Классный час «Истории той войны» (1 0-11-е классы)
Цели классного часа
-
1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
-
2. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Класс 10-11
Тема: «Истории той войны»
Предварительная подготовка к классному часу
1. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.
Текст пригласительного билета может быть таким:
Уважаемый (ая) …
В канун 60-летия Великой Победы над фашизмом разрешите Вас пригласить на классный час «Истории той войны» и выразить слова восхищения и благодарности Вашему мужеству и героизму.
Классный час состоится … Учащиеся … класса … школы.
III. Подготовка книги «Истории той войны».
Заранее учащиеся класса собирают:
-
— истории о Великой Отечественной Войне, опрашивая дедушек и бабушек, учителей школы — ветеранов войны; составляют из этих историй книгу, которую затем можно подарить школьному музею или кабинету истории для уроков памяти;
-
— рисунки на военную тематику учащихся класса, которые могут войти в книгу и про иллюстрировать ее;
-
— фотографии авторов каждой истории с краткой биографической справкой.
IV. Подготовка сценария классного часа.
V. Оформление помещения.
(Этот классный час лучше проводить не в классном кабинете, а в актовом зале.)
Эпиграф классного часа
Посидим по-хорошему,
Пусть виски запорошены,
На земле жили — прожили
Вы не зря …
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
В зал под песню «Синий платочек» входят ветераны и рассаживаются на подготовленные для них места. (Входят юноша и девушка (10 — 11 класс). Они в военной форме. Звучит музыка.)
Юноша.
А может, не было войны …
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Девушка.
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
(Входят еще двое ребят — юноша и девушка.)
Девушка.
А может, не было войны?
И «шмайсер» — детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
Юноша.
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
«Но почему же старики .
Так плачут в мае от тоски?»
Однажды ночью я подумал.
Девушка
…. А может, не было войны,
И людям все это приснилось? ..
(Звучит песня Б. Окуджавы «Сережка с Малой БронноЙ».)
Юноша. Война … Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.
Девушка. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май природа вступает в самую прекрасную свою пору — цветения.
Юноша. Оно слышится и тогда, когда убеленные сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут и вспоминают, своих друзей, свою любовь, свою войну.
Девушка. Давайте откроем книгу историй о войне тех, кто сегодня в этом зале.
11. История первая. (На экране — фотография ветерана, военную историю которого расскажут ребята.)
Юноша. Шел с далекой стороны
В гимнастерочке линялой,
Шел домой солдат усталый.
За солдатом вдоль села
Тихо музыка плыла.
Девушка. В гимнастерочке казенной
Да в пилоточке зеленой
Шел куда — не зная сам.
По разбитому проселку,
Вышел к речке и к поселку,
И к веселым голосам.
Юноша. Как длинна была дорога
До родимого порога
Через всю войну!
Рассказ о ветеране.
(После рассказа истории ребята вручают цветы ветерану и звучит его любимая песня о войне в записи или в исполнении учащихся.)
Девушка. Дороги войны … От Бреста до Москвы — тысяча сто километров, от Москвы до Берлина — тысяча шестьсот. Итого — две тысячи семьсот километров …
Юноша. Не так уж много, правда? Если поездом, то двое суток, самолетом — около трех часов.
Девушка. Перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую — четыре трудных года! .
Ш. История вторая. (На экране — фотография ветерана-женщины, военную историю которой расскажут ребята.)
Юноша. Девушки на войне … Как же трудно было им, юным, счастливым, любимым становиться сильными, волевыми и даже жестокими, чтобы выжить …
Девушка. А еще многие из них теряли и обретали на этой проклятой войне свою любовь и счастье …
Рассказ о ветеране-женщине.
Девушка. Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Девушка. На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат,
До свидания, мальчики,
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Юноша. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок.
Разве этому есть цена?
IV. История третья. (На экране — выпускные фотографии довоенных времен всех участников сегодняшнего классного часа.)
Девушка. Эта история о тех, кто 22 июня праздновал свой выпускной вечер … Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случился только через пять лет — 9-го мая 1945 года. (Звучит песня «Школьный вальс».)
Юноша. Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Девушка. Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Юноша. Сколько вас? Попробуй перечислить —
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Девушка. В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы.
Юноша. Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 60 лет, все еще остаются безымянными. В честь их памяти мы объявляем минуту молчания.
(Звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах».)
Юноша. В истории войн известны многие оборонительные сооружения, казавшиеся их создателям непреодолимыми: линия обороны Зигфрида, линия укрепления Маннергейма, линия укрепления Мажино… И каждая из них не выдержала испытания войной. Но линия духа доблести и героизма — эта линия оказалась для врага непреодолимо
История четвертая. (Эту историю о любви дедушки и бабушки на войне рассказывает внук или правнук.)
Юноша. Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей …
Девушка. Их сердца были наполнены любовью, несмотря на ужасы войны. Любовь помогла выстоять и остаться в живых.
Юноша. Всех людей потрясает кадр из фильма «Белорусский вокзал», когда друзья-однополчане, вспоминая о прошедших боях, просят хозяйку дома, фронтовую медсестру, спеть песню. И она, глотая слезы, сначала негромко, а затем все громче и громче поет:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Девушка. Я прошу вас всех, ветеранов и своих одноклассников спеть эту песню в память о живых и о тех, кто остался на войне 60 лет тому назад.
(Совместное исполнение песни о Великой Отечественной Войне.)
VI. Заключительная часть. На сцену выходят все учащиеся класса. Юноша. Знаем мы всех героев бесстрашных.
Девушка. Преклоняем колена перед памятью павших.
Юноша. И ложатся цветы на гранитные плиты …
Девушка. Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Юноша. Через века, через года —
Помните!
Девушка О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Юноша : Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Вместе : Памяти павших, будем достойны!
Вечно достойны!
Юноша :
В девятый день минующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война!
Девушка. Победа!
Во имя Отчизны Победа!
Во имя живущих Победа!
Во имя грядущих Победа!
(Совместное исполнение песни «День победы»)