Тип урока: изучение нового

Учитель:

Методист:

Класс:4г

Технологическая карта урока истории

Тема урока

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Цель

Раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», научиться делать добро и отвечать на зло — добром

Задачи

Образовательные: : формировать знания о понятиях «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние» как об основополагающих в общечеловеческих ценностях

Развивающие: развивать  познавательный интерес к предмету,  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли,  логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу,творческие способности детей;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам; доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, другой культуре, другой вере; неравнодушное отношение к  окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: Научить различать трактовки возникновения добра и зла в разных религиях; развивать речь учащихся; воспитывать чувство сопереживания, стремление к покаянию, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова.

Формируемые УУД

— Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Основные понятия

добро и зло как основные этические понятия. Грех, раскаяние, воздаяния.

Межпредметные связи

Русский язык, литература

Оборудование

Учебник

Электронные физкультминутки

Презентация к уроку

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

Приветствуют друг друга и учителя. Настраиваются на рабочую атмосферу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Задачи

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

-Послушайте внимательно композицию автора Юрия Энтина песня «Дорогою добра»

-Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

-А кто назовет антоним к слову добро?

-Тема нашего урока «Добро и зло».

-Как вы понимаете высказывание Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

3 мин

Этапы урока, задачи каждого этапа

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

III. Изучение нового материала

Задачи

Формировать умение ориентироваться в новом материале, умение делать собственные выводы, оценивать собственную деятельность

-Давайте рассмотрим слайд. С какой стороны изображено добро, а с какой зло. Как вы об этом догадались? Обратите внимание на цвет. Добро изображается светлыми тонами, зло – тёмными.

-Добро и зло. Это особые слова.

Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

-Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.

-Посмотрите на слайд. Сегодня к нам в гости пришли герои сказки Алеша попович и Соловей разбойник

— Как вы думаете какой из этих героев ассоциирует добро, а какой зло? Почему?

-Сегодня эти герои помогут нам отличать добрые поступки от плохих, различать добро и зло.

-Алеша Попович рассказал такую притчу, внимательно послушайте.

Притча:

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” — и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым.

Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала — тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла — эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.

На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

— Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче Скажите, где зло, где добро?

-Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.

Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало.

А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…

Мир именно таков, каким мы его делаем…»

Посмотрите на моё лицо. Какие чувства оно выражает? А сейчас? Если бы вы видели себя со стороны, вы заметили бы, что и выражения ваших лиц менялось вслед за моим. Это закон отражения.

-А теперь встаньте, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Как изменилось ваше настроение? Оно улучшилось? А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью

Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. А как вы понимаете понятие «Зло»?

Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)

Давайте сейчас подумаем в микрогруппах, дайте определение что же такое добро и зло?

1 микрогруппа – что такое добро?

2 микрогруппа- что такое зло? (слушание ответов)

В словаре добро имеет следующее определение

-Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что толкает к дурным поступкам.(слайд)

-Давайте теперь запишем эти определения в тетрадку.

-Посмотрите на следующие пословицы

1)Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

2)За недобрым пойдешь — на беду набредешь

-Что значит каждая пословица?

-Молодцы!

-Посмотрите на слайд, давайте прочитаем известные высказывания разных ученых о добре и зле.

Кто злое посеет — злодейство пожнет. Саади

-Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. Толстой Л. Н.

Зло исцеляют противоположным. Вольтер

-Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым. Тагор Р.

-Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет. Тагор Р.

-Кто из них вам не знаком?

Саади — Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) – великий персидский поэт

Вольтер – французский просветитель

Рабиндранат Тагор — индийский писатель, поэт, композитор, художник,

Как видите, мы познакомились с высказываниями о добре и видных представителе различных культур. Теперь давайте отдохнем немного.

Физкультминутка «Топаем — хлопаем».

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

  • Старшие ученики обижают младших.

  • Ученики дарят цветы учительнице.

  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

  • Отнять у младшего деньги.

  • Ударить ногой собаку.

  • Помочь однокласснику в учебе.

  • Помирить поссорившихся друзей.

  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

  • Отвести домой заболевшего друга.

-Давайте сейчас посмотрим фрагмент из сказки «Рождественская история»

-Есть ли здесь сторона добра и зла?

Давайте посмотрим, как различные религиозные культуры трактуют проблему добра и зла. Соловей разбойник рассказал такуюлегенду:

— Одна из древних легенд гласит:

Пандора была очень любопытна, этим качеством ее специально наделил Гермес. В доме своего мужа она осмотрела все уголки и закоулки и в подвале обнаружила странный ящик, закрытый тяжелой крышкой. Разобрало ее желание узнать, что хранил в нем ее муж. Она спросила Эпиметея, но он не знал. Сказал только, что нельзя его открывать, так как может случиться большая беда. Какая, он объяснить не мог, но запретил и Пандоре его открывать.

Любопытство Пандоры разгорелось еще больше, и она стала ждать удобный момент. Когда Эпиметей уехал из дома, она спустилась в подвал, где стоял ящик, и подняла его тяжелую крышку. И тотчас из ящика вылетели разные бедствия и несчастия, которые Зевс заключил туда. На дне осталась одна Надежда. Она хотела тоже вылететь вслед за бедствиями, но испугавшаяся Пандора захлопнула крышку, и Надежда осталась на дне.

Счастливо раньше жили люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь незваными и безмолвными гостями днем и ночью стали болезни и бедствия приходить к людям. Дара речи их лишил предусмотрительный Зевс.

-К какой культуре относится эта легенда? Политеистическая, языческая религия Древней Греции

-Чему учит эта легенда?

-А как в библии трактуется возникновение зла?

Читаем учебник на стр. 24 до слова грехопадение.

-Каким словом названо зло в Библии? – Грех.

-Найдите слова в учебнике, которые трактуют, что такое грех. Это непослушание человека Богу стали называть грехом. Библия трактует зло. – Непослушание человека Богу.

Чтение учебника на стр. 26. Последний абзац. Как в исламе трактуется добро и зло? Добро и зло существуют в мире по воле Бога. Бог указал людям следовать путём добра и справедливости. Бог указал людям следовать путём добра.

Чтение учебника на стр. 27 последний абзац. Что такое зло для буддистов? Зло – это страдание. Давайте сейчас с вами начертим таблицу, и запишем, что мы сейчас с вами проговорили, значит у нас будет 4 колонки.

буддизм

иудаизм

христианство

ислам

Зло – это страдание

Непослушание человека Богу

Непослушание человека Богу.

Бог считает зло грехом

-Итак, все религиозные культуры признают существование зла. А есть ли у человека путь к избавлению от зла и греха? Ответить на этот вопрос нам поможет притча.

Учитель читает:

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя неправедно, совершая дурные поступки. Когда же он прожил всё, то начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был бы наполнить чрево свое отбросами, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему и сказал ему:
отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

Как вы думаете, что сделал отец? (Дети высказывают свои предположения)

Да, за грехи полагается наказание, воздаяние. Какое же было воздаяние у блудного сына и в чём заключается избавление от греха в разных религиозных культурах, вы узнаете на следующем уроке.

Зло любит жить роскошно и удобно.

Добру и в этом далеко до зла.

Но даже в смертный час добро способно

Дарить надежды и рождать дела.

Добро найдет нас с трудную минуту,

Придет, когда его уже не ждешь.

Ты сам спеши добро нести кому-то

Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.

-Давайте сейчас нарисуем как вы себе представляете зло и как добро. Определитесь, что вы будете изобржать.

Выставка работ учащихся.

Отвечают на вопросы по содержанию

Выявляют закономерность,

Анализируют.

Формулируют выводы

наблюдений.

Отвечают на вопросы учителя

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану Совместно с учителем разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Различать способ и результат действия

(Регулятивные УУД).

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;формулировать собственное мнение и позицию.(Коммуникативные УУД

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности прирешении проблем творческого и поискового характера.(Познавательные УУД)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(Коммуникативные УУД)

30 мин

IV. Подведение итога урока.

Задачи

Зафиксировать новое содержание урока.

Что нового вы узнали о добре и зле? -Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло? Вывод. Итак, добро и зло служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Домашнее задание – привести примеры литературных произведений, в которых добро торжествует над злом.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

V. Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-С помощью слайда, выберите для себя правильное суждение и продолжите его.

Спасибо за урок ребята, вы очень хорошо потрудились.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here