Российская Федерация

Администрация муниципального образования

города Усолье-Сибирское Иркутской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Классный час

«Мне посчастливилось родиться на Руси».

Подготовила: учитель начальных классов

Соколова Ольга Николаевна

г. Усолье Сибирское

Т е м а: «Мне посчастливилось родиться на Руси».

Цель: Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, вызвать интерес и уважение к великому прошлому русского народа, бережное отношение к русским традициям, гордость за свой великий русский народ.

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью русских крестьян, их трудом, жилищем, одеждой.

Развивающая: развивать грамотную речь учащихся, расширять кругозор, развивать интерес к русскому языку, русскому народному творчеству.

Оборудование для классного часа:

презентация с иллюстрациями крестьянских изб, предметы утвари, одежды русских крестьян, выставка книг с произведениями устного народного творчества народов России, пейзажи, аудиозаписи к слайдам.

Ход занятия.

Вводная часть.

(Гостей встречают в русском национальном костюме с хлебом – солью, играет русская народная мелодия)

Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Вы не стойте у дверей, проходите поскорей! Я вас чаем угощу, в красный угол посажу!

(звонок)

Итак, друзья, внимание-

Приступим мы сейчас

Садитесь поудобнее-

Начнём наш классный час.

Как вы уже заметили сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы продолжаем путешествие по страницам великого прошлого русского народа.

Рассказ-беседа «Как жили люди на Руси».

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей­час живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки — славяне. Многие из них отличались необыкновен­ной физической силой. Мужчины охотились.

— А чем занимались женщины? (Женщины собирали в лесу съ­едобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занима­лись хозяйством.)

Жили наши предки все вместе племенем. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины. Восточных славян часто называли русью. Поэтому и их земли стали величать Русской зем­лей или Русью.

Первый ученик.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Второй ученик

Ты отражала в глади вод

И первый кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ.

Под первою стеной сосновой.

Н. Жмуров, Г. Петров

Третий ученик.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля —

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Четвертый ученик.

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря —

Это русские картины,

Это Родина моя!

Пятый ученик.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья —

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Ф. Савинов

II. Основная часть занятия.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его — ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье.

Деревня — деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Наши предки строили свои дома из дерева, в таких жилищах и сейчас неплохо живется, хотя многие из них построены 100, а то и 200 лет назад.

Давайте вспомним, как выглядела крестьянская изба? Как они строились? (дома строились без гвоздей, утепляли мхом)

От какого слова произошло слово изба? («испа» – истопить печь).

Какой была печь и для чего предназначалась? (печь была большой, на ней готовили еду, спали, обогревали избу)

Какой угол в избе назывался красным? (угол, в котором висела особая полочка – божница, под ней стоял обеденный стол, за столом сидел хозяин и лишь дорогим гостям уступал место).

Какие ещё предметы быта использовали древние крестьяне? (деревянная и глиняная посуда, прялка, сундук)

Для чего крестьяне украшали свои изделия и одежду? (они верили, что это оберегает их «от сглаза», «порчи», и злых сил).

Релаксация (под музыку «Ах, вы, сени, сои сени» выполняются различные танцевальные элементы русского танца).

Мы вспомнили с вами предметы быта русского народа, а что это за предмет и для чего он был нужен?

А для чего использовали сундук? (для хранения вещей и ценностей)

Сундук – большой ящик (обычно деревянный, иногда с металлической отделкой) с откидной крышкой и с замком.

Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась, друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины.

Славились русские одежды, своей красотой, яркостью. Но особое богатство составляет язык русского народа. Сколько сказок, загадок, пословиц, поговорок, песен сочинили русские люди! Ребята, мы с вами на прошлых классных часах изучали русские народные поговорки и пословицы о родной земле. Кто помнит их? (ответы детей).

Своя земля и в горсти мила.

Смелость города берёт.

Храброму смерть не страшна.

Жизнь дана на добрые дела.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпи, казак, атаманом будешь.

Кончил дело – гуляй смело.

Не давши слова, крепись, а давши, держись.

Русский человек хлеб-соль водит.

Молодцы!

На нашей выставке книг представлены сказки, сборники пословиц, поговорок и загадок народов России. Те из вас, кто уже умеет читать могут прочитать их сами, а те, кто ещё не умеет читать, могут попросить своих родителей, а лучше, быстрее учитесь, читать сами.

Релаксация (Звучание народной песни «А я по лугу пойду» — показ новых танцевальных элементов русского танца).

III. Заключение.

Сегодня мы говорили о русском народе в древние времена, их одежде, занятиях. Но у нашего народа были свои традиции и каждый должен их знать. Сегодня все эти традиции стали забываться. Поэтому на следующем классном часе мы окунёмся в удивительный мир русской культуры народов Западной Сибири, т.е. нас! Познакомимся с русскими народными праздниками, играми и продолжим изучение русских народных песен. Мы должны гордиться нашей богатой историей, изучать её.

Ученик.

Родина наша — это страна,

Очень и очень большая она.

Родина наша — это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем.

3. Петрова

— Как раньше называли Россию? (Русь.)

  • А русский дом? (Изба.)

  • Что для вас значит слово Родина?

Рефлексия. А сейчас мы с вами построим русскую деревню сами. У вас на столах лежат домики разного цвета. Кому понравился наш классный час, прикрепите на доску домик любого яркого цвета, кому что – то не понравилось, прикрепите домик белого цвета.

Итог

Наша деревня получилась яркой и солнечной, как сегодняшний день.

А сейчас мы предлагаем,

Испить чаю с пирогами.

Список используемой литературы

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1 – 4 классы. М.: «Вако» Москва 2004г., 240 с.

  2. Попова Г. П. Классные часы. Волгоград: Учитель, 2008., 287с.

  3. Виноградова Н.Ф — учебники «Окружающий мир для 2, 3, 4 кл.»,., Москва «Вентана – Граф» 2005г.

Список используемых сайтов интернета

  1. 1september.ru «Фестиваль педагогических идей»

  2. uroki.net «Бесплатная методическая помощь для учителей, директоров и завучей…

  3. it-n.ru «Сеть творческих учителей»

  4. 4stupeni.ru «Клуб учителей начальных классов»

  5. pedsovet.su «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой»

(презентацию с музыкальным сопровождением можно получить у автора – большой объём)

1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here