Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 53

Конспект урока для 4 класса

«Культура и религия»

подготовила

учитель начальных классов

Сахатова Галина Геннадьевна

Санкт — Петербург

2012г

Тема урока «Культура и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

3.Усвоение новых знаний.

А) Знакомство с темой урока.

— Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

— С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

— культура

— религия

— Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое культура? Что такое религия?)

— А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.

культура

религия

— Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

— Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

В) Работа по учебнику.

— Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

— Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

— Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

— Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

поведение людей в повседневной жизни;

участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

— Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

— Прочитайте внимательно задание.

— Кто справился с заданием на 100 %?

— Что вы отнесли к понятию культура?

— А к религии? –

— У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Выяснение связи культуры и религии.

А) Работа с рассказом.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

— Прочитаем его ещё раз.

— Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

— Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1. Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

  2. Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

— А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?

— А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

— Давайте посмотрим на некоторые из них.

— Только в храме находятся иконы?

— Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

— Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

6.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

— Кто справился со всеми заданиями?

— Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия — …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.

Посетить школьный музей «История Старой-Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района.

Использованная литература:

Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации — М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here