История России, 9 класс

Учитель истории Людишина С.И.

МКОУ «Каменносанарская ООШ»

Тема урока: «Наследники Сталина. Изменения политической системы»

Задача: формирование активной жизненной позиции, умения правильно ориентироваться в событиях и оценивать действия отдельных людей в соответствии с заявленными ими идеями, убеждениями и ценностями.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с итогами борьбы за власть, сформировать представление об изменении политической системы в период правления Н.С. Хрущева; подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства КПСС на культ личности Сталина, демократизацию общественной жизни.

  2. Продолжить формирование умений работать с историческими документам, дополнительной литературой, готовить и выступать сообщения, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

  3. Воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.

Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами учебной деловой игры, выполнением практической работы.

Оборудование: учебник (авторы А.А. Данилова, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт), рабочая тетрадь на печатной основе, портреты, подборка документов и дополнительной литературы.

Основные понятия: волюнтаризм, реабилитация, субъективизм, оппозиция, амнистия.

Важнейшие даты: 5 марта 1953 г. – смерть Сталина; 30 июня 1956г. – ХХ съезд КПСС, доклад Н.С.Хрущёва о культе личности реабилитация жертв массовых политических репрессий; июнь 1957 г. — пленум ЦК КПСС, попытка противников (Молотов, Кагонович, Маленков) отстранить Н.С.Хрущёва от власти; 13 сентября 1953г. – Хрущев является первым секретарем ЦК КПСС; 27 марта 1958 г. – Хрущев является председателем Совета мин. СССР.

Выдающиеся личности: Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.А. Булганин, Г.К. Жуков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку

  2. Мотивационно-целевой этап

5 марта 1953 г. – смерть И.В. Сталина

Карточка-дата

  • Со смертью Сталина закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам. Смерть вождя расколола общество на тех, кто его искренне оплакивал, для кого это стало настоящей трагедией. На тех, кто искренне обрадовался смерти тирана, только в лагерях и тюрьмах находилось 2,5 млн. человек. А у партийно-государственной элиты это вызвало своего рода вздох облегчения. Многие считали, что избежали репрессий. Возникла новая для страны ситуация. Впервые за 30 лет страна осталась без вождя. Надо заметить, что ярко выраженного лидера на этот момент не было, т.к. выделиться, проявить способности, а уж тем более способности лидера, было просто невозможно. Это грозило либо быть объявленным — «враг народа», либо стать заключенным, либо вообще смертью. Любой политик, который входил в круг «приближѐнных» Сталина, со смертью Сталина получил возможность стать тем самым лидером, тем более что в той или иной степени каждый имел своих сторонников и противников. Важно было выбрать правильное направление, которое поддержало бы советское общество, которое после тяжелейшей войны, репрессий ждало перемен во всех сферах жизни.

  • Как вы думаете, почему в СССР после смерти Сталина развернулась борьба за власть в руководстве страны?

  • Борьба за власть после смерти Сталина развернулась между тремя основными политическими фигурами: Н.С.Хрущевым, Л.П.Берией, Г.М.Маленковым, за каждым из них стояли определенные силы.

  • Кто придет к власти? Как в этих условиях будет выстраивать свою политическую линию Н.С.Хрущев, чтобы отстранить своих соперников от власти? Над этими вопросами будем работать в течение изучения всей темы.

  1. Изучение нового материала

  1. Мини-сообщения (учащиеся, которые получили опережающие задания, знакомят класс с политическими портретами Г.М. Маленкова, Л.П. Берия,Н.С. Хрущева ).

На доске портреты политических деятелей:

Л.П.Берия – глава МВД.

Г.М.Маленков – председатель СовМина.

Н.С.Хрущев – секретарь ЦК КПСС.

  1. Самостоятельная практическая работа учащихся. Учебник пункт 1 § 39 и исторические документы:

  • Из постановления пленума ЦК КПСС о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия (7 июля 1953 г.).

  • Из постановления пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.М., Молотова В.М.» (29 июня 1957 г.)

  1. Беседа по вопросам к документам.

  • Какие обвинения были предъявлены Берии?

  • Почему против Берии объединились практически все руководители КПСС?

  • Какие качества Хрущева проявились во время борьбы за власть?

  • Какие из обвинений в адрес политических противников Хрущева выглядят надуманными, неправдоподобными?

  1. Причины реформирования политической системы — (учащиеся с помощью учителя делают записи в тетрадях, приводят аргументы)

  1. надежды общества на прекращение репрессий;

  2. низкая производительность в сельском хозяйстве и тяжёлое положение жителей деревни, надежда на улучшение жизни;

  3. недовольство национальных окраин ущемлением их прав и стремление к самостоятельности;

  4. сложная международная обстановка в условиях «холодной войны», конфронтация со странами Западной Европы и США;

  5. стремление работников государственного аппарата к большей самостоятельности на местах;

  6. борьба за власть развернулась между Н.С.Хрущевым, Л.П.Берией, Г.М.Маленковым.

  1. Рассказ учителя о XX съезде КПСС и его решениях. Задание для учащихся: самостоятельно заполнить таблицу с опорными словами, записав в тетрадь преобразования советского общества, вызванные решениями XX съезда КПСС.

    Преобразования советского общества, вызванные решениями XX съезда КПСС

    Культ личности Сталина

    Политические заключенные

    Законодательная база государства

    Реформы

  2. Проверка записей в таблице.

  • Осуждение «культа личности» Сталина с возложением вины за репрессии, кроме Сталина, на Берию и Ежова.

  • Начало реабилитации политических заключенных.

  • Изменение законодательной базы государства, отмена некоторых законов.

  • Реформа органов госбезопасности.

  1. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом. Задание учащимся: сделайте вывод: какие цели преследовали Л.П. Берия, Н.С. Хрущев и Г.М. Маленков? Почему Маленков и Хрущев сосредоточили главные усилия на критике культа личности Сталина?

  1. Л. П. Берия

      Предлагал подвергнуть критике культ личности, признать частично вину за репрессии, провести амнистию по уголовным и частично по политическим делам, начать сотрудничество с капиталистическими странами, наладить отношения с Югославией и другими государствами.

  1. Н. С. Хрущев

      Лавировал в борьбе за власть, опасаясь усиления Л. П. Берии или Г. М. Маленкова. Как и его соперники, партаппарат в целом боялся разоблачения за участие в репрессиях. Сначала Хрущев объединяется против Л. П. Берии с Г. М. Маленковым, а затем, заручившись поддержкой партаппарата, начинает борьбу против Г. М. Маленкова как одного из главных участников сталинских репрессий. На первых порах каких-либо четких мер не предпринимал.

  1. Идеи и предложения Г. М. Маленкова

  • До марта 1953 г. у Г. М. Маленкова доминировали сталинские представления о социализме и методах его строительства. Он выступал как приверженец жестких административных подходов к решению внутренних государственных задач.
          На трибуне Мавзолея 9 марта, в день похорон И. В. Сталина, он предстал в новом обличье как главный кандидат на опустевшее место главы государства. На следующий день после похорон в газете «Правда» была помещена фотография, изображавшая Сталина, Маленкова и Мао Цзэдуна во время подписания советско-китайского договора о дружбе (14 февраля 1950 г.). Это была явная конъюнктура, фальшивка: вместе они никогда не фотографировались. Фотомонтаж имел четкую направленность: возвеличивание нового советского лидера (Маленков пребывал в величественной позе ораторствующего, в то время как и Сталин, и Мао Цзэдун — в позе внемлющих). Г. М. Маленков первым заговорил о культе личности, о давлении культа на идеологию. Он заявил: «Считаем обязательным прекратить политику культа личности, пресечение преступной деятельности Л. Берии». Это дало первый импульс демократии в жизни партии и общества, который впоследствии подхватит Н. С. Хрущев.
          Г. М. Маленков либо предлагал, либо выдвигал идеи, которые можно в общем виде представить как программу его политического курса, не реализованного им. Вот небольшой перечень его идей и предложений:
          • повиниться перед народом за участие в репрессиях, развенчать культ личности и создать условия, неприемлемые для его возрождения;
          • сместить акцент народнохозяйственного развития в сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей народа — развитие промышленности группы Б. Сделать приоритетной гражданскую сферу производства;
          • во внутренней политике ориентироваться на интересы не только коллектива, но и отдельного гражданина, для этого предоставить предприятиям, коллективам больше полномочий и экономической самостоятельности;
          • предложить меры по оздоровлению экономики, сельского хозяйства (после его отставки были отвергнуты. Правда, некоторые идеи были подхвачены и развиты Н. С. Хрущевым);
          • во внешнеполитической деятельности государства была предложена идея мирного сосуществования стран с различным общественным строем, программа выравнивания отношений с Афганистаном, Турцией, Ираном, Финляндией; налаживания связей со странами демократии;

• Маленков предупреждал об опасности в наращивании атомного и ядерного потенциала, указывал, что в таких условиях в третьей мировой войне победителей не будет (речь 12 марта 1954 г.).

Однако его не поняли и не поддержали, подвергли жесткой критике. 5 и 24 января 1955 г. в центральных газетах появились статьи с критикой в его адрес. Падение Берии (протеже которого был сам Маленков), усиление роли секретариата, который возглавил Хрущев, привели к ослаблению позиций Г. М. Маленкова. 8 февраля он подал заявление об отставке, признав вину и ответственность за происходящее в странах соцлагеря. Г. М. Маленков не боролся, поскольку боялся откровений своих коллег. Он был выведен из состава всех высших инстанций и с 1957 по 1961 г. работал директором Усть-Каменогорской ГЭС, Экибастузской ТЭЦ. После XXII съезда был исключен из партии, ушел на пенсию. В январе 1988 г. умер в возрасте 86 лет, о чем коротко и незаметно сообщили несколько дней спустя.

  1. Деловая учебная игра «Брейн-ринг» (приложение 1)

Цель «брейнг-ринга»: формирование активной жизненной позиции, умения правильно ориентироваться в событиях и оценивать действия отдельных людей в соответствии с заявленными ими идеями, убеждениями и ценностями.
      
Организационный момент: класс делится на 2 команды, которые выбирают капитанов. В качестве эксперта выступает учитель.

План «брейн-ринга»:

  1. Разминка: «мозговой штурм» на основе вопросов и заданий к тексту предыдущего параграфа (на выбор).

  2. Обмен команд вопросами и ответами по темам: «Преемники Сталина», «Методы борьбы между преемниками Сталина», «Программы» преемников».

  3. Конкурс на лучшую карикатуру на тему «Сталинский режим и советское общество».

  4. Конкурс капитанов. Конкурс на разгадывание ребусов по теме «Переход от войны к долгожданному миру», подготовленных согласно домашнему заданию.

  5. Подведение итогов.

  1. Рассказ учителя «Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций».

  1. Закрепление изученного материала

  1. Работа в рабочей тетради на печатной основе – задание 2 к § 39.

  2. Фронтальная проверка выполненной работы.

  1. Итог урока

  1. Составление синквейна.

  1. Домашнее задание

§ 39, в. ИЗ: сообщение 1) С.П. Королев – основатель советской космонавтики.

РТ – з. 1, 7 (по выбору).

Используемая литература:

  1. А.С.Орлов. История России с древнейших времён до наших дней. Москва “Проспект” 2000.

  2. А.С.Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Москва “Проспект” 2000

  3. А.А.Громов. Новейшая история России в вопросах и ответах. Москва “Проспект” 2008

  4. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI вв. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2005 (В помощь школьному учителю).

  5. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт-сост. Г.Л.Лемина, А.Х. Сабирова. – Волгоград: Учитель, 2013.

  6. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель. 2010.

  8. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.2. / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2008.

  9. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М., 2004.

  10. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975 г.

  11. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.

  12. Н.И. Шевченко, В. Г. Петрович. Отечественная  история XX — начала XXI века. Поурочные  рекомендации. Пособие для учителя. Под общей редакцией
    А. О. Чубарьяна, 2010.

Материал для учителя

  1. Этапы борьбы за власть.

Альтернативы развития страны (таблица)

I этап. Март-июль 1953г.

Г.М.Маленков – председатель СовМина.

Л.П.Берия – глава МВД.

Н.С.Хрущев – секретарь ЦК КПСС.

На доске портреты этих политических деятелей.

Если на вершине власти окажется Л.Берия, возможным было временное продолжение сталинизма, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов (таблица).

Соперники в борьбе за власть

Л.П.Берия (1953

Г.М.Маленков (1953-1955)

Н.С.Хрущев (середина-конец 50-х г.г.)

«Антипартийная группа» (1957)

(Маленков, Каганович, Молотов)

Отношение к культу личности

Критика культа личности.

Необходимо преодолеть культ личности.

Доклад о культе личности и его последствиях на Xx съезде КПСС.

Прекратить развенчание культа Сталина.

Политическая программа

1. Отказ от репрессивной политики: пересмотр и прекращение некоторых следственных дел, реабилитация по «делу врачей» и «мингрельскому делу». Амнистия осужденным внесудебными органами (отклонена). Вывод из ведения МВД ряда подразделений, включая ГУЛАГ.

2. Партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а Совмин – всем остальным.

3. Расширение прав Союзных республик.

1. Содействие Хрущеву в устранении Берии от власти.

2. Критика аппарата за «перерождение» (бюрократизм, взяточничество, пренебрежение интересами народа).

3. Ставка на обновленный государственный аппарат.

1. Борьба за власть против Берии, Маленкова и «антипартийной группы».

2. Ставка на партийный аппарат, молодую партийную элиту.

3. Реабилитация жертв политических репрессий, восстановление прав репрессированных народов.

4. Начало «оттепели».

5. Поиск новых путей управления экономикой – начало реформирования государственного аппарата (сокращение аппарата министерств, разделение Госплана на две организации).

В марте 1958г. Хрущев занял пост Председателя Совета Министров СССР.

Борьба против Хрущева, нарушающего, по их мнению, «принципы коллективного руководства». Требование снять его с поста первого секретаря ЦК и ликвидировать этот пост.

Экономические приоритеты

Критикует экстенсивное развитие экономики, говорит о неэффективности колхозов и необходимости материального симулирования в них.

Подъем материального благосостояния народа: рост производства предметов потребления, развитие сельского хозяйства

( повышение закупочных цен. Поощрение подсобных хозяйств, развитие колхозного рынка). Идея интенсивного развития экономики.

Приоритетное развитие средств производства сельского хозяйства( до 1959 г. – идеи, сходные с идеями Маленкова).Экстенсивное развитие экономики. Новые подходы к управлению народным хозяйством (1957- переход к отраслевому управлению через Совнархозы)

Отказ от политики « экономического волюнтаризма», необдуманных и поспешных решений.

Второй возможный вариант – Г.М.Маленков, некоторое смягчение сталинского режима при сохранении общеполитического курса.

Третьим претендентом на власть являлся Н.С.Хрущев. Это был поворот к десталинизации. Этот процесс не означал ликвидации тоталитарного режима. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинизма: освобождение репрессированных, поворот к решению наиболее острых аграрных вопросов, ослабление догматического пресса в культуре.

На первом этапе борьбы за власть, боясь усиления Л.П.Берия через контроль над органами и войсками госбезопасности, Н.С.Хрущев взял на себя инициативу объединить членов руководства на акцию против Л.П.Берии. Он добился возвращения в Москву Г.К.Жукова, которому поручил руководить военной стороной ареста Берии, назначив его Министром обороны.

В июне 1953 года на одном из заседаний Н.С.Хрущев выступил с обвинениями в адрес Берии. Он обвинялся в карьеризме, национализме, в связях с английской, мусаватистской разведками. Берия и его окружение были арестованы. Конечно, эта акция осуществлялась силовыми методами, но какой-либо альтернативы тогда не было.

Так Берия был устранен с политической арены и расстрелян.

II этап. Лето 1953 – февраль 1958г.

Усиление позиций Хрущева – ослабление Маленкова.

Снятие Г.М.Маленкова с поста главы правительства. Как это произошло?

Сентябрь 1953г. Хрущев избран первым секретарем ЦК КПСС, но государственного поста он не занимал, председатель Совета Министров – Маленков.

В это время в стране началась амнистия политзаключенных, Хрущев организует процесс над руководителями МГБ, виновными в фабрикации «Ленинградского дела», а одним из организаторов этого дела был Маленков. Это послужило поводом его смещения с поста главы правительства, председателем Совмина был назначен Н.Булганин.

III этап. «Антипартийная группа»

Маленков, Молотов, Каганович – их действия.

Лето 1957г., используя свое большинство в Президиуме ЦК КПСС, который принял решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Н.С.Хрущева министром сельского хозяйства.

Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, т.к., согласно Уставу партии, только Пленум может решить этот вопрос.

Пленум, члены которого в большинстве были ставленниками Хрущева, поддержал его, оппозиционеры отправлены в отставку, Н.Булганин, как поддержавший оппозицию, снят с поста главы государства!

В марте 1958г. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров.

Мы с вами сейчас увидели, как после смерти Сталина борьба за власть протекала по такому же сценарию, что и в 1942г. после смерти В.И.Ленина.

Почему? Вывод: ни в Уставе КПСС, ни в Конституции СССР не существовало механизма переизбрания или назначения на высшие государственные и партийные должности.

К 1958г. борьба за власть завершилась.

Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров, т.е. руководитель правящей партии и государства.

2. XX съезд КПСС. Критика культа личности Сталина.

Еще до съезда руководство предприняло шаги по осуждению культа личности Сталина:

— первая волна реабилитации;

— попытки перераспределения полномочий ЦК и государственных органов;

— прекращено «дело врачей».

25.02.1956г. Н.С.Хрущев выступил с докладом перед делегатами XX съезда партии, в котором прозвучала критика в адрес Сталина, приводились примеры беззакония сталинского режима, осуждался «культ личности».

Никита Сергеевич считал, что достаточно очистить социальное общество от сталинских злоупотреблений, и партийное руководство поведет народ по пути к коммунизму.

Возложив вину за репрессии на Сталина, Берию, Ежова ,автор в докладе не ставил вопрос о демонтаже самой тоталитарной системы, которая по природе своей могла держаться только на силе и страхе.

Тем самым был снят вопрос о вине высшего партийного руководства в злоупотреблениях против своего народа, в том числе и вине самого Н.С.Хрущева.

XX съезд положил начало широкой реабилитации, но не все категории невинно осужденных были реабилитированы. Не коснулась она миллионов раскулаченных и высланных из своих деревень крестьян, которые сопротивлялись коллективизации, деятелей партии, осужденных в 20-е-30-е г.г., некоторых жертв войны и т.д.

Желая облагородить и очеловечить социализм, Никита Сергеевич способствовал изменению законодательной базы, улучшению содержания заключенных. Были обновлены «Основы уголовного законодательства», упразднено понятие «враг народа», запрещено применять насилие во время следствия, обязательным условием было присутствие обвиняемого и его адвоката на судебном процессе.

Хрущев избирает путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивающих высший партийный и государственный аппарат).

На XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959г.) был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма и переходе к развернутому строительству коммунизма.

Вывод: все эти начинания, в случае их реализации, способствовали бы повышению открытости общества.

Теоретическое обоснование и конкретные этапы построения коммунизма к 1980г. были закреплены в новой Программе КПСС, принятой в 1961г. на XXII съезде.

Программа нацеливала советское общество на решение трех задач:

  1. Построение материально- технической базы коммунизма.

Это означает: полную электрификацию страны и совершенствование на этой основе техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства. Соединение науки с производством, высокий культурно-технический уровень производства.

  1. Переход к коммунистическому самоуправлению.

Всенародное развертывание и совершенствование социалистической демократии.

Государство диктатуры пролетариата превратится в общенародное, а с победой коммунизма – отомрет.

  1. Формирование нового человека, всестороннее развитие личности.

По решению XXII съезда КПСС в 1962-1964г.г. Н.С.Хрущев ставит целью выработать новую Конституцию СССР, рассчитанную на переходный период к коммунизму.

Этот документ должен был закрепить ряд новых положений:

  1. перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное;

  1. расширение прав союзных республик;

  1. возможность существования мелкой индивидуальной собственности в переходный период.

Но работа над основным законом была прекращена в октябре 1964г. после отстранения Н.С.Хрущева от руководства партией и страной.

  1. «Кто они – шестидесятники?»

Шестидесятники, многие из тех, кого мы так называем, сами причисляют себя к «детям XX съезда».

Они принадлежат к поколению, выросшему при социализме. В своей массе они были убеждены в справедливости советской системы.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов — это не весна, но это надежды на весенние перемены в стране.

Под «оттепелью» понимается особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Попытки режима поставить под контроль не только публичное, но и частное поведение каждого человека, наталкивались на сопротивление людей, думающих и поступающих вопреки предписанным стандартам.

Перемены, которые последовали после смерти Сталина и XX съезда партии, творческая интеллигенция восприняла как начало обновления социалистической системы и попыталась сделать как можно больше для очеловечивания всей общественной жизни.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here