Правительство г.Москвы
Московский комитет образования
Восточный Учебный Округ
Средняя Общеобразовательная Школа №1200
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИСКОГО ЯЗЫКА
111672 Москва, ул. Суздальская, 24Б Телефон-факс: 701-05-00
Конспект урока
по теме: «Александр Невский» (6 класс)
Учитель: Зобина Ольга Александровна
Цель: Сохранение исторической памяти, помочь учащимся эмоционально воспринимать значение и содержание событий 13 века, времён Александра Невского, стать «участниками Невской битвы».
Задачи:
-
Расширить знания о событиях, которые происходили во время правления Александра Невского, участвуя в инсценировке сцены Невской битвы.
-
Развивать логическое мышление, связную устную речь, умение работать с картой.
-
Формировать уважение к историческому прошлому России, по средствам изучения личности Александра Невского.
Наглядные учебные пособия: карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 веке».
1.Вступительное слово учителя.
В 1201 году немцы заложили крепость Ригу, где 1202 году был основан Орден меченосцев. В 1237 году орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Тевтонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. Вскоре датчане основали замок Ревель, шведы захватили остров Эзель. Ослабление Руси под ударами Монгольской империи послужило сигналом к походу шведских феодалов.
2.Исценировка сцены Невской битвы.
Былинница 1.
Шведский лагерь был уж близко
У Инжоры и Невы.
Он раскинул величаво
Свои яркие шатры.
Былинница 2.
Лениво ветер раздувает паруса
У остроносых шнек,
Все спят, лишь слуги у костра
Готовят всем обед.
Ведущий: шведы пришли войной на землю русскую. Отправился старейшина ижорцев,
Пелгуй, в Новгород за помощью.
Пелгуй:
Стучусь я в ворота тесовые
У меня сообщение к князю.
Наконец отворили и в горницу
Провели меня сразу
Лишь увидел я Александра
Сразу молвил: «Княже, беда!-
В устье Невы шведы,
Нам ваша помощь нужна»
Былинница 1.
Синие глаза блеснули
И сон как рукой сняло.
Князь стал Пелгуя расспрашивать.
Сколько шведов всего?
Пелгуй:
Ижорцы у них насачитали
Около ста судов
И рыцарей тысяч пять,
Слишком большая рать.
Я начертил, как умел
Где расположен враг.
Войско попало в шторм.
Шторм потрепал суда
Рыцари отдыхали.
Время терять нельзя.
Былинница 2.
Задумался князь …но, спасибо
Сейчас он сказал отцу,
Что сызмальства он учился
Военному ремеслу.
Он вместе с отцом был в походах.
Он ловко сидел в седле
Искусно владел он копьём,
И пешим и на коне.
Былинница 1.
Но только совсем недавно
На княженье он приглашён
И войско собрать большое
На данный момент – смешно.
Князь Александр:
Швед выбрал место недаром
С заморскими странами там
Русь торгует мехами,
Нельзя потерять его нам!
Но как же собрать мне войско?
Земля моя велика.
На сборы уйдут недели,
А медлить, увы, нельзя.
Шведы не ждут удара,
Пируют на чуждой земле
Пойду на врага со своими,
Новгородцы помогут мне.
Былинница 2.
И вскоре под звон колокольни
Войско двинулось в путь.
Вел его Александр
Спасать родимую Русь.
Пешие плыли по Волхову,
Конница берегом шла
А по дороге к отряду
Шел народ, чтоб разбить врага.
Князь Александр:
15 июля 1240 год.
Подошли мы к устью Невы
Незаметно приблизились к шведам.
Да, силы совсем не равны.
Шведы ещё нас не ждали:
Кто находился в шатре,
А кто-то на кораблях.
Надо отрезать их друг друг
Решил тогда я.
Воин 1:
Князь решил ударить по лагерю
Нас, пеших, направил в обход.
Чтоб, мы не пустили шведов
На их замечательный флот.
Воин 2:
Полки Александра с криком
Устремились на шведский стан
Вспорхнули впервые стрелы,
Враг битву не ожидал.
Шведы искали оружие,
Рыцари без доспехов
И русская конница смело
Достигла первых успехов.
Герой Савва:
Я пробился к шатру предводителя
И смог подрубить я столб.
Шатёр повалился, а витязей
Привело это всё в восторг.
Воин 1:
Мы удвоили натиск
Швед бежал к кораблям
И новгородцы не медлили
Они помогали нам.
Воин 2:
Три шнеки мы потопили
Мостки рубили к другим
Пусть знают, что русские воины
Смелы и народ нам един!
Воин 1:
Швед Биргер, увидев у русских,
Что не так велика их рать
Собрал самых храбрых воинов
И решил оттеснить назад.
Князь Александр:
И мы скрестили с ним копья
Я смог сбить с Биргера шлем
И обливаясь кровью
Биргер с коня полетел.
Его подхватили солдаты
И смогли на корабль отойти.
Поспеши, отчалив от берега
Другие шнеки пошли.
Те, кто к реке не пробились
Тесно сбились в кучу
Надежд не спасение не было
«Оставьте! – сказал я могуче.
Пусть уходят, а там будет видно.
Кто с мечом к нам придёт
От меча и погибнет».
Былинница 1. Благодаря полководческому таланту Александра Ярославича, был совершен молниеносный переход из Новгорода и внезапно атакован лагерь шведов. Успех был полным. За эту блестящую победу князя Александра стали называть Александр Невский.
3.Походы крестоносцев.
В 1240 году немецкие рыцари предприняли поход на Русь. Сначала они захватили крепость Изборск, затем Псков. Угроза нависла над Новгородом. На этот раз Александр Невский изменил тактику. Он тщательно готовится, собирает новгородское ополчение, дожидается подкрепление из других земель. Методом небольших победоносных сражений он достигает перехода стратегической инициативы в свои руки и весной 1242 года освобождает от немцев Псков. После этого Александр Невский стал искать большого сражения, чтобы разбить главные силы рыцарского ордена.
4.Ледовое побоище.
Используя план битвы, рассказать о Ледовом побоище.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище.
Немецкое войско было построено в форме клина («свиньи»). Предвидя план немцев, Александр Невский построил своё войско таким образом, что самые мощные силы находились на флангах. Как и ожидалось, рыцарский клин пробил центр, но был захвачен как клещами, флангами русских. Завязался жестокий рукопашный бой. После того как рыцари не выдержали и отступили, лёд треснул под их тяжестью, и они стали тонуть.
Велико историческое значение этой битвы. Немецкое продвижение на вотсок было остановлено. Русь сохраняла свою веру и свою независимость.
5.Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания.
Какие силы представляли опасность для Руси в 13 веке? В чём выражалась эта опасность?
В чём проявилось полководческое искусство Александра Невского, и каково значение его деятельности?
Работа с картой.
Используя карту, рассказать об отражении немецко-шведской агрессии.
6. Домашнее задание.
Подготовить устные сообщения: «Невская битва», «Ледовое побоище».