад. «Партия сказала всю правду. Как бы она не была горька. Тем самым создаются прочие гарантии того, что в нашей стране никогда впредь не могли возникнуть явления, подобные культу личности»
Обращение к оценкам Хрущева его современниками, историками.
Приложение2
Цель:
уметь обосновывать свою точку зрения, развивать монологическую речь.
Какое из высказываний вам ближе? Сформулируйте ваше мнение о Хрущеве – политике. Свой ответ обоснуйте.
Учитель:
Самое позитивное, что внес Хрущев в жизнь нашей страны, освободил людей от страха, возвращение к сталинизму уже невозможно, положил начало переменам в жизни общества. Хрущев пришел к власти не случайно и одновременно случайно…… И все таки, история сделала правильный выбор.
Рефлексия
Цель:
анализировать свою работу на уроке, определить степень усвоения нового материала обучающимися.
Экспресс – опрос
Приложение 3. Анкета.
Приложение 4.
Домашнее задание: параграф 5, напишите историческое эссе «После Сталина…..Анализ периода. Прогнозы на будущее».
Цель:
развивать творческую деятельность учащихся.
Приложение к уроку.
Приложение 1
Информационный лист к уроку
«Н.С. Хрущев: политический портрет. Начало пути»
Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. «О культе личности и его последствиях. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза 25 февраля 1956 года.
В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. Сейчас идет речь о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии,- речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
В декабре 1922года в своем докладе к очередному съезду Ленин писал: « Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».
……проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, не только противоречащим его установкам. Он действовал не путем убеждения, разъяснения, кропотливой работе с людьми, а путем навязывания своих установок, путем требования безоговорочного подчинения его мнению. Тот, кто сопротивлялся этому или старался доказать свою точку зрения, свою работу, тот был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и физическим уничтожением. Это особенно проявилось после XVII съезда партии, когда жертвами деспотизма Сталина стали многие честные, преданные делу коммунизма , выдающиеся деятели партии и рядовые работники партии.
Следует сказать, что в отношении людей, которые выступали против линии партии, часто не было серьезных оснований, чтобы их физически уничтожить.
Он отбрасывал ленинский метод убеждения в воспитании, переходил с позиции идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысячи людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывая страх и даже озлобление.
Рассматривая вопрос о культе личности, нам необходимо прежде всего выяснить, какой ущерб это нанесло интересам нашей партии, принципам коллективного партийного руководства.
Почти не созывались пленумы Центрального Комитета.
….игнорирование со стороны Сталина норм партийной жизни, попрание им ленинского принципа партийного руководства.
Комиссия ознакомилась с большим количеством материалов в архивах НКВД, с другими документами и установила многочисленные факты фальсифицированных дел против коммунистов, ложных обвинений, вопиющих нарушений социалистической законности, в результате чего погибли невинные люди.
Значительная часть этих дел сейчас пересматривается и большая часть как необоснованные и фальсифицированные. Достаточно сказать, что с 1954 года по настоящее время Военной Коллегией Верховного Суда уже реабилитировано 7666679 человек, причем, многие из них реабилитированы посмертно.
Массовые аресты партийных, советских, хозяйственных, военных работников нанесли огромный ущерб нашей стране, делу социалистического строительства.
Массовые репрессии отрицательно влияли на морально – политическое состояние партии, порождали неуверенность, способствовали распространению болезненной подозрительности, сеяли взаимное недоверие среди коммунистов. Активизировались всевозможные клеветники и карьеристы.
Единовластие Сталина привело к тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны.
Приложение 2
Современники о Н.С. Хрущев
В.М. Молотов, партийный, государственный деятель.
«Я считаю, что Н.С. Хрущев был правый, а Берия правее. Еще хуже. У нас были доказательства. Оба правые. Но это все разные лица. При всем том, что Хрущев – правый человек, наквозь гнилой»
Д.Ф. Устинов, министр обороны.
« В оценке деятельности Хрущева я, как говориться, стою насмерть. Он нам очень навредил».
Ф.Бурлацкий, публицист.
«Главное – это личные качества Хрущева: человечность, доброта, которые он так и не мог выдавить из себя, несмотря ни на что»
А.И. Солженицын, писатель.
«Ничего, никогда он не доводил до конца – и меньше всего для свободы»
М.И. Ромм, кинорежиссер.
«Пройдет совсем немного времени, и забудется Манеж, и кукуруза…..А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные люди… И зла к нему не будут иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для нас осознаем только много лет спустя… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, и
отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем».
«Правители России», Виктор Еремин.
«Н.С. Хрущев – один из самых бездарных руководителей нашей страны»
Приложение3
Экспресс – опрос
1.Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях» на
а) Пленуме ЦК КПСС в июле 1953г. б) XX съезде КПСС 25 февраля 1956г
в) XXII съезде КПСС в октябре 1962г г) XIX съезде КПСС
2. Реабилитация – это:
а) возвращение доброго имени и восстановление в правах б) перемещение руководящих кадров в) возмещение ущерба стране – победителю г) безоговорочная сдача победителя
3. На третьем этапе борьбы за власть Хрущеву пришлось вести борьбу с «Объединенной оппозицией» в лице:
а) Л. Берии, К.Ворошилова, В. Молотова б) Маленкова, Кагановича, Молотова
в) Маленкова, Берии, Кагановича г) К.Ворошилова, В. Молотова, Берии
4. 5 марта 1953 г
а) начал работу XX съезд КПСС б) избрание Н.Хрущева первым секретарем ЦК
в) умер И. Сталин г) состоялся Пленуме ЦК КПСС
Приложение 4
Анкета «Как я работал на уроке»
1.внимательно слушал выступающих, мне было интересно
2.не только слушал, но и активно участвовал в обсуждении
3.пассивно воспринимал информацию, мне было неинтересно
4.выполнял все задания, справлялся самостоятельно
5.не справлялся с заданиями, необходима консультация
6.информация, полученная на уроке, вызвала интерес к личности Н.С. Хрущева
7. информация, полученная на уроке мне не нужна