ФИО Глухова Марина Александровна

УО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Должность: учитель истории и обществознания

5 класс

Тема: Хозяйственная деятельность (оленеводство, собирательство, рыболовство, охота)

Цель урока: рассмотреть принципы охотничьего промысла, рыболовства, собирательства, значение оленеводства в жизни народов севера

Оборудование: иллюстрации ягод, рыбки для игры, смайлики для рефлексии

Учебник: Культура народов Ямала /Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник. 5 – 7 классы. Тюмень: Институт проблем освоения Севера, 2002. – 352с.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Знакомство с учащимися.

2.Актуализация знаний

— С какими промыслами народов Севера вы знакомы?

3.Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы познакомимся с основными промыслами народов Севера

4.Изучение нового материала

Рыболовство

— Послушайте стихотворение и скажите, о каком промысле идет речь?

Любит злые песни петь

Наша быстрая река.

Я забрасываю сеть

С невысокого мостка.

Что там бьётся… Вот дела!

Неужели в этот раз

Нерпа в сети заплыла,

За рыбешкою гонясь?

Сети я с трудом тяну,

И, конечно, неспроста:

Бьётся, рвется в глубину

Преогромная кета!

Наконец она сдала.

Вся запутана в сети…

Пусть добыча тяжела,

Мне легко её нести!

— Рыболовство – вид хозяйственной деятельности с древности. У ненцев рыбная ловля не была основным средством жизни, она являлась средством пропитания лишь летом.

— Какие снасти использовали для ловли рыбы?

— Для рыболовства использовали крючки и гарпуны. Применялись загороди, когда реку перегораживали деревянными копьями. Обычно это делали дети. Взрослые ловили рыбу сетями и неводами. Чаще использовали перемет – леску с крючками, которую прикрепляли к бревну. Пойманных осетров держали в воде на привязи и подкармливали их. К столу подавали свежую рыбу. Во время лова ели сырую рыбу, а зимой лучшим лакомством была строганина.

— Кочевые ненцы не заготавливали рыбу впрок, а ханты наоборот, запасались ей на весь год, порою она заменяла хлеб.

— Кроме пищи как использовали рыбу?

— Из нее делали рыбий клей. Ценился рыбий жир. Он использовался как лекарство, его применяли для защиты от комаров, использовали для освещения, изготовления мыла, выделки кожи.

Игра «Рыбалка»

Разделить рыбок на 2 группы

Собирательство

— Самым древним видом хозяйственных занятий человека было собирательство. Человек собирал то, что давала ему природа. С древних времен человек умел различать полезные и ядовитые плоды, растения и грибы, то есть дикоросы.

— Что же собирали северяне.

Кроссворд

1

к

е

д

р

2

ч

е

р

н

и

к

а

3

к

л

ю

к

в

а

4

м

о

р

о

ш

к

а

5

б

р

у

с

н

и

к

а

о

6

с

м

о

р

о

д

и

н

а

7

г

р

и

б

ы

1.Ему немало сотен лет.
В тулуп зеленый он одет.
Хотя в глухой тайге растет,
Ему всегда большой почет.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, что ни говори,
Орешки вкусные внутри. (кедр)

2. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (черника)

3. Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло! (клюква)

4. Осень подоспела, 
Ягода поспела,
 
Жёлтая серёжка,

Спелая … (морошка ) 

5. Листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки —

Не выше кочки. (брусника)

6. Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (черная смородина)

7. Под кустами, 
Под листами 
Мы попрятались в траву, 
Нас в лесу ищите сами 
Мы не крикнем вам: «Ау!» (грибы)

— Кроме этих ягод северяне в летний период собирают: голубику, воронику, самой ценной считается княженика. Ее заваривают вместе с листьями и пьют вместо чая.

— Тундровые кочевые ненцы ягоды и растения не заготавливают впрок, а на некоторые травы существуют запреты. Например, запрещалось собирать грибы, так как они одно из лакомств оленей.

— Все другие северные народы (лесные ненцы, ханты, манси, коми, татары, русские) – собирают и заготавливают на зиму ягоды, грибы, кедровые орехи. Для лечения сушат травы – кровохлебку, мяту, багульник, а так березовую чагу и древесный гриб ивы.

Охота


Уже немного рассвело,

Заполыхали горы.

И только солнышко взошло,

Охотник начал сборы.

Он выпил чаю.

На ходу

Надел свою кухлянку.

И в море выбрался по льду,

Где нерпы на свою беду

Резвятся спозаранку.

На серый лед упал ничком

И с ним как будто сросся.

За появившимся бельком

Следит из-за тороса.

Вот он прицелился в белька.

Залезшего на льдину.

И выстрелил наверняка

В лоснящуюся спину.

Пускай поднялся он с трудом

До первой песни птичьей.

Зато сейчас явился в дом

С хорошею добычей.

Руками, упершись в бока,

Рассказывает сыну

О том, как подстрелил белька,

Залезшего на льдину.


— О ком это стихотворение?

— Охота была еще одним хозяйственным занятием народов Ямала. Еще 3 тыс.лет назад для охоты изготовляли копья, лук со стрелами, лыжи, нарты и лодки.

— На кого ведут охоту жители севера?

— Главным объектом охоты был дикий олень.

— Почему?

— Не зря в мифах ненцы его называли – дающий жизнь. Из шкур оленя делали одежду и обувь, ими покрывали жилища и выстилали постель. Мясо оленя употребляли в пищу. Рога служили лекарством. Из жил делали нитки для шитья и тетиву для лука. Из костей вырезали амулеты и наконечники копий и стрел.

— Существовало несколько способов охоты на оленя.

— Летом велась облавная охота на гусей. Охотники делились на 2 группы. Одна гнала стадо по воде на лодках, выгоняя птиц на берег, вторая поджидала на берегу.

— В конце осени и зимой охотились на песца. Шкурки песца долгое время были средством обмена и заменяли в тундре деньги.

— Селькупы особо почитали охоту на медведя. Проводилась она в зимнее время когда медведь спал в берлоге. Собиралась группа охотников. Руководил ею тот охотник, которому духи указали путь к медвежьему лежбищу. Он наносил первый удар копьем в берлогу, стараясь попасть в сердце медведя, остальные добивали. Потом устраивалась ритуальная трапеза. Шкура жертвовалась духам леса. Череп клали на сломанное дерево.

— Кто жил на побережье моря весной и летом вели охоту на моржа, морского зайца, тюленя, белого медведя.

— Морские животные и белый медведь считались священными. Их жиром лечились, из клыков и костей делали амулеты.

— С 19 века в обиход вошло огнестрельное оружие, которое покупали у русских. Но некоторые северные народы и сегодня используют старые приемы охоты и рыбной ловли.

5.Закрепление изученного материала

— С какими видами хозяйственной деятельности познакомились на уроке?

— О каком виде хозяйственной деятельности хотелось бы узнать больше? Почему?

6.Домашнее задание

7.Рефлексия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here