Классный час (духовно-нравственный)
Тема: «Дорогие мои, старики…»
Возраст учащихся: 5-8 классы.
Автор: Шалимова А.И., учитель истории, классный руководитель МБОУ «СОШ №2» п. Чернянка Белгородской области.
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к людям пожилого возраста, умению строить взаимоотношения с пожилыми людьми.
Образовательный аспект: способствовать формированию представлений о нормах отношении к пожилым людям в обществе на разных этапах его развития.
Воспитательный аспект: содействовать усвоению нравственных норм: уважению к старшим, милосердию, толерантности; воспитание креативности, трудолюбия, целеустремлённости, стремление к самореализации.
Развивающий аспект: способствовать развитию исследовательских и коммуникативных компетенций; содействовать развитию умений использовать научные методы познания, самостоятельно планировать, организовывать, контролировать свою деятельность и работу в группе, публично представлять результаты исследования.
Задача: составить правила взаимоотношений с пожилыми людьми,
Оборудование: проектор, презентация, отрывок из художественного фильма «Нахалёнок», фотографии бабушек и дедушек учеников класса, Д/К.
Ход классного часа.
-
Учитель.
Добрый день, ребята. Я хочу вам прочитать старинную легенду, которая меня очень тронула. (Звучит музыка)
Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней.
Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть.
Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться.
Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну. И вот драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал.
Но нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился военными хитростями, и враг был разбит.
Все стали восхвалять Хакима, его мудрость. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.
Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.
Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
Почему эта тема важна?
Тема нашего классного часа звучит как слова из песни «Дорогие наши, старики».
Каждый из вас знает тепло рук бабушки, заботу дедушки. У некоторых из вас есть даже прабабушки и прадедушки. Но вы стали взрослее, порой стесняетесь их нежных объятий, поцелуев, а их заботу считаете излишней опекой. А иногда случается и такое…
(Кадры из фильма «Нахалёнок»).
Строгие были правила у казаков. Вы посмотрели отрывок из старого советского фильма «Нахалёнок», который наверняка любят ваши родители, бабушки и дедушки.
Какую проблему я хочу с вами обсудить?
Проблема: как строить отношения с пожилыми людьми, чтобы избежать конфликтов, сохранить взаимопонимание?
Чтобы решить любую проблему, задачу нужно знать правила её решения. Следовательно, чтобы научиться строить отношения с пожилыми людьми нужно знать правила, и эти правила мы составим в ходе нашего занятия вместе с вами.
И так, какая цель нашего занятия?
Цель: составить правила взаимоотношений с пожилыми людьми.
В теме нашего разговора звучит слово «старики». Какие ассоциации у вас возникают при слове «старики»? Каким словом его можно заменить? («пожилые люди», «люди преклонного возраста») Обидно ли звучит это слово? (зависит от нашего отношения).
-
Основная часть.
Для начала разберёмся, существует ли проблема отношения к пожилым людям в обществе, в нашем посёлке и в нашем классе. Вы провели исследования по разным вопросам этой темы. Какое задание у вас было? Познакомьте нас с результатами вашего исследования.
1 группа. Задание: что изучает наука геронтология, какое количество пожилых людей и долгожителей проживает в нашем посёлке?
К каким выводам вы пришли? (Четвёртая часть населения нашего посёлка – пенсионеры, Число долгожителей уменьшается) Существует ли проблема взаимоотношений с пожилыми людьми в обществе, в нашем посёлке?
2 группа. Задание: выяснить, сколько домов престарелых в Белгородской области, Чернянском р-не, п. Чернянка. По каким причинам старики туда попадают.
К каким выводам вы пришли? Существует ли проблема одинокой старости в Белгородской области и Чернянке?
3 группа. Задание: провести социологический опрос в классе по теме «Находите ли вы общий язык со своими бабушками и дедушками?» (Приложение 1)
К каким выводам вы пришли? Существует ли проблема взаимоотношений с дедушками и бабушками в нашем классе?
Вы убедились, что проблема взаимоотношений с пожилыми людьми существует в обществе и у вас тоже. Каким образом общество решает эту проблему? С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению, создавали нормы, правила. Какие же это нормы? Прочитайте документы и ответьте на вопросы к тексту, обсудив их в группе. Какие советы мы можем найти в христианстве, в заветах великих людей?
Работа в группах с документами (Приложение 2).
Говорят о состоянии общества можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Так оно и есть, ибо старики — наше прошлое, а дети – будущее.
Выясним, как вы усвоили наставления наших предков. Проанализируем знакомые вам ситуации.
Работа в группах. Приложение 3.
1 группа.
Разыграйте сценку. Сюжет: внук или внучка собирается в школу, бабушка провожает в его школу и проявляет заботу, внимание. Покажите, из-за чего может произойти конфликт.
Знакома ли вам такая ситуация? В чём причина конфликта? Почему бабушка проявляет заботу? Почему вам это не нравится? Как избежать конфликта, обид? (понимание, терпение, толерантность)
2 и 3 группы.
Продолжить историю. Мише позвонила его бабушка Таня, попросила сходить в аптеку за лекарством. Но Миша спешил на секцию и сказал, что сделает это завтра.
Бабушка пошла с просьбой к соседям. И соседский мальчик Андрей согласился ей купить лекарство в аптеке. Бабушка этому очень обрадовалась. Родители Миши, узнав о звонке, отругали сына, купили лекарства и отправили к бабушке.
Придумайте окончание истории. Как бы вы поступили в такой ситуации?
(Когда Миша пришел к бабушке, то узнал, что лекарство уже есть. Он пошел к Андрею и поблагодарил его. А потом они вместе пили чай с булочками у бабушки.)
Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов. Какой вывод из этого примера вы можете сделать?
Мы живем в третьем тысячелетие. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но должны оставаться неприкосновенными такие вечные ценности как сострадание, милосердие и уважение к пожилым людям. (Презентация. Трогательные фотографии пожилых людей.)
Как легко обидеть старика…
Как легко обидеть старика!
Скажешь ему что-то неуклюже —
Сразу взгляд бездомного щенка:
Никому-то я теперь не нужен!
Ты уж позабыл, что ты сказал,
А у него горит на сердце рана,
Слезы набегают на глаза,
Словно у ребенка от обмана.
Жизнь ушла. И завтра будет ночь.
Заберет. Ни встать, ни оглянуться.
А ведь так легко ему помочь —
Только, как ребенку, улыбнуться!
Для весёлых весенних ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов и огня.
За спиной у них —
Гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости —
Ломок шаг
И неровен дыханья ритм,
Но у старости —
Силы не те.
дней не прожитых
мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас.
Бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Не было бы их – не было и вас, таких умных, красивых, воспитанных, замечательных. Не было бы созвездия учеников 6 Б класса. Ребята, сегодня вы принесли фотографии своих бабушек и дедушек. Покажите их нам. Давайте поговорим о ваших дедушках и бабушках.
Что хорошего для вас делают ваши бабушки и дедушки?
Почему вы любите своих бабушек и дедушек?
Почему вы гордитесь своими бабушками и дедушками?
Давайте добавим эти фотографии к нашему созвездию. (Закрепляют магнитами фото на лучи)
В центре созвездия – наш класс. Лучи соединяют нас с вашей семьёй. Посмотрите, каким ярким стало наше созвездие. Что оно символизирует?
-
Мы подошли к самой важной части нашего занятия, подведём итог нашей работы и составим правила взаимоотношений с пожилыми людьми. Закончите утверждения. (Дети дописывают правила на листах. Приложение 4)
Утверждения:
-
Старики слабые — им нужно помогать.
-
Старики одиноки — их надо навещать.
-
Старики мудрые — у них надо учиться.
-
Старики нас поучают — нужно проявлять терпение.
-
Старики много пережили – их надо уважать.
Я хочу напомнить вам «золотое правило нравственности» — относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
-
Рефлексия
Мне важно узнать ваше впечатление о нашей беседе.
Продолжите фразу:
Во время занятия я чувствовал…
Сегодня я научился….
Для пожилых людей я могу …
Придя домой я, сделаю….
5. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в вашей заботе нуждаются не только родные бабушки и дедушки, но и старики, которые живут рядом. Вы волонтёры, участвуете в акциях «День пожилого человека», «Ветеран живёт рядом». Наши подшефные ветераны Овсянников А.Г. и Волкова Н.И. всегда рады вашим поздравлениям, помощи. Но людей, которых нуждаются в нашей помощи много.
Задание узнать кто такие «тимуровцы» и провести разведку «добрых дел». Что вы можете сделать для пожилых людей, которые живут рядом с вами? А на следующем классном часе вы расскажите, какие добрые дела для стариков вы сделали.
Приложение 1
Вопросы анкеты:
-
Есть ли у вас бабушки или дедушки? (да, нет)
-
Есть ли у вас прабабушки или прадедушки? (да, нет)
-
Живёте ли вы вместе с ними? (да, нет)
-
Находите ли вы общий язык со своими бабушками и дедушками?
а) да, мы друг друга хорошо понимаем;
б) не всегда, мы все-таки разные поколения;
в) нет, мне не о чем с ними разговаривать;
Приложение 2
1 группа.
Христианское отношение к старикам.
Библия рассматривает долголетие (Быт. 15:15; Ис. 65:20; Зх. 8:4 и другие) как благословение. Долголетие считается наградой за выполнение определенных заповедей (Исх. 20:12; Втор. 22:7; 25:15;
Правила взаимоотношений с пожилыми людьми Старики слабые —
Старики одиноки —
Старики мудрые —
Старики нас поучают —
Старики много пережили —
«Золотое правило нравственности» — относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.