Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70
города Липецка
Конспект урока по истории
в 6 классе
«Вечные труженики»
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2014
ВЕЧНЫЕ ТРУЖЕНИКИ
Цель и задачи урока:
-
образовательные: сформировать у учеников представление о средневековых сословиях, выяснить причины потери независимости крестьянами и охарактеризовать основные виды крестьянских повинностей. Раскрыть значение общины в жизни крестьянина4
-
развивающие: продолжить формирование навыка самостоятельной работы с письменными историческими источниками и текстом учебника, развитие логического и аналитического мышления,
-
воспитательные: показать значимость мирного сосуществования различных категорий населения на примере сословной структуры феодального общества, продолжить формирование таких нравственных категорий как долг, честь, верность. Отметить важность коллективистского сознания на определённом этапе развития человеческого общества.
После изучения темы учащиеся должны:
-
знать три основных сословия в Средние века;
-
определять тип зависимости крестьян и формы его выражения;
-
понимать роль крестьянской общины в жизни крестьянина;
-
давать определения следующим понятиям: сословие, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство.
Тип урока: комбинированный с элементами проблемно-исследовательской деятельности.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Опрос.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Опрос:
-
Письменный ответ (на доске): начертить на доске схему «Феодальная лестница». Дать определения основным понятиям темы: феод, сеньор, сюзерен, вассал, феодализм.
-
Письменная работа по карточкам (анализ исторических документов):
1. В «Песни о Роланде» так описаны обязанности вассала:
Вассал сеньору служит своему.
Он терпит зимний холод и жару,
Кровь за него не жаль пролить ему<.„>
Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
Вопросы: В чем видит вассал свой долг? Что он считает позором для себя и своего рода? Почему сложились такие отношения между сеньорами и вассалами?
2. В некоем сохранившемся документе сказано, что Матвей
Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, дол-
жен отправиться по требованию этого епископа в поход с двумя
рыцарями.
Вопрос: В каких отношениях находились между собой названные люди?
3. В эпических поэмах о Гильоме Оранжском отразились
представления о долге вассала по отношению к сеньору.
Кто своему сеньору изменяет,
Тот кару должен понести по праву.
«Сеньору своему грозить грешно.
Наш долг — ему оказывать почет
И защищать его от всех врагов».
«Да, ваша правда, — уступил Гильом,—
Лишь тот, кто верен, — истинный барон».
В другом месте поэмы герой упрекает рыцарей:
«Ответьте мне, бароны, Бога ради,
Как вы еще не померли со сраму!
Когда сеньор законный в плен захвачен,
Не удирают честные вассалы».
Вопросы: Какая важнейшая черта рыцарской морали отражена в этих строках поэмы? В чем состоял долг вассала в отношении сеньора?
4. В том же цикле поэм показано, как сеньор граф Гильом
Оранжский делит военную добычу:
Велел собрать все, что оставил враг:
Коней со сбруей, мулов хоть куда,
Баулы золота и серебра,
И самоцветы, и борзых собак.
Так много получил любой вассал,
Что самый бедный стал в тот день богат.
Вопросы: Как в этом описании отразились обязанности сеньора в отношении вассалов? Какие другие обязанности были у сеньора?
5. В законах Германии первой половины XI в. было сказано,
что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по
приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязан-
ности вассала — покинул сеньора в бою, напал на сеньора или
его замок, убил брата или племянника сеньора.
Вопрос и задание: Как феодальные законы и обычаи ограждали права вассалов? Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами.
6. В некоторых странах Западной Европы к XI в. в семьях
феодалов утвердился обычай передавать феод по наследству
старшему сыну, а остальным сыновьям доставались лишь кони,
доспехи, оружие да одежда.
Вопросы: Чем было вызвано укрепление такого обычая? К каким последствиям это могло привести?
7. Из письма Одона, графа Блуаского, королю Франции:
Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода
твоего. Ведь родовитость у меня есть. Если дело касается исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у
тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты данный мне феод решил ото-
брать, я, обороняя себя и свой феод, нанес тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это раздраженный несправедливостью.
Вопросы: Какие отношения были между королем и графом? Что сказано в письме о том, как граф исполнял свои обязанности вассала? Как вассал оправдывает свои враждебные действия против сеньора?
-
Устный ответ у доски: почему в схеме «Феодальная лестница» отсутствуют крестьяне?
-
Изучение нового материала
План:
-
Сословия.
-
Формы крестьянской зависимости.
-
Крестьянские повинности.
-
Жизнь в общине.
-
Учитель рассказывает о трехчастности средневекового общества, обратив внимание учеников на термин «сословие», который записывается в словарь.
Сословие – это большая группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Для придания рассказу большей образности учитель предлагает сравнить средневековые сословия с различными частями человеческого тела или частями единого дома. Подчеркивается неразрывная связь всех трех сословий в понимании человека той эпохи.
Из поэмы Адальберона Ланского:
Ни один свободный человек не смог бы прожить без сервов, ни выполнить какой-либо работы, ни совершить какой-либо траты. Мы видим, что короли и прелаты сами — сервы своих сервов. Сере кормит хозяина, утверждающего, что это он кормит серва. И не видит сере конца своим слезам и горестям. Так дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части — одни молятся, другие сражаются, третьи работают. Три соседствующие части не страдают от своей раздельности: услуги, оказываемые одной из них, служат условием для трудов двух других; в свою очередь каждая часть берет на себя заботу о целом.
2. Вопрос о потере крестьянами независимости изучается
учащимися самостоятельно. Чтение предваряется заданием «выписать в тетрадь основные причины потери крестьянами независимости».
Проверяя выполнение задания, учитель поясняет, что, помимо описываемых в документах способов, крестьянин мог потерять независимость из-за какой-либо провинности перед господином, в результате захвата его силой и подчинения, а также вступив в брак с несвободным. Эти сведения также записываются в тетрадь.
Категории средневековых крестьян: (записываются)
-
Свободные.
-
Полусвободные.
-
Зависимые: поземельно и лично.
Для конкретизации разбирается следующий документ.
Из «Грамоты» (начало XII в.):
Этою грамотою настоящих и будущих уведомляем о том, что Вильгельм пожертвовал нам — монахам Св. Петра Шартрского — для владения, обработки земли и заселения лес<...>из своего феода. Мы же, монахи, для защиты и охраны поселенцев этой земли разрешили ему взимать с тех из них, кои осядут на этой земле и будут обрабатывать ее с плугом и волами, ежегодно в третий день Рождества Господня<...> по секстарию овса, каплуну и денарию; с прочих же — по мине овса, каплуну и денарию<...> Также, если он пожелает сам со всею роднёю своею участвовать в походе короля или графа, людей земли той может вести за собой в качестве телохранителей, если захочет; но без его личного участия людям земли той никак в поход не ходить. Согласился он, чтобы от прочих повинностей, кои он обычно взимает на земле своей и с людей своих, означенные поселенцы были совершенно свободны.
Вопрос:
К какой из категорий крестьян относились эти поселенцы — свободных, полусвободных или зависимых?
3. Повинности, которые несли крестьяне, описывает учитель. Обращается внимание на понятия «барщина», «оброк» и «десятина».
Повинности крестьян:
-
Барщина – даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего своими орудиями труда в хозяйстве феодала.
-
Оброк – плата за пользование землёй в денежном или натуральном виде.
-
Подати и поборы.
-
Десятина – 1/10 часть доходов, передаваемая в пользу церкви.
В этом же разделе урока уместно рассказать и о натуральном хозяйстве (термин записывается в словарь), используя прием комментированного чтения соответствующего пункта параграфа.
Натуральное хозяйство – это такая организация хозяйства, при которой всё необходимое производится на месте, а не покупается на рынке и при которой ничего не производится с целью продажи.
Учитель характеризует состояние сельского хозяйства в VIII — XI вв. и описывает появившиеся новшества — трехполье, использование лошади в качестве основной тягловой силы, изобретение хомута и начало подковки лошадей, появление водяных мельниц.
4. О жизни крестьян в общине ученики читают самостоятельно в учебнике, обдумывая ответ на следующие вопросы:
а) Для чего крестьянам нужна была община?
б) Какие вопросы решались на общинном сходе?
в) Почему изгнание из общины было тяжким наказанием для крестьянина?
-
Закрепление
1. В описании владений одного монастыря (X в.) сказано, что
крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него
одну свинью, фунт льна, трех кур, восемнадцать яиц; ежегодно во-
зит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет пять телег
навоза со своего хозяйства; двенадцать раз привозит по охапке
дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит пиво. Соглас-
но обычаю, в течение недели пасет в лесу свиней. Три дня в неделю
в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время
сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена
должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он с собст-
венными телегой и быками отрабатывает с мая по август.
Вопросы:
а) Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?
б) Какие виды барщины выполняют Видрад и его жена?
-
Подведение итогов урока, выставление оценок.
-
Домашнее задание: §11, устно ответить на вопрос 4 после §11, ответ на вопросы к документу в учебнике, опережающее задание одному учащемуся: сообщение «Рыцарский турнир».
Иллюстрации к уроку
Средневековый дом крестьянина. Англия.
Крестьяне у стен замка феодала. Средневековая миниатюра XIV в.
Крестьянский двор. Миниатюра XV в.
Труд крестьян-общинников. Миниатюра XV в.
Список использованной литературы
1. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: ООО «ТИД – Русское слово – РС», 2012.
2. Петрова Н.Г. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. М.: ООО «ТИД – Русское слово – РС», 2000.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. История средних веков. 6 класс. «1С Образовательная коллекция». — ООО «КОРДИС & МЕДИА», 2005.