Урок №55
Класс: 5
Предмет: история
Тема: Восстание Спартака. (1 час)
Цель: формирование представлений о восстании Спартака — одном из самых массовых и организованных восстаний рабов в Древнем Риме.
Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового материала).
Задачи:
-
Выявить причины восстания рабов.
-
Познакомить с личность Спартака.
-
Определить причины поражения восстания.
-
Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы.
-
Продолжить работу над формированием умения работы с картой.
Основные понятия: гладиатор, амфитеатр.
Личность в истории: Спартак – предводитель рабов.
Основное содержание: Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы
Оборудование урока:
— учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» автор Михайловский;
-Атлас История Древнего мира.
-карта «Восстание рабов под предводительство Спартака»
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
I | Орг. момент.
| -приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | -приветствуют учителя. -настраиваются на работу. | |||||||||
II | Текущий контроль знаний и умений. | — Проводит текущий устный опрос, по вопросам §45. ? Чем новая римская армия отличалась от прежней. ?Какое значение для дальнейшей истории Рима имело появление новой армии.?Чем отличалась диктатура Суллы от обычной римской диктатуры?Объясните значение слов: проскрипции, вольноотпущенник.
| -отвечают на вопросы после параграфа 45, страница 241. Предполагаемые варианты ответов: — (Гай Марий преобразовал римскую армию – набрал в легионы бедняков, которым предоставлялось оружие за счет государства. Солдаты теперь получали жалованье, римская армия превратилась в контрактную и профессиональную. Солдатская служба продолжалась 16 лет. После окончания службы легионеру-ветерану выделяли участок «общественной земли». За победу воинов награждали особо). -(С новой армией Гай Марий успешно закончил войну в Нумидии). — (В 82 году до н.э. Суллу провозгласили диктатором, на неопределенный срок. Был из тех аристократов, которые были против любых изменений в стране. Всех несогласных ждало суровое наказание – смерть. Расселил по Италии 120 тысяч бывших легионеров и 10 тысяч рабов, принадлежавших внесенных в проскрипции аристократам (проскрипции – списки людей объявленных вне закона). Легионеры и бывшие рабы стали верной опорой новому диктатору). —(Проскрипции – списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти. Вольноотпущенник – рабы принадлежавшие внесенным в проскрипции аристократам.) | |||||||||
III | Изучение нового материала | — Выявить причины восстания рабов. В 74 году до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нем приняли участие десятки тысяч рабов. Запись в тетради: Восстание Спартака – 74 – 71 гг. до н.э. ?Вопрос! как вы думаете: случайно ли, что крупное восстание рабов произошло в Италии.
Для того, чтобы более подробно определить причины восстания Спартака, нам необходимо познакомиться с текстом §46, стр. 241 – 243. Причины восстания:
Источники по истории восстания очень скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака. Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака. У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. — Для более подробной иллюстрации рекомендуется просмотреть фрагмент фильма «Спартак» из проекта «Энциклопедия» источник: http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/373500/ -Назовите задачи, которые стремился решить Спартак. — Чьи интересы он выражает? -организовать работу с текстом параграфа 46, пункт 3. Начало восстания, с. 243-246, по плану:
— Проследите по карте путь восставших рабов. (см. приложение 1). — Найдите на карте Капую, Везувий, Брундизий.
|
—размышляют над вопросом учителя, анализируют, вспоминают ранее изученный материал. -Примерный вариант ответа: многочисленные войны, которые Рим вел в последние годы, привело к тому, что в Риме скопилось большое количество недовольных.
-читают параграф, выписывают в тетрадь причины восстания.
| |||||||||
-просматривают фильм, слушают учителя, делают выводы о личности Спартака.
-работают с текстом параграфа, делают записи в тетради.
-работа с картой в атласе, и на доске.
| ||||||||||||
IV | Закрепление изученного материала. | ??? Для закрепления изученного материала предлагаю сыграть в игру: «Иду на вы». ( каждый из вас должен придумать вопрос по изученной теме и задать его любому из одноклассников). Примерные вопросы: 1) Где и когда началось восстание Спартака? 2) Где находился первый лагерь восставших рабов? 3) Каков был первоначальный план восставших рабов? 4) Почему им не удалось переправиться на Сицилию? |
-анализируют изученный материал. — придумывают вопросы, задают одноклассникам.
| |||||||||
V | Домашнее задание | Изучить §46. -устно ответить на вопросы с.247. | -записывают домашнее задание. |
Приложение 1.