МБОУ Тубянская основная общеобразовательная школа

Конспект урока для 5 класса по теме « Древнейшая Греция. Греки и критяне»

Фатеева Елена Ивановна

Учитель истории и

обществознания.

2013 год

Пояснительная записка:

Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне».

Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. В процессе работы продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре».

Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу, искать общие черты двух изучаемых мифов. Развивать умение сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.

Предметно-практическая цель: Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции. Формировать умение работать с путевыми листами и находящимися в них заданиями.

Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2009

Урок открывает изучение новой главы учебника: Древнейшая Греция. Урок направлен на создание образа и знакомство учащихся с новым государством древности — Грецией. Форма урока путешествие, в ходе которого учащиеся работают с путевыми листами. Выполняя задания, на закрепление каждого этапа новой темы идет формирование умонастроения путешествия, которое движется и развивается в течение всего урока. Урок разработан с опорой на технологию модульного обучения, которая вовлекает детей в самостоятельную творческую деятельность, ведь только через деятельное начало знания становятся внутренним миром ребенка. Исходя из этого, логичными становятся активизация воспоминаний детей с помощью предметов-символов появляющихся в начале урока, содействие детей с персонажами мифов, когда учитель останавливает свой рассказ и ставит детей в ситуацию затруднения « А как бы вы попытались найти выход из лабиринта? Что бы для этого сделали?» и далее демонстрирует клубок ниток и поясняет значение крылатого выражения «нить Ариадны». И домашнее задание нарисовать иллюстрации к понравившемуся мифу позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и сохранить настроение созданное на уроке. Урок построен с использованием мультимедиа- презентации по теме урока.

Оборудование: компьютер, проэктор, экран, мультимедиа-презентация, предметы символы, путевые листы, учебники.

Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Микромодуль Воспоминание.

3. Микромодуль символического образа.

4. Микромодуль Поэтапного усвоения образа.

5. Микромодуль репродуктивного действия.

6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Цель: проверка наличия всех необходимых для урока принадлежностей.

— Здравствуйте, ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?

Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. — это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У — это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.

2.Микромодуль воспоминание.

Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их.

-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.

  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы — игра для царей была придумана в Индии.

  3. Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.

  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.

  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.

  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.

  7. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.

  8. Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.

  9. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.

3.Микромодуль символического образа.

Цель: Создать образ нового государства Греции, с помощью греческой вазы и рисунков на ней.

Среди этих предметов есть, какой либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем? Ответ учащихся: да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки. Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Греческая керамика, вазы сосуды являются

наиболее распространённой находкой в

Ученика(цы) ___класса __________________________(Ф.И.) Время отправления____ч. _____мин.

Путевой лист Задание №1. Заполни контурную карту «Древняя Греция» Штриховкой обозначьте территории, на которых жили греческие племена. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию. Надпишите название самого большого острова. Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.

Задание №2. Заполни сравнительную таблицу: «Природные условия и занятия в древности»

Природные условия Древний Восток Древняя Греция Реки Полноводные реки
Почва Плодородная мягкая почва
Море Нет
Горы Нет
Климат Теплый
Занятие Основная масса населения занималась земледелием

Задание №3. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов. М_ _ _ с – царь Крита А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя. Э __ _ й – царь Афин. М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте. Т_ _ _ й – герой, победивший чудовище.

Д_ _ _л- создатель лабиринта. И_ _ р- сын изобретателя погибший в полете.

Задание №4.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

Оцените свою работу на уроке:

Я не достаточно работал на уроке, могу и лучше.

Я старался и выполнял все задания, но у меня не все получалось, Возникали затруднения

Я активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания, они не представляли для меня особой сложности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here