Конспект урока по истории для 10 класса
Учитель: А.В. Шипкова
Тема урока: В преддверии Смуты Тип урока: комбинированный Цель урока: продолжить формирование исторического сознания и критического мышления школьников через осмысление второго периода правления Ивана Грозного и его сына Федора Ивановича Программное содержание: Опричные казни и погромы. Народные бедствия. Хозяйственное разорение. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — крепостнические законы («заповедные годы», «урочные лета»), положение крестьян, холопов, посадских людей. Побеги, восстания. Иван Грозный и его время в российской историографии. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Кончина Федора Ивановича, воцарение Бориса Годунова. Основная мировоззренческая идея: второй период правления Ивана Грозного оказал огромное влияние на последующее развитие Российского государства. Основные образовательные результаты: По окончанию изучения темы ученик: — знает основные события этого периода; — дает определения понятий; — соотносит основные даты и события; — дает аргументированную оценку эпохи Ивана Грозного и его места в истории; — моделирует альтернативный ход истории в этот период; — проявляет уважение к Российской истории. Технология обучения: проблемного обучения Форма урока: традиционная Основные понятия: опричнина – это 1) часть государства с особо плодородными землями, собственным управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников; 2) период в истории России, характеризующийся террором и системой жестоких мер; земщина – это оставшаяся часть государства; «заповедные годы» – это запрет перехода крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день; «урочные лета» – устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян; бобыли – обедневшие крестьяне, освобожденные от налогов полностью или частично Основные даты: 1565-1572 гг. – период опричнины; 1581 г. – «заповедные годы»; 1584 г. – смерть Ивана Грозного; 1584-1598 гг. – правление Федора Ивановича (Блаженный); 1589 г. – избрание Иова патриархом всея Руси; 1597 г. – «урочные лета» Имена исторических деятелей: Владимир Андреевич Старицкий; митрополит Филипп (Колычев); Малюта Скуратов; Федор Иванович; Борис Годунов; царевич Дмитрий; патриарх всея Руси Иов План изучения нового материала:
1. Накануне опричнины
2. Ведение опричнины и опричный террор
3. Последние годы правления Ивана Грозного
4. Правление Федора Ивановича
Оборудование урока: раздаточный материал; портреты основных исторических деятелей; мультимедийная презентация «Эпоха Ивана Грозного» Мизансцена урока: традиционная Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты, понятия, в правом верхнем углу Д/З
Ход урока
Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку | На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности |
II. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания Письменный опрос Вводная беседа: — Какие цели правительство Ивана Грозного ставило перед собой при ведении внешней политики? — Насколько эффективна была восточная политика? — Охарактеризуйте этапы Ливонской войны — Покажите по карте места основных сражений Ливонской войны. — Каковы общие итоги внешней политики Ивана IV? — Какие из целей, поставленных во внешней политике, были достигнуты, а какие нет? — Чем вы объясните успехи и неудачи внешней политики России в период правления Ивана IV? |
2 человека по карточкам, 1 человек – работа с перфокартой Фронтально |
III. Постановка учебной задачи В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного. В то же время она заняла важное место в политической жизни страны, в развитии ее государственности. Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться с таким сложным вопросом как: — Иван IV палач или жертва? |
|
IV.Изучение нового материала 1.Накануне опричнины Работа с учебником а) Выборочное чтение б) Беседа по прочитанному — Дайте характеристику государственно-политическому устройству России — Удовлетворяло ли такое положение царя? — Почему Иван IV охладел к Избранной раде? Обобщение: таким образом, разочарование в Избранной раде, неудачи в Ливонской войне, набеги крымского хана, измены и казни создали весьма напряженную обстановку. 2. Ведение опричнины и опричный террор — Что такое опричнина? Словарная работа: Опричнина – это 1) часть государства с особо плодородными землями, собственным управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников; 2) период в истории России, характеризующийся террором и системой жестоких мер. Историки до сих пор спорят о целях, сущности опричнины. Работа с документом а) Сплошное чтение б) Создание проблемной ситуации 1. Перечислите основные мероприятия, которыми сопровождалось учреждение опричнины. 2. Что представляла собой опричнина как особая территория, какие регионы вошли в ее состав, по какому принципу она формировалась? Объяснение: Общепринятыми сейчас являются несколько причин: 1) попытка повысить свой авторитет и неограниченную власть; 2) ликвидация остатков удельной системы; 3) уничтожение привилегий аристократии и усиление служилого дворянства. Образное повествование: Опричнина была ведена в 1565 г. Вся территория Руси делилась на две части: опричнину и земщину. Опричнина включала в себя богатые, развитые земли, имела собственное управление. Земщина охватывала оставшуюся территорию, в ней сохранялась старая Боярская дума, приказы. Начинается практика перевоза с опричной территории в земщину помещиков и вотчинников с их семьями. Сопровождались они грабежами, зверствами, убийствами. Неотъемлемой частью опричнины стал опричный террор. Убивались все противники нового режима, неугодные царю люди. — Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность? — Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван [Грозный] рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?» Обобщение: с помощью опричнины Грозный достиг укрепления режима личной, неограниченной власти, подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги какого бы то ни было удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях. 3. Последние годы правления Ивана Грозного Образное повествование: К концу правления Ивана Васильевича запустение и разорение земель приняло катастрофические размеры. Широкое распространение в стране получили разбои. Крестьяне и посадские люди бежали на окраины. Власти, пытаясь спасти положение, организуют с 1581 г. описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. Тогда и родилась известная пословица: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” “Заповедные годы” (заповедь — запрет) вводились как временная мера, но остались надолго, вплоть до отмены крепостного права (1861 г.). Помещики получают податные льготы, монастыри же их лишаются (по решению церковного собора 1584 г.). Дворян жалуют новыми землями. Эти меры, принятые в конце правления Грозного, не могли дать каких-либо заметных и быстрых результатов. Образное повествование: В 1584 г. Иван Грозный умер. На политику царя оказала большое влияние его личная жизнь. В свои неполные 54 года этот человек, исключительно одаренный, жестокий и маниакально подозрительный, выглядел глубоким стариком, развалиной. Сказались долгие годы борьбы, подозрительности и страха, расправ и покаяний, пьяных оргий и злобных выходок. Ночные страхи и кошмары, болезни и переживания довели его до крайности — все тело распухло, глаза слезились, руки тряслись. Люди, окружавшие трон, трепетали перед ним, но плели интриги. Поговаривали, что они-то и помогли ему уйти в мир иной — подложили отраву. Ответ на главный вопрос урока: Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видели в его деяниях большой государственный смысл – стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути (борьба с боярами и прочими). Жестокость Ивана Васильевича они не без основания оправдывают нравами эпохи. Другие, наоборот, акцентируют внимание только на жестокости царя, и не берут в расчет его заслуги. Четкого ответа на поставленный вопрос не существует. Каждый выбирает ту позицию, которая больше соответствует его пониманию мира, политики, человеческих взаимоотношений. 4. Правление Федора Ивановича Работа с учебником: а) Выборочное чтение б) Беседа по прочитанному — В каком состоянии находилась страна после смерти Ивана Грозного? — Какие меры принял Федор Иванович для нормализации положения в стране? — Какое значение имело введение патриаршества? — Для чего были введены «урочные лета»? Обобщение: Федор Иванович скончался, не оставив наследника. Династия Ивана Калиты на московском престоле угасла. На Земском соборе царем был избран Борис Годунов. Воцарилась новая династия, но продержалась она не долго.
|
С. 181-183, про себя Фронтально
Фронтально
Запись в тетрадь Слайд 25 Работа в парах Фронтально
Запись в тетрадь
Слайд 26
Фронтально
Запись в тетрадь
Слайд 30
С. 185-187, про себя, запись в тетрадь основных дат и событий Фронтально
|
V. Первичное повторение и закрепление Повторительно-обобщающая беседа: — Что такое опричнина? Можно ли ее назвать реформой? Аргументируйте свой ответ — Закономерна ли опричнина? Насколько ее проведение отражает особенности личности Ивана IV? — Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя? — Согласны ли вы с тем, что сочетание царь – митрополит выглядит, не так органично, как сочетание царь – патриарх? К какому времени относятся эти сочетания? |
Фронтально |
VI. Подведение итогов урока Содержательная оценка УПД и ее результатов, выставление отметок в дневник. | Д/з § 27, записи в тетради |
Список использованных источников:
1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М, «Просвещение», 2001
2. Козленко С.И., Тороп В.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Книга для учителя в двух частях, часть 1. М, «Просвещение», 2010
3. http://www.picsearch.com.ru/
4. http://interpretive.ru/