МБОУ Тубянская основная общеобразовательная школа
Конспект урока для 5 класса по теме « Древнейшая Греция. Греки и критяне»
Фатеева Елена Ивановна
Учитель истории и
обществознания.
2013 год
Пояснительная записка:
Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне».
Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. В процессе работы продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре».
Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу, искать общие черты двух изучаемых мифов. Развивать умение сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.
Предметно-практическая цель: Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции. Формировать умение работать с путевыми листами и находящимися в них заданиями.
Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2009
Урок открывает изучение новой главы учебника: Древнейшая Греция. Урок направлен на создание образа и знакомство учащихся с новым государством древности — Грецией. Форма урока путешествие, в ходе которого учащиеся работают с путевыми листами. Выполняя задания, на закрепление каждого этапа новой темы идет формирование умонастроения путешествия, которое движется и развивается в течение всего урока. Урок разработан с опорой на технологию модульного обучения, которая вовлекает детей в самостоятельную творческую деятельность, ведь только через деятельное начало знания становятся внутренним миром ребенка. Исходя из этого, логичными становятся активизация воспоминаний детей с помощью предметов-символов появляющихся в начале урока, содействие детей с персонажами мифов, когда учитель останавливает свой рассказ и ставит детей в ситуацию затруднения « А как бы вы попытались найти выход из лабиринта? Что бы для этого сделали?» и далее демонстрирует клубок ниток и поясняет значение крылатого выражения «нить Ариадны». И домашнее задание нарисовать иллюстрации к понравившемуся мифу позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и сохранить настроение созданное на уроке. Урок построен с использованием мультимедиа- презентации по теме урока.
Оборудование: компьютер, проэктор, экран, мультимедиа-презентация, предметы символы, путевые листы, учебники.
Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Микромодуль Воспоминание.
3. Микромодуль символического образа.
4. Микромодуль Поэтапного усвоения образа.
5. Микромодуль репродуктивного действия.
6. Домашнее задание.
-
Организационный момент.
Цель: проверка наличия всех необходимых для урока принадлежностей.
— Здравствуйте, ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?
Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. — это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У — это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.
2.Микромодуль воспоминание.
Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их.
-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.
-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)
Предметы:
-
Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
-
Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы — игра для царей была придумана в Индии.
-
Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
-
Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
-
Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
-
Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
-
Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.
-
Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.
-
Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
3.Микромодуль символического образа.
Цель: Создать образ нового государства Греции, с помощью греческой вазы и рисунков на ней.
Среди этих предметов есть, какой либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем? Ответ учащихся: да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки. Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Греческая керамика, вазы сосуды являются
наиболее распространённой находкой в
Ученика(цы) ___класса __________________________(Ф.И.) Время отправления____ч. _____мин.
Путевой лист Задание №1. Заполни контурную карту «Древняя Греция» Штриховкой обозначьте территории, на которых жили греческие племена. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию. Надпишите название самого большого острова. Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.
Задание №2. Заполни сравнительную таблицу: «Природные условия и занятия в древности»
Природные условия Древний Восток Древняя Греция Реки Полноводные реки
Почва Плодородная мягкая почва
Море Нет
Горы Нет
Климат Теплый
Занятие Основная масса населения занималась земледелием
Задание №3. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов. М_ _ _ с – царь Крита А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя. Э __ _ й – царь Афин. М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте. Т_ _ _ й – герой, победивший чудовище.
Д_ _ _л- создатель лабиринта. И_ _ р- сын изобретателя погибший в полете.
Задание №4.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?
Оцените свою работу на уроке:
Я не достаточно работал на уроке, могу и лучше.
Я старался и выполнял все задания, но у меня не все получалось, Возникали затруднения
Я активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания, они не представляли для меня особой сложности.