Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Красноооктябрьского района г. Волгограда
Методическая разработка конспекта учебного занятия
на тему: «Боги и верования древних египтян»
Автор: Архипова Ирина Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
Волгограда, 2013
Учитель: Архипова Ирина Евгеньевна
Предмет: история
Класс: 5
Учебник: В. А. Головина, А. А. Немировский, Г. А. Кошеленко, В. И. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.
Цели урока:
-
познавательные:
— научить анализировать текст учебника, в частности мифы;
— на основании ранее изученных религиозных верованиях первобытного мира, научить устанавливать аналогии с представлениями древних египтян;
-
коммуникативные:
— на основе материала учебника научить составлять устные рассказы;
-
личностные:
— научить осознавать целостное понятие «религия».
Учитель | Ученики | Доска и оборудование | |
Создание проблемной ситуации (5-7 минут) | Учитель дает задание обучающимся прочитать миф о Нут и Геб. Миф о Нут и Геб Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды, и всю ночь они плыли по ее телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты – как свинья, пожирающая собственных поросят». В итоге, Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землею.
— Ребята, скажите, могли ли события, описанные в мифе быть реальностью?
— А для чего создавались такие вымышленные сюжеты? | Выполняя задание учителя выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Ученики указывают на вымышленный характер мифа. Ученики при помощи наводящих вопросов учителя приходят к выводу о том, что древние египтяне таким образом пытались объяснить необъяснимое, то есть то, во что верили. | Презентация, слайд 3. |
Формулирование проблемы
| — Ребята какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит выяснить на уроке?
| Ученики по-разному формулируют вопросы. | Основной вопрос выводится на презентации– слайд 4. |
Версии (2-3 минуты) | — Какие у вас есть версии ответа на этот вопрос? | Ученики предлагают различные версии | Учитель выводит 2 основные версии (презентация, слайд 5). |
Актуализация имеющихся знаний (5-10 минут)
| Учитель выводит обучающихся на понятие «религия»: — Как по-другому мы можем назвать верования и представления о богах? — Ребята, вспомним уже знакомый термин «религия».
— Ребята, как вы думаете, что нам нужно узнать для того, чтобы понять какой была религия древних египтян и какую роль в жизни человека она играла? | Вспоминают ранее изученный материал.
Определяют каких знаний им не хватает |
На презентации выводится понятие «религия», слайд 6.
Выводится план действий, презентация, слайд 7. |
Поиск решения, открытие нового знания (20-25 минут)
| — Для того чтобы разобраться во что же верили древние египтяне, нам необходимо прочесть пункты 1,2 на стр. 53-54, затем обратиться к розданному материалу (приложение 1) и заполнить имеющиеся пропуски.
— Исходя из того, что мы узнали, можем ли мы уже что либо сказать относительно главного вопроса нашего урока?
— Понять в чем состояли функции жрецов и для чего строили храмы, нам может помочь работа с терминами.
— А теперь, попробуйте составить небольшой устный рассказ (8-10 предложений) от имени жреца и жрицы, в котором будет отражена их деятельность, то, чем они занимались в храмах. 1-й вариант составляет рассказ от имени жреца, 2-й – жрицы. В выполнении этой работы вам поможет текст учебника (пункт 4 на стр.54-55).
— Как нам помогают продвинуться вперед данные сведения к прояснению главного вопроса?
— Следующий вопрос для обсуждения – это представления древних египтян о загробной жизни. Для того, чтобы узнать в чем состояли особенности этих представлений, нам необходимо вспомнить что думали о загробной жизни первобытные люди и прочитать пункт 5,6 на стр. 55-56. — Заполним в соответствии с этим таблицу (приложение 2). | Ученики работают индивидуально.
Ученики обсуждают вопрос, предлагают различные варианты.
Ученики записывают термины в тетради.
Каждый ученик работает над составлением рассказа, но возможны обсуждения. После выполнения работы 2 ученика предлагают свой вариант рассказа, остальные дополняют.
Ученики обсуждают вопрос, предлагают различные варианты.
Ученики работают с текстом учебника, затем устно обсуждают незаполненные графы таблицы. | Раздаточный материал готовится заранее до начала урока (либо используются задания из рабочей тетради, прилагающейся к учебнику). Главный вопрос вновь выводится на презентации, слайд 8. Термины выводятся на презентации, слайд 9.
Главный вопрос вновь выводится на презентации, слайд 10. Таблица выводится на презентации, слайд 11. |
Применение нового знания | — Ребята, так какой же мы можем дать ответ на наш главный вопрос? Какая из версий подтвердилась? И что нового и полезного вы узнали сегодня на уроке? | Ученики обобщают, делают вывод.
| Слайд 12 – главный вопрос урока и 2 версии, предложенные в начале урока. |
Домашнее задание | Домашнее задание после данного урока не предусмотрено, так как на следующем занятии запланировано чтение источников (древнеегипетских мифов) и обобщение пройденного материала. Возможен просмотр следующего параграфа учебника для более продуктивной работы по следующей теме. |
|
|
Выставление отметок за работу на уроке | Применение технологии самооценки обучающихся, в ходе которой ученик сам ставит себе отметку, а учитель либо соглашается с ним и выставляет ее, либо задает вопросы ученику, указывающие на недостаточность или неправильность ответов ученика в ходе урока. |
Приложение 1
У египтян было не меньше ________ богов.
_______________ — бог дневного Солнца.
_______________ — бог восходящего Солнца.
_______________ — бог-покровитель ремесел и искусства.
_______________ — богиня красоты.
_______________ — богиня справедливости.
Богу ______________ египтяне поклонялись во время правления фараона _____________, который в честь этого бога изменил свое имя на _________________.
Приложение 2
Первобытные люди | Древние египтяне | |
Есть ли жизнь после смерти? |
|
|
Что думали о душе человека? |
|
|
Как хоронили умерших? |
|
|