Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50 » города Калуги»
Направление: краеведение
«Как в старину в Калужской губернии одевались»
Автор:
Зайцева Елена
Учащаяся 1 класса
Научный руководитель:
Мокрецова Евгения Михайловна
Учитель ИЗО
МБОУ СОШ № 50 г. Калуги
Калуга, 2013 г.
Содержание
Введение……………………………………………………2
Актуальность темы…………………………………..2
Новизна работы……………………………………..2
Цель работы и задачи………………………………2
Глава 1
Из истории народного костюма……………………3
Глава 2
Результаты исследования ………………………….5
Методы исследования………………………………5
Выводы………………………………………………5
Список литературы …………………………………………6
Приложения…………………………………………………7
Введение
В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной? Как в простой деревянной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» — народный костюм? Это была не просто одежда, а сказка.
А костюм нашей области так – же красив и наряден, как и костюмы других областей?
Мы решили проверить это.
Актуальность темы
Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное его руками, созданное его талантами. Веками копилось оно, и вкладывали наши предки в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Проходит время и оно не щадит его творения. И именно сейчас, нашему поколению суждено изучить и сохранить те бесценные крупицы народного творчества, а именно народный костюм нашей губернии.
Новизна работы
В практической части нашего исследования мы попробуем сделать своими руками наглядное пособие, которое в удобной и доступной форме поможет моим ровесникам познакомиться с народным костюмом нашей губернии.
Гипотеза работы
Мы предположили, что народный костюм Калужской губернии отличается от костюмов других областей.
Цель работы:
Изучение народного костюма Калужской губернии.
Задачи:
1.Выявить особенности русского костюма.
2. Выяснить, как одевались дети и подростки Калужской губернии.
3.Выяснить особенности мужского костюма Калужской губернии.
4.Выяснить особенности женского костюма Калужской губернии.
5.Составить и выполнить наглядное пособие по народному костюму Калужской губернии.
Глава I
Из истории костюма.
1.1. У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался.[2]
Одежда представляла собой большую ценность, её не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы её костюм отличался от одежды простых людей. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. Народная праздничная одежда могла много рассказать о своём владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.[1]
Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на её разнообразие, делилась на две группы: северных губерний и южных губерний России. В северных губерниях женский костюм представлял известный нам сарафан, а в южных губерниях – запашная юбка – понёва. [5] (Приложение 1, рис.1, 2)
На территории Калужской губернии преобладал южный тип костюма, но со своими местными особенностями, причём различия могли быть даже в пределах одного села. Как выглядел народный костюм Калужской губернии, нам рассказали в Калужском краеведческом музее:
1.2. В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в калужском народном костюме обязательно присутствуют два цвета – белый и красный.
Основу любого народного костюма составляла рубаха. Рубаха — самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Считалось, что если продать свою рубаху значит продать и своё счастье. [3], (Приложение 1, рис.3,4,5)
Самой первой пелёнкой для новорождённого чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Так поступали потому, что верили в священную силу предметов и одежды. Пытаясь таким способом заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.
Детская одежда была одинакова для девочек и для мальчиков она не имела различий и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестёр и братьев, или перешитые из старых вещей родителей. (Приложение 1, рис.6).
Право на «взрослую» одежду дети получали только после обряда посвящения во взрослые. А он в разных местностях и даже семьях проводился в разное время. Бывало, что девушка до свадьбы ходила в рубахе. [3]
Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Все отверстия ворот, рукава и подол рубашки, как детской, так и взрослой покрывала обильная вышивка, которая содержала языческие символы. По мнению наших предков, это оберегало и тело, и душу человека, который носил эту рубаху.
Обязательным атрибутом рубахи считался пояс. Ходить без пояса считалось грехом. Часто в пояс зашивали тесёмки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза, помогают в трудную минуту.
До наших дней дошло выражение: «совсем распоясался», означая «вести себя неправильно». Каждый уважающий себя русский человек не позволял себе распоясанным ходить даже в избе.
Маленьким детям так же прикрепляли маленькие подвески — бубенчики, сделанные из меди или бронзы, реже из серебра. Чаще всего их носили у пояса, иногда по нескольку штук слева и справа, привешивая на длинную нитку, шнурок или ремешок таким образом, чтобы при каждом движении слышался звон. (Приложение 1, рис. 7)
Девочки, до замужества носили волосы открытыми и всячески их украшали, заплетали в одну косу, вплетали атласные ленты. По праздникам одевали налобную повязку или венец. (Приложение 1, рис. 8, 9)
1.3. Мужчины стригли волосы «в кружок» («под горшок»), оставляя уши, лоб и часть шеи закрытыми волосами. Они носили бороду и усы как знаки житейской мудрости.
Традиционный мужской костюм Калужской губернии состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов «портов». Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. (Приложение 1, рис. 10, 11, 12)
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой — овчинные шубы. (Приложение 1, рис. 13)
Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами.
1.4.Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Однако в нашей губернии распространение получил костюм с понёвой.
Поверх длинной рубахи одевалась понёва. Понёва – это вид набедренной юбки из шерстяной ткани с клетчатой основой. Цвет выбирался темно синий или чёрный. Отделке понёвы всегда уделялось большое внимание. На неё нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными кистями.[5] (Приложение 1, рис. 14, 15)
Поверх рубахи и «понёвы» носили передник со спинкой и грудкой, называемый «занавеска». Занавеска, как и весь остальной костюм, был богато украшен. Яркий и красочный народный костюм женщины должен был подчёркивать зрелую красоту и способность к деторождению. (Приложение 1, рис. 16).
Жительницы Калужской губернии заплетали волосы в две косы и укладывали их на лбу или закручивали узлом на затылке. Традиционный женский костюм дополнялся сложным головным убором. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Традиционной женской одеждой, которую носили только бабы, были сорока, рогатая кичка или платок. (Приложение 1, рис. 17,18,19,20,21) Сорвать головной убор с женщины считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться).
Среди украшений на территории нашего края известны нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные. Самым распространённым нагрудным украшением был «гайтан». (Приложение 1, рис. 22, 23) Существовал обычай привязывать к гайтану косточку от куриного крыла: считалось, что она оберегает от несчастий и помогает вставать рано утром.
Так в старину выглядел костюм Калужской губернии. (Приложение 1, рис. 24)
Глава 2. Результаты исследования.
Методы исследования:
В работе над исследованием мы использовали следующие исследовательские методы:
-
знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме;
-
Посетили Калужский краеведческий музей;
-
Наблюдение, сравнение и анализ внешнего вида народного костюма Калужской губернии;
-
Изготовили наглядное пособие по народному костюму Калужской губернии;
Результаты исследования:
-
Мы выяснили, что народный костюм делится на 2 вида костюмов: северный, с сарафаном и южный, с понёвой. Калужская губерния относится к южному типу костюмов.
-
Дети, до достижения ими определённого возраста, носили одну только рубаху, подпоясанную поясом.
-
Мужской костюм представлял собой: рубаху с поясом, порты и лапти.
-
Женский костюм Калужской губернии был более сложным. Сначала одевалась рубаха с поясом, затем понёва и сверху все это завершалось занавеской. Головной убор – сорока или кичка рогатая.
-
Мы изготовили наглядное пособие по девичьему костюму Калужской губернии. Все детали костюма подвижны. Можно рассмотреть все этапы одежды (начиная от рубахи, понёвы, пояса и занавески). (Приложение 1, рис. 25)
Выводы.
Русский народный костюм – это источник творчества, в котором нашло своё отражение душа народа. Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего края.
С этой книгой мы сможем совершать увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. И начинать это путешествие надо со страниц своей родной Калужской области.
Закончить наше исследование хотелось бы словами: «Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры» (Ф. М. Пармон).
Список литературы:
Литературные и научные источники:
1.Богуславская И. Я. «Русская народная вышивка», И. Я. Богуславская. М. «Наука», 1972.
2.Воронов В. С. «О крестьянском искусстве», В. С. Воронов «Советский художник», 1972.
3.
Рис. 1 Рис. 2
Костюм северных губерний Костюм южных губерний
с сарафаном. с понёвой.
Рис. 3 Рис.4 Рис.5
Виды женских рубах.
Рис. 6 Рис.7
Детская рубашка. Детские подвески – бубенчики.
Рис. 8 Рис. 9
Венец. Налобная повязка.
Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13
Стрижка под Мужской костюм. Зипун.
«горшок».
Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16
Понёва. Понёва. Вид сзади. Занавеска.
Рис.17 Рис. 18 Рис. 19 Рис. 20 Рис. 21
Сороки. Кички рогатые Платок
Рис. 22 Рис. 23
Гайтаны
Рис. 24. Так в старину выглядел костюм Калужской губернии.
Рис. 24