Смоленских Елена Васильевна
МКОУ «Журавлевская СОШ» Курганская область Каргапольский район
Учитель истории
Предмет: история
Класс: 5
Тема. Религия древних греков.
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, подвести учащихся к общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
Задачи:
-
Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
-
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
-
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.
Оборудование:
-
Организационный момент.
— Здравствуйте. Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. Наш урок истории я предлагаю провести в виде мастерской. Вот что сказали ребята, которые побывали в такой мастерской.
На доске:
-
Это урок, где трудится каждый.
-
Знания, полученные в мастерской, запоминаешь надолго.
-
Надо самому усердно думать.
-
Самим изучать новый материал интересно.
-Наш урок я хотела бы начать словами:
«Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает»
— Как вы понимаете эти слова?
— А в нашей мастерской должно быть все наоборот. И девизом мы берем слова замечательного русского писателя Л.Н.Толстого: «Нет ничего дороже того, чтобы хорошо мыслить».
— Сопоставив эти два высказывания, какой можно сделать вывод?
— Самое страшное, когда человек ничего не учит, хнычет от безделья, ему скучно. А самое дорогое – это мысль. Я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем творчески мыслить.
— Тема нашего урока: «Религия древних греков». Нам предстоит ответить на вопросы:
1)Кто такие боги?
2) Какие из них главные?
3) Что такое миф?
4) Кто из героев мифов привлекает вас и почему?
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
— Я надеюсь, что мы найдем ответы на все вопросы, но для начала обобщим знания. Для этого каждый ученик выполнит тест по ранее изученным параграфам по теме «Древняя Греция».
Тест
-
Полуостров, на котором жили греки:
а) Пиренейский;
б ) Аппенинский;
в) Балканский.
-
Самый большой остров морей, которые омывают Грецию:
а) Крит;
б) Фера;
в) Саламин.
-
С кем сражался Тесей?
а) Минотавр;
б) Циклоп;
в) Харибда.
-
Как звали царя Итаки, который стал участником похода на Трою?
а) Ахиллес;
б) Одиссей;
в) Гектор.
-
Кто автор знаменитых поэм «Одиссея» и «Илиада»?
а) Гомер;
б) Геракл;
в) Гефест.
— Взаимопроверка, оценивание своего товарища. (работа в парах)
-
Изучение нового материала
— Интересна ли вам тема : «Древняя Греция»?
— Хотелось бы вам больше узнать нового и интересного о жизни этой страны?
— Давайте познакомимся с религией древних греков.
— Посмотрим на экран, кто изображен перед нами?
http://900igr.net/kartinki/ist…
— Это древнегреческие боги. Прочитайте в учебниках внимательно первый пункт 28-го параграфа, на столах у каждой группы дополнительный материал из двух источников (Приложение №1). Ознакомьтесь. Мы должны вместе составить галерею образов, используя раздаточный материал, где отобразим: где проживали боги, какие из них главные, каковы их символы, каков характер. (На столах у учащихся изображения богов, их символов, характеристики) Приложение №2, №3.
Работа в группах.
— Какие боги главные? (Учащиеся на доске выставляют изображения главных древнегреческих богов)
— Зачитайте, как боги правят? (дополнительный материал)
-Какие символы в руках у каждого бога?
— Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест – покровитель кузнечного дела, Деметра – покровительница земледелия, Дионис – покровитель виноделия).
— Где жили древние боги? ( На горе Олимп)
— Почему древние греки изображали богов в виде людей? (Верили в силу человека).
-
Физминутка
— Бог Посейдон правит на море, мы проведем физминутку «Море волнуется раз, …». В конце изобразите такую фигуру, которая присуща по своей стати и торжественности, величию богам.
— Вспомните, что такое миф?
-Посмотрим на экран.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F4
— Нам предстоит познакомится с мифом о богине земледелия Деметре и ее дочере прекрасной Персефоне.
— Продолжаем работать в группах. Для начала внимательно прочитайте миф в учебнике.
Дети читают миф.
— 1- я группа – актеры. Распределяете роли между собой. Вам нужно будет обыграть этот миф при помощи мимики и жестов. (Учащиеся выбирают автора, Персефону, Деметру, Аида).
— 2-я группа и 3-я группа – художники. Вы прочитали миф. О каких временах года идет речь?
— 2-я группа изображает весну. Какие краски вы будете использовать?
— 3-я группа изображает осень. А вы какие краски будете использовать?
Работа в группах.
— Следующее задание называется афиширование.
— Группа актеров представляет миф, а группы художников по ходу представления демонстрируют изображения времен года.
— Какое явление природы отразилось в религиозных верованиях греков?
— Сейчас мы познакомимся еще с одним знаменитым мифом древних греков о Прометее. http://mults.info/mults/?id=896
— Чему научил Прометей людей?
Как можно назвать Прометея?
-
Закрепление
-Предлагаю ответить на вопросы:
1) На какой горе заседали боги?
2) Какие боги самые главные?
3) Каков характер богов?
4) Какое явление природы отразилось в религиозных верованиях греков?
5) Вопреки запрету Зевса, что сделал Прометей?
Ролевая ситуация
— Прочитайте тему урока, если вы поняли все, довольны уроком, то с гордостью, многозначительно. Если тема непонятна, урок не вызвал интереса, то прочитайте вопросительно, недоуменно.
Итог урока
— Интересна ли тема нашего урока для вас?
— Чем вас современных детей привлекает тема древней Греции? (мифичностью, сказочностью, качества героев, их
характер).
Дом.задание: параграф 28, дополнительное задание даю на выбор.
(сообщение о богах древней Греции, составление синквейна о древнегреческих богах.
Оценивание за урок учащихся
.