Урок 25. Границы Священной империи.

Цели урока по линиям развития личности.

12 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов сформировать представление о развитии германской нации в Средневековье.

3 ЛР. Историческое мышление. Определение причин и последствий «натиска на Восток» немецких рыцарей.

45 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Создать условия для осознания роли гуситского движения в истории Чехии; позитивного влияния мирного сотрудничества народов.

Обязательный минимум содержания: Ереси. Гуситское движение.

План урока.

I. Проблема урока:

Какое значение имела немецкая колонизация для восточных соседей Германии?

II. Поиск решения проблемы:

1. Германские земли.

Примерный вывод по проблеме: Священная Римская империя германской нации оставалась в состоянии государственной раздробленности.

2. «Натиск на Восток».

Примерный вывод по проблеме: в 1410 году состоялась Грюнвальдская битва, которая остановила на рубежах Руси и Польши продвижение немецких рыцарей на Восток.

3. Чехия и Гуситские войны.

Примерный вывод по проблеме: в творчестве художников эпохи Возрождения сочетаются обращение к античным канонам, глубокая религиозность, опыт готического Средневековья и новые реалистические представления.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжаем изучать страны католической Европы

– Составной частью католической цивилизации была Священная Римская империя германской нации, о которой мы будем говорить сегодня.

-Для того чтобы нам сформулировать проблему урока обратимся к справочным сведениям, с. 226. И прослушаем его.

Судя по этому документу какой мы можем сделать вывод?

— прочитайте второй документ, рассмотрите иллюстрацию на с. 233.

Сравните информацию из двух документов1 2 4 2 3 4

Обсуждаются отличия католической цивилизации от других по плану: власть, культура, общественное устройство, хозяйство (если дети испытывают затруднения, можно открыть словарь и работать по словарю).

Ученики должны дать комментарии к каждому документу.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

Слайд 3

– Сравните сделанные выводы. Какой возникает вопрос?

– Какие у вас будут предположения? Как могло сказаться вторжение рыцарей- тевтонцев на соседние народы?

1 2

Какое значение имела немецкая колонизация для восточных соседей Германии?

— уничтожение населения и культуры завоеванных народов

— обогощение культуры

III. Актуализация знаний.

Слайд 4 (РТ, с. 73, задание 1)

– Давайте вспомним то что мы уже знаем по этой теме.

-. Как была создана СРИ?

— Земли каких народов она включала?

— обратимся к карте на с. 230 почему территория СРИ раскрашена в разные цвета? О чем это свидетельствует?

— Что такое феодальная раздробленность?

2 4 3 4

— Итак , мы с вами знаем , что к 12 веку СРИ была в феодальной и самой большой частью ее занимала германские земли, которые и будут осуществлять колонизацию.

Ученики выполняют задание слайда.

— 962 Оттон1

— о феодальной раздробленности.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 6

– Чтобы решить проблему урока, на какие вопросы нам надо найти ответы?

2 3 3 4

–Изменения в германских землях.

— Причины колонизации

— Последствия колонизации

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Германские земли

Слайд 7 (РТ, с. 73, задание 2)

– Итак, мы начинаем исследование. Что представляли собой германские земли к XII веку? Первый вариант работает по экономическим изменениям(с абз 1. П.1 )

Второй вариант по политическим изменениям (конец 1 абз.1.п.) и схемой на с. 227.

1 2 4 2 3 4

Что собой представлял политический строй Германии?

— Докажите что в СРИ была государственная раздробленность. (рейхстаг представляли представители от разных княжеств, архиепископов утверждал император, а подчинялись князьям.)

Государственную раздробленность закрепил документ «Золотая Булла» 1356 г.

Слайды 8–9 (РТ, с. 73, задание 3)

Задания необходимого, повышенного максимального уровней.

(Работа со слайдом 9 на усмотрение учителя.)

1 2 4 6 2 3 4

2. «Натиск на Восток»

Слайд 11 (РТ, с. 71, задание 5)

– Обратите внимание на название второго пункта в параграфе. Почему он так называется?

– За счёт каких земель рыцари вели «натиск на Восток»?

– Составьте устно список покорённых народов.

– С какой целью проводилось завоевание земель? (малоземелье, бегство германских крестьян от феодальных оброков, насильственное крещение) п.2 1. Абз.

1 2 3 4 6 2 3 4

  1. 2 4 6 2 3 4 1

Колонисты осваивали все новые и новые земли. Кто были основными колонизаторами? ( Орден Меченосцев(Ливонский) и орден Тевтонский.)

— Рассмотрим иллюстрацию на с.231 прочитайте надпись к ней. О каких событиях она говорит? Какое значение имела Грюнвальдская битва?

— Самое сильное сопротивление германской колонизации было в небольшом королевстве Чехия.

3. Чехия и Гуситские войны

– Завершить работу нам поможет исследование небольшого славянского государства – Чехии. Откройте с. 232. Прочитайте задание перед началом 3-го пункта.

1 2 4 5 6 2 3 4

Ученики должны указать, что в хозяйстве произошло следующее:

1. Крестьяне стали использовать железные плуги, конскую упряжь; увеличиваются урожаи.

2. Расчищаются под пашни леса, осушаются болота.

3. Строятся новые города, развиваются ремесло и торговля.

Ученики должны выполнить задание слайда, указать, что Священная империя была раздробленным государством.

Политика.

  1. Избрание императоров

  2. Государственная раздробленность.

Высказывают своё мнение, опираясь на опережающее чтение параграфа дома.

Работают с картой. Необходимо напомнить о значении условных обозначений.

– Славяне, эсты, ливы, латы, литовцы, пруссы.

– Захват земель и расселение немецких колонистов, насильственное крещение, плата налогов.

Выполните задание к карте.

При выполнении задания ученики должны указать плюсы и минусы немецкой колонизации.

VI. Выражение решения проблемы.

Слайд 15

Посмотрите на план урока, все вопросы расмотренны?

– Какой теперь ответ мы можем дать на проблему урока?

– Какие гипотезы оказались верными?

4 5 2 4 4

В XII–XV веках Священная Римская империя германской нации, несмотря на раздробленность, осуществляла «натиск на Восток», который встречал сопротивление славянских и балтских народов.

VII. Применение нового знания.

– И сейчас подведём итоги тому, что мы узнали на сегодняшнем уроке.

Слайд 16

– Установите, в какой последовательности развивались события.

5 2 3 4

Ученики выполняют задания слайдов.

.

VIII. Домашнее задание.

– Сегодня мы закончили исследование католической европейской цивилизации в Средние века. Посмотрите на название заключительной главы учебника. Что нам осталось изучить? Каким будет ваше домашнее задание? Дома вы прочитаете

§ 22, ответите на вопросы перед ним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here