Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Обобщение опыта:
«Некоторые модели уроков при изучении истории на профильном уровне».
Учитель истории и Болдырева А.В.
обществознания:
Аудитория: 9 – 11классы
Астрахань – 2010 г.
Преподавание профильных курсов ориентировано на формирование историко – познавательной, информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Компетентность – это качество человека, выражающееся в готовности (способности) к успешной деятельности с учётом её смысла и значимости. Обязательными компонентами компетентности любого вида можно считать:
-
Положительную мотивацию к проявлению компетентности.
-
Ценностно – смысловые представления о содержании и результатах деятельности.
-
Знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности.
-
Умения и опыт успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний.
При изучении профильных курсов ученики должны «попробовать» и «почувствовать» себя в разных видах познавательной деятельности, чтобы осознать свои возможности и ответить для себя на вопросы: «Хочу ли я заниматься этими видами деятельности?», «Что нужно мне, чтобы их освоить?», «Что предстоит изменить в себе, чтобы я смог достичь успехов в этой области?».
Реализация развивающего потенциала учебных курсов напрямую зависит от организации учебных занятий, так как выбранная модель организации урока определяет характер деятельности учеников, степень вовлечённости каждого в учебный процесс, возможность общения учащихся с учителем и друг с другом. Cегодня ясно, что обучение в профильной школе не может базироваться только на традиционном комбинированном уроке. Работа должна вестись с акцентом на лабораторно – практические занятия по работе с документами, дискуссии по решению историографических проблем, деловые игры – обсуждения и т.д. Особенностям целей изучения профильных курсов наиболее соответствуют такие формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной деятельности учащихся, требуют вовлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают учеников высказывать своё мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.
Предлагаемые ниже модели учебных занятий основаны на применении современных педагогических технологий и ориентированы, прежде всего, на освоение определённых способов деятельности, приобретение учениками опыта социального взаимодействия.
Лабораторное занятие: «Пронумерованные участники».
КЛАСС
Данная модель лабораторного занятия позволяет упорядочить и проанализировать работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.
I этап: Деление класса на группы с равным количеством учащихся. Каждому в группе
присваивается свой номер (1,2,3 и т.д.). Все группы получают одинаковое задание
по историческим источникам.
II этап: В группах изучаются источники, обсуждается заданный учителем вопрос.
III этап: Учитель вызывает какой – либо номер, и выслушиваются ответы только
учащихся под этими номерами из каждой группы.
IV этап: Формулировка следующего вопроса для групп, и учитель вновь вызывает
какой – либо номер. Выступают участники групп под данным номером.
Такая модель урока эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.
Обобщающее занятие: «Круговорот».
Данная технология позволяет организовать осмысление учениками исторических проблем в процессе межличностного взаимодействия, коллективного обсуждения и обмена мнениями.
I этап: Формулировка проблемы для каждой группы.
II этап: Обсуждение проблем в группах и запись на оценочных листах мнений при
помощи аргументации или конкретизации примеров.
III этап: Обмен оценочными листами и оценка записей, сделанных другими группами:
-
Маркировка текста цветом группы с помощью значков: «+» — согласны, «-» — не согласны, «?» — не понятно.
-
Добавление своих идей и соображений.
IV этап: Обобщение написанного (выступление групп):
-
Благодарность группам за внесённые добавления.
-
Обозначение положений, вызвавших непонимание другими группами.
-
Обсуждение спорных позиций и мнений.
-
Обобщающие выводы по проблемам.
Дискуссионное занятие: «Спор – диалог».
Данная модель дискуссионного урока позволяет сочетать индивидуальную, парную и групповую формы оценочной деятельности. Она необходима, когда в содержание профильного обучения включаются неоднозначные исторические проблемы, предполагающие определение и аргументацию учениками своего собственного мнения.
I этап (оценочный): Индивидуальная работа.
Каждый ученик оценивает изучаемое историческое явление, процесс
или деятельность исторической личности, согласно установленной
позиции. Каждый ученик составляет свой список «+» и «-».
II этап (дискуссионный): Работа в парах.
Ученики объединяются в пары, излагая свою точку зрения, вырабатывая
общий список «+» и «-», с которым может согласиться каждая сторона.
III этап (компромиссный): «Четвёрки».
Выработка общей точки зрения (пусть даже состоящей из одного – двух
пунктов, с которыми могут согласиться все).
Таким образом, в ходе урока учащиеся вырабатывают свою точку зрения, включаются в дискуссию для её отстаивания и аргументации. В результате данного вида деятельности ученики учатся уравновешенному конструктивному диалогу ради выработки компромиссной единой точки зрения для общего решения.
Проектное занятие: «В мастерской Кирилла и Мефодия».
В качестве проекта ученикам предлагается на основе комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме самостоятельно создать параграф или страничку учебника.
I этап: Формулировка темы, проблемы урока и объяснения заданий.
II этап: Деление учащихся на учебные группы и отбор материала для «учебника
истории».
Алгоритм работы групп:
1. Формулировка заголовка и плана параграфа.
2. Составление небольшого авторского текста.
3. В любой форме раскрытие событийно – синхрологического ряда.
4. Отбор материала для рубрик: «это интересно», «словарь», «как Вы думаете…», «историческая личность» и др.
5. Подбор или создание иллюстраций.
III этап: Представление учебными группами своего параграфа или странички учебника.
Проектное занятие: «Диалог культур».
Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения и презентации проекта (художественный альбом, фото – выставка, «экскурсия», слайд — шоу, компьютерная презентация и т.д.)
Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Темы презентаций:
1. «Язычество и христианство».
2. «Синтез кулинарных традиций в культуре моей страны».
3. «Одежда, как символ принадлежности к религиозной культуре».
4. «Храмы и правила поведения в них».
В описанных выше моделях уроков акцент переноситься с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных и оценочных суждений. При системном применении таких уроков мы получим хороший результат в формировании у учащихся навыков логического мышления и понимания, развитии чувства раскованности, умении работать в индивидуальном темпе, в условиях обсуждения информации с разными партнерами. Это обеспечивает более прочное усвоение учебного материала учащимися и, что самое главное, приучает к ведению беседы, дискуссии и полемики.
Литература.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 2003 г.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М., 2000 г.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997 г.
Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. — М., 2001 г.
Короткова М.В. Методика организации игр и дискуссий на уроке истории. — М., 2003 г.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. — М., 2000 г.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2001 г.
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002 – 2003 учебный год. Под ред. С.И.Козленко. — М., 2002 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 г.
Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997 г.