Урок 25. Границы Священной империи.
Цели урока по линиям развития личности.
1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов сформировать представление о развитии германской нации в Средневековье.
3 ЛР. Историческое мышление. Определение причин и последствий «натиска на Восток» немецких рыцарей.
4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Создать условия для осознания роли гуситского движения в истории Чехии; позитивного влияния мирного сотрудничества народов.
Обязательный минимум содержания: Ереси. Гуситское движение.
План урока.
I. Проблема урока:
Какое значение имела немецкая колонизация для восточных соседей Германии?
II. Поиск решения проблемы:
1. Германские земли.
Примерный вывод по проблеме: Священная Римская империя германской нации оставалась в состоянии государственной раздробленности.
2. «Натиск на Восток».
Примерный вывод по проблеме: в 1410 году состоялась Грюнвальдская битва, которая остановила на рубежах Руси и Польши продвижение немецких рыцарей на Восток.
3. Чехия и Гуситские войны.
Примерный вывод по проблеме: в творчестве художников эпохи Возрождения сочетаются обращение к античным канонам, глубокая религиозность, опыт готического Средневековья и новые реалистические представления.
Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания | |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1 Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжаем изучать страны католической Европы
– Составной частью католической цивилизации была Священная Римская империя германской нации, о которой мы будем говорить сегодня. -Для того чтобы нам сформулировать проблему урока обратимся к справочным сведениям, с. 226. И прослушаем его. Судя по этому документу какой мы можем сделать вывод? — прочитайте второй документ, рассмотрите иллюстрацию на с. 233. Сравните информацию из двух документов1 2 4 2 3 4
|
Обсуждаются отличия католической цивилизации от других по плану: власть, культура, общественное устройство, хозяйство (если дети испытывают затруднения, можно открыть словарь и работать по словарю).
Ученики должны дать комментарии к каждому документу. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки.
|
II. Версии. | Слайд 3 – Сравните сделанные выводы. Какой возникает вопрос?
– Какие у вас будут предположения? Как могло сказаться вторжение рыцарей- тевтонцев на соседние народы? 1 2 |
– Какое значение имела немецкая колонизация для восточных соседей Германии? — уничтожение населения и культуры завоеванных народов — обогощение культуры — | |
III. Актуализация знаний. | Слайд 4 (РТ, с. 73, задание 1) – Давайте вспомним то что мы уже знаем по этой теме. -. Как была создана СРИ? — Земли каких народов она включала? — обратимся к карте на с. 230 почему территория СРИ раскрашена в разные цвета? О чем это свидетельствует? — Что такое феодальная раздробленность?
2 4 3 4 — Итак , мы с вами знаем , что к 12 веку СРИ была в феодальной и самой большой частью ее занимала германские земли, которые и будут осуществлять колонизацию.
|
Ученики выполняют задание слайда. — — 962 Оттон1
— о феодальной раздробленности. | |
IV. Планирование деятельности. | Слайд 6 – Чтобы решить проблему урока, на какие вопросы нам надо найти ответы?
2 3 3 4 |
–Изменения в германских землях. — Причины колонизации — Последствия колонизации | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Германские земли Слайд 7 (РТ, с. 73, задание 2) – Итак, мы начинаем исследование. Что представляли собой германские земли к XII веку? Первый вариант работает по экономическим изменениям(с абз 1. П.1 ) Второй вариант по политическим изменениям (конец 1 абз.1.п.) и схемой на с. 227. 1 2 4 2 3 4
—Что собой представлял политический строй Германии?
— Докажите что в СРИ была государственная раздробленность. (рейхстаг представляли представители от разных княжеств, архиепископов утверждал император, а подчинялись князьям.) Государственную раздробленность закрепил документ «Золотая Булла» 1356 г.
Слайды 8–9 (РТ, с. 73, задание 3) Задания необходимого, повышенного максимального уровней. (Работа со слайдом 9 на усмотрение учителя.) 1 2 4 6 2 3 4
2. «Натиск на Восток» Слайд 11 (РТ, с. 71, задание 5) – Обратите внимание на название второго пункта в параграфе. Почему он так называется? – За счёт каких земель рыцари вели «натиск на Восток»?
– Составьте устно список покорённых народов. – С какой целью проводилось завоевание земель? (малоземелье, бегство германских крестьян от феодальных оброков, насильственное крещение) п.2 1. Абз. 1 2 3 4 6 2 3 4
– Колонисты осваивали все новые и новые земли. Кто были основными колонизаторами? ( Орден Меченосцев(Ливонский) и орден Тевтонский.) — Рассмотрим иллюстрацию на с.231 прочитайте надпись к ней. О каких событиях она говорит? Какое значение имела Грюнвальдская битва? — Самое сильное сопротивление германской колонизации было в небольшом королевстве Чехия.
3. Чехия и Гуситские войны – Завершить работу нам поможет исследование небольшого славянского государства – Чехии. Откройте с. 232. Прочитайте задание перед началом 3-го пункта. 1 2 4 5 6 2 3 4
|
Ученики должны указать, что в хозяйстве произошло следующее: 1. Крестьяне стали использовать железные плуги, конскую упряжь; увеличиваются урожаи. 2. Расчищаются под пашни леса, осушаются болота. 3. Строятся новые города, развиваются ремесло и торговля. Ученики должны выполнить задание слайда, указать, что Священная империя была раздробленным государством.
Политика.
Высказывают своё мнение, опираясь на опережающее чтение параграфа дома. Работают с картой. Необходимо напомнить о значении условных обозначений. – Славяне, эсты, ливы, латы, литовцы, пруссы. – Захват земель и расселение немецких колонистов, насильственное крещение, плата налогов.
Выполните задание к карте.
При выполнении задания ученики должны указать плюсы и минусы немецкой колонизации.
|
|
VI. Выражение решения проблемы. | Слайд 15 Посмотрите на план урока, все вопросы расмотренны? – Какой теперь ответ мы можем дать на проблему урока? – Какие гипотезы оказались верными? 4 5 2 4 4 |
В XII–XV веках Священная Римская империя германской нации, несмотря на раздробленность, осуществляла «натиск на Восток», который встречал сопротивление славянских и балтских народов. |
|
VII. Применение нового знания. | – И сейчас подведём итоги тому, что мы узнали на сегодняшнем уроке. Слайд 16 – Установите, в какой последовательности развивались события. 5 2 3 4 | Ученики выполняют задания слайдов.
.
|
|
VIII. Домашнее задание. | – Сегодня мы закончили исследование католической европейской цивилизации в Средние века. Посмотрите на название заключительной главы учебника. Что нам осталось изучить? Каким будет ваше домашнее задание? Дома вы прочитаете § 22, ответите на вопросы перед ним.
|
|
|