МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»
Исилькульского района Омской области

Конспект урока по истории России
в 9 классе

«Новая экономическая политика».

подготовила

учитель истории

Новикова Людмила Васильевна,

с. Украинка

2012г.

«Эту политику, мы проводим всерьез и надолго, но … не навсегда» ( Ленин В.И. ПСС – т. 44 – с. 311.).

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда нет, то постыдны богатства и почести» (Конфуций).

Цели:

  • усвоение причин, сущности и итогов нэпа;

  • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа;

  • формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи;

  • воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.

План урока.

  1. Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны.

  2. Курс на новую экономическую политику:

а) нэп в области сельского хозяйства;

б) преобразования в области промышленности и финансов.

в) изменения в области управления народным хозяйством

  1. Социально-экономические итоги нэпа.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).

Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями.

Основные понятия:

НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, концессия, акция, трест.

Оборудование урока

-Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение”, 2009 г. — Дидактические материалы в форме рабочих листов (Приложение)

I. Постановка цели, актуализация знаний

Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920х годов. Её часто называют Россией нэповской. Нэп — это новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 года и осуществляли вплоть до конца 1920х годов.

Давайте обратимся к эпиграфу (учитель зачитывает его).

«Эту политику, мы проводим всерьез и надолго, но … не навсегда»

 Задача нашего сегодняшнего урока – выявить причины перехода к нэпу, раскрыть сущность этой политики, её цели и познакомиться с её реализацией.

2. Разобравшись с задачей сегодняшнего урока, переходим к выявлению причин нэпа.

В: К чему сводилась политика военного коммунизма? (вопрос классу)

Ответы учащихся: введение продразверстки, национализация крупной, средней и мелкой промышленности, запрещена аренда земли, применение наемного труда, запрещена частная торговля, произошла натурализация зарплаты, вследствие обесценивания денег, введена всеобщая трудовая повинность.

В: Насколько отвечала эта политика интересам трудящихся после войны?( вопрос классу)

Трудящиеся были ею недовольны, особенно она раздражала крестьян. Почему?

О: Крестьянство было обязано практически весь урожай безвозмездно отдавать государству. У крестьян отсутствовали материальные стимулы .

В: Почему крестьянство мирилось с этим в годы гражданской войны?

О: Шла гражданская война. Советская власть была в опасности, а ведь она дала крестьянам мир и землю. Свержение Советской власти грозило реставрацией дореволюционных порядков.

В: Чего стали требовать крестьяне после войны?

О: Отмены продразверстки, свободы торговли и хозяйствования на земле.

— Давайте представим, что мы оказались свидетелями происходящих реальных исторических событий и хотим выразить свое недовольство. Что мы требуем?

— “Долой, продразверстку”, “Даешь свободу торговле!” “Советы без коммунистов”, “власть Советам, а не партиям”.

II . Выявление причин перехода к нэпу.

На доске:

Исторические проблемы

Задача учащихся

“Разорение, нужда, обнищание”

В.И. Ленин

Подтвердите слова Ленина фактами.

В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые.

Объяснить слова Ленина, используя фактический материал.

Урок строится на изучении документальных источников по теме.

В классе сформированы 3 группы. Каждая группа получает “Рабочий лист по теме” для решения одного из вопросов темы.

В.И.Ленин характеризовал сложившееся в России положение в 1921 году?

« Разорение, нужда, обнищание».

— Докажите, что это было так.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно на основе фактического материала, который излагается заранее подготовленными учениками, выявить эти причины перехода к НЭПу и записать их в тетрадь.

Содержание фактического материала может быть следующим.

Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С её помощью не удалось преодолеть разруху, порождённую четырьмя годами участия России в I мировой войне и усугубленную тремя годами гражданской войны. С 1914 года потери населения составили 20 млн. человек (включая и эмиграцию), ещё почти 4,5 млн. человек стали инвалидами в рабочем возрасте. Производство с/х продукции уменьшилось на треть, промышленной – в 7 раз, крупной промышленности – в 8 раз. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция.

Если мы посмотрим на данные о положении важнейших отраслей народного хозяйства в 1920- 1921 г .г. (в % к 1913 г .), то увидим следующее. (таблица демонстрируется на доске).

 

1913 г .

1920 г .

1921 г .

Добыча угля

100

26,3

29,4

Добыча нефти

100

42,0

44,1

Выплавка чугуна

100

2,7

2,7

Производство х/б тканей

100

5,1

7,1

Валовая продукция с/х

100

67,0

____

в том числе земледелия

100

64,0

____

Посевные площади сократились на 25 %, т.к. крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства.

В 1921 году из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню. От голода погибло более 5 млн. человек. Писатель М. Осоргин отмечал, что людоедство тогда было «обыденным явлением. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни ещё не знавших, хотя в них проку было мало. Ели по отдельности, не за общим столом, и разговоров об этом не было».

Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразвёрстке, но и поднялись на вооружённую борьбу. С июля по сентябрь 1920 г . шло восстание комдива Сапожкова в Заволжье и на Урале. В марте 1921 г . вспыхнуло восстание в Западной Сибири. Исключительно упорно шло восстание на Тамбовщине, которое возглавил Антонов.

Недовольны были и рабочие своим скудным пайком. Поэтому в городах в конце 1920- нач. 1921 г .г. начались забастовки.

Окончательно толкнуло большевиков к резкому изменению курса восстание моряков в Кронштадте зимой 1921 г . В марте 1921 г . моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразвёрстки.

Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами Х съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 10 часов штурмовые отряды вели бой. Лёд трескался, т.к. приближалась весна. Люди тонули десятками. Укрыться можно было лишь за трупами убитых ранее. 2,5 тысячи матросов было арестовано, 6-8 тыс. эмигрировало в Финляндию.

В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые. Объясните слова Ленина, используя фактический материал.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недовольство в обществе растет.

В: ( вопрос классу) Каким был выход из создавшегося положения?

Ответы учащихся: 1) большевики могли продолжать политику военного коммунизма( политика террора и насилия) , возможные и вероятные последствия- свержение Советской власти( пример : восстание в Кронштадте).

2) Можно было пойти на полное удовлетворение требований восставших, тех, кто был недоволен политикой большевиков, возможные последствия- вероятное оставление большевиками командных высот в экономике, политике и идеологии.

3) Средний путь- тактический маневр, когда командные высоты сохранялись за большевиками, но делалась временная уступка небольшевистским силам.

Слова учителя: Ленин не без колебаний выбрал третий путь. И это говорит о том, что НЭП рассматривался как вынужденная мера.

Учитель: Итак, на основе вышесказанного выделим

Причины введения НЭПа. ( запись в тетради)

  • Недовольство крестьян продразверсткой;

  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной;

  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма»

Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. «Мы натолкнулись на большой – я полагаю, на самый большой – внутренний политический кризис Советской России. Этот кризис обнаружил  недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих» (В.И. Ленин). Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.

Учащиеся делают вывод: таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране в целях нормализации  экономической, социальной и политической жизни.

III. Учащиеся заносят в таблицу (см. Приложение № 2 ) основные черты политики «военного коммунизма», которая изучалась ими ранее. Затем учитель, зачитав следующие слова поэта В. Маяковского:

— Дама в шляпе рубликов на сто…
кидает кому-то,
запахивая котик:
«Не толкаться! Но-но! Без хамства!
Это вам не 18ый годик!»

подводит учащихся к общему пониманию нэпа, как особой политики, не хуже и не лучше той, которая проводилась в 1918 г .

Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа”

военный коммунизм”

нэп

продразверстка;

запрещение свободы торговли;

национализация промышленности;

централизованное управление экономикой;

трудовая мобилизация;

натуральная оплата труда.

продналог;

свобода торговли;

денационализация промышленности;

мелкая частная собственность, аренда;

концессии;

хозрасчет на государственных предприятиях (трестах);

свободный наем рабочей силы;

тарифная оплата труда;

денежная реформа.

а) Учащиеся, отвечая на вопросы, предложенные к Приложению № 2 , выявляют мероприятия нэпа в области сельского хозяйства и заносят их, а так же все последующие, в распечатку .

В: Подумайте, какими экономическими и политическими мотивами руководствовался Ленин, настаивая на замене продразверстки продналогом?( вопрос классу).

О: Необходимо было укрепить союз рабочего класса и крестьянства, только так можно было сохранить Советскую власть.

б) Изменения в товарно-денежных отношениях выявляются при помощи следующего вопроса:

  • Какие изменения должны были произойти в товарно-денежных отношениях в связи с введением продналога?

Затем учащиеся анализируют изменения, произошедшие в сфере товарно-денежных отношений, отвечая на вопросы к Приложение № 2

в) Изменения, произошедшие в области трудовых отношений и в финансовой сфере, вычленяются учащимися и записываются самостоятельно по ходу рассказа учителя, содержание которого может быть следующим.

Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества.

Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами.

В 1922 г . была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твёрдой денежной единицы, обеспеченной золотом, — «золотого червонца» (10 рублей), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Трудовые мобилизации заменил свободный найм рабочей силы через биржи труда. Рабочие могли переходить с одного предприятия на другое. Устанавливалась 7-часовая продолжительность рабочего дня при 6-дневной рабочей неделе.

Вывод: (учащиеся делают самостоятельно). Привлечение иностранного капитала – один из внешних источников для поднятия экономики, но использовать его в должной мере большевики не смогли. Ленин: « Нам нужна твердая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твердой валюты НЭП летит к черту». Стабилизации финансовой ситуации способствовала денежная реформа( 1922-1924 годы)

г) Изменения, произошедшие в промышленности, учащиеся находят самостоятельно по тексту параграфа 18.

В: Что изменилось с введением НЭПа в промышленности?

д) Изменения в области управления народным хозяйством выявляются на основе схемы по следующим вопросам:

  • Какие объекты хозяйства сохраняет за собой государство?

  • Какие объекты оно отдаёт в частные руки?

  • Можно ли говорить на основе ответов на эти вопросы о коренных изменениях в управлении народным хозяйством?

IV. Итоги НЭПа и альтернативы развития страны в конце 20-х годов.

ДОСТИЖЕНИЯ НЭП

  • во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;

  • во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;

  • в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;

  • в-четвертых, плодотворно развивалась культура.

ПРОБЛЕМЫ НЭП

  • разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней . Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности.

Подведение некоторых итогов: учащиеся получают задания

Докажите, что социальные результаты НЭПа были противоречивы.

В: К чему свелись противоречия нэповской экономики

1 противоречие — одной стороны приоритет отдавался восстановлению и развитию крупной промышленности, в тоже время она продолжала оставаться убыточной. Решать задачу можно было только за счет ограбления деревни.

2 противоречие — неэквивалентный обмен между городом и деревней, приоритет промышленности над с/х.

3 противоречие — классово сориентированная политика- поддержка экономически немощных хозяйств и сдерживание развития крупных сельских предпринимателей.

Вывод учителя: Чтобы найти выход из противоречий и сложностей НЭПа власть должна была состоять из сильных, знающих и профессионально подготовленных людей.

  • Кому и почему не нужен был НЭП?

— Почему многие сторонники партии большевиков были недовольны НЭПом?

Документ на стр. 134 параграфа 18.

Эволюция взглядов В.И. Ленина на НЭП.

Весна 1921 года

НЭП — временная мера способная вывести страну из экономического и политического кризиса, укрепить союз рабочих и крестьян.

Осень 1921 года.

НЭП — политика, которая проводится всерьез и надолго, но не навсегда. Переходный период к социализму, постепенно социалистический уклад вытеснит частнокапиталистические формы хозяйствования.

Завершающее слово учителя

Точки зрения на проблемы выхода из кризиса: А что же после НЭПа?

Вновь противоречие, какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь, история нам показала, какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим)

  • Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.

  • Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.

  • Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.

В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.

Причины свертывания НЭП

  • Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.

  • Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.

  • Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.

  • Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

V. Закрепление изученного материала.

Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

Тест.

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп.

Вернёмся к эпиграфу сегодняшнего урока. Заслушиваются ответы учащихся, и подводится общий итог.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

РЕФЛЕКСИЯ.

Домашнее задание сочинить синквейн на термины: продналог, нэпманы, излишки.

Список использованной литературы

1 О.В. Арасланова, А.В. Поздеев Поурочные разработки по истории России,

М., «ВАКО» 2010г.

2. Учебник. История России 9 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М. “Просвещение”, 2009 г.


Использованные материалы

    1. В.И. Ленин ПСС – т. 44 – с. 311.

    2. Р.В. Пазин Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ, Легион, Ростов-на-Дону, 2010г.

    3. Федорчук Ирина Степановна, разработки уроков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here