ФИО Глухова Марина Александровна
УО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Должность: учитель истории и обществознания
5 класс
Тема: Хозяйственная деятельность (оленеводство, собирательство, рыболовство, охота)
Цель урока: рассмотреть принципы охотничьего промысла, рыболовства, собирательства, значение оленеводства в жизни народов севера
Оборудование: иллюстрации ягод, рыбки для игры, смайлики для рефлексии
Учебник: Культура народов Ямала /Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник. 5 – 7 классы. Тюмень: Институт проблем освоения Севера, 2002. – 352с.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Знакомство с учащимися.
2.Актуализация знаний
— С какими промыслами народов Севера вы знакомы?
3.Сообщение темы и цели урока
— Сегодня мы познакомимся с основными промыслами народов Севера
4.Изучение нового материала
Рыболовство
— Послушайте стихотворение и скажите, о каком промысле идет речь?
Любит злые песни петь
Наша быстрая река.
Я забрасываю сеть
С невысокого мостка.
Что там бьётся… Вот дела!
Неужели в этот раз
Нерпа в сети заплыла,
За рыбешкою гонясь?
Сети я с трудом тяну,
И, конечно, неспроста:
Бьётся, рвется в глубину
Преогромная кета!
Наконец она сдала.
Вся запутана в сети…
Пусть добыча тяжела,
Мне легко её нести!
— Рыболовство – вид хозяйственной деятельности с древности. У ненцев рыбная ловля не была основным средством жизни, она являлась средством пропитания лишь летом.
— Какие снасти использовали для ловли рыбы?
— Для рыболовства использовали крючки и гарпуны. Применялись загороди, когда реку перегораживали деревянными копьями. Обычно это делали дети. Взрослые ловили рыбу сетями и неводами. Чаще использовали перемет – леску с крючками, которую прикрепляли к бревну. Пойманных осетров держали в воде на привязи и подкармливали их. К столу подавали свежую рыбу. Во время лова ели сырую рыбу, а зимой лучшим лакомством была строганина.
— Кочевые ненцы не заготавливали рыбу впрок, а ханты наоборот, запасались ей на весь год, порою она заменяла хлеб.
— Кроме пищи как использовали рыбу?
— Из нее делали рыбий клей. Ценился рыбий жир. Он использовался как лекарство, его применяли для защиты от комаров, использовали для освещения, изготовления мыла, выделки кожи.
Игра «Рыбалка»
Разделить рыбок на 2 группы
Собирательство
— Самым древним видом хозяйственных занятий человека было собирательство. Человек собирал то, что давала ему природа. С древних времен человек умел различать полезные и ядовитые плоды, растения и грибы, то есть дикоросы.
— Что же собирали северяне.
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| 1 | к | е | д | р |
|
|
|
|
|
|
|
2 | ч | е | р | н | и | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | к | л | ю | к | в | а |
|
|
|
|
|
| 4 | м | о | р | о | ш | к | а |
|
|
|
|
|
| 5 | б | р | у | с | н | и | к | а |
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | с | м | о | р | о | д | и | н | а |
7 | г | р | и | б | ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Ему немало сотен лет.
В тулуп зеленый он одет.
Хотя в глухой тайге растет,
Ему всегда большой почет.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, что ни говори,
Орешки вкусные внутри. (кедр)
2. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (черника)
3. Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло! (клюква)
4. Осень подоспела,
Ягода поспела,
Жёлтая серёжка,
Спелая … (морошка )
5. Листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки —
Не выше кочки. (брусника)
6. Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (черная смородина)
7. Под кустами,
Под листами
Мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами
Мы не крикнем вам: «Ау!» (грибы)
— Кроме этих ягод северяне в летний период собирают: голубику, воронику, самой ценной считается княженика. Ее заваривают вместе с листьями и пьют вместо чая.
— Тундровые кочевые ненцы ягоды и растения не заготавливают впрок, а на некоторые травы существуют запреты. Например, запрещалось собирать грибы, так как они одно из лакомств оленей.
— Все другие северные народы (лесные ненцы, ханты, манси, коми, татары, русские) – собирают и заготавливают на зиму ягоды, грибы, кедровые орехи. Для лечения сушат травы – кровохлебку, мяту, багульник, а так березовую чагу и древесный гриб ивы.
Охота
Уже немного рассвело,
Заполыхали горы.
И только солнышко взошло,
Охотник начал сборы.
Он выпил чаю.
На ходу
Надел свою кухлянку.
И в море выбрался по льду,
Где нерпы на свою беду
Резвятся спозаранку.
На серый лед упал ничком
И с ним как будто сросся.
За появившимся бельком
Следит из-за тороса.
Вот он прицелился в белька.
Залезшего на льдину.
И выстрелил наверняка
В лоснящуюся спину.
Пускай поднялся он с трудом
До первой песни птичьей.
Зато сейчас явился в дом
С хорошею добычей.
Руками, упершись в бока,
Рассказывает сыну
О том, как подстрелил белька,
Залезшего на льдину.
— О ком это стихотворение?
— Охота была еще одним хозяйственным занятием народов Ямала. Еще 3 тыс.лет назад для охоты изготовляли копья, лук со стрелами, лыжи, нарты и лодки.
— На кого ведут охоту жители севера?
— Главным объектом охоты был дикий олень.
— Почему?
— Не зря в мифах ненцы его называли – дающий жизнь. Из шкур оленя делали одежду и обувь, ими покрывали жилища и выстилали постель. Мясо оленя употребляли в пищу. Рога служили лекарством. Из жил делали нитки для шитья и тетиву для лука. Из костей вырезали амулеты и наконечники копий и стрел.
— Существовало несколько способов охоты на оленя.
— Летом велась облавная охота на гусей. Охотники делились на 2 группы. Одна гнала стадо по воде на лодках, выгоняя птиц на берег, вторая поджидала на берегу.
— В конце осени и зимой охотились на песца. Шкурки песца долгое время были средством обмена и заменяли в тундре деньги.
— Селькупы особо почитали охоту на медведя. Проводилась она в зимнее время когда медведь спал в берлоге. Собиралась группа охотников. Руководил ею тот охотник, которому духи указали путь к медвежьему лежбищу. Он наносил первый удар копьем в берлогу, стараясь попасть в сердце медведя, остальные добивали. Потом устраивалась ритуальная трапеза. Шкура жертвовалась духам леса. Череп клали на сломанное дерево.
— Кто жил на побережье моря весной и летом вели охоту на моржа, морского зайца, тюленя, белого медведя.
— Морские животные и белый медведь считались священными. Их жиром лечились, из клыков и костей делали амулеты.
— С 19 века в обиход вошло огнестрельное оружие, которое покупали у русских. Но некоторые северные народы и сегодня используют старые приемы охоты и рыбной ловли.
5.Закрепление изученного материала
— С какими видами хозяйственной деятельности познакомились на уроке?
— О каком виде хозяйственной деятельности хотелось бы узнать больше? Почему?
6.Домашнее задание
7.Рефлексия